Что может помочь в драке? дополнено 25. 8. 2014 г

Полковник Чечель
      «Если вы такие умные, что ж вы строем не ходите?» (из фильма: Особенности Национальной охоты»)

        После ухода из армии в 50 лет годным на сверхзвук, (полковники больше не служат), я перепробовал несколько работ, которые были мне интересны: инструктором по парашютно-десантной подготовке в аэроклубе «Икар», лётчиком самолёта АН-2 в Николаевской федерации авиационных видов спорта, инструктором по горным лыжам и горному туризму при клубе путешественников «Хан Тенгри»,  но в плане денег – это всё было нестабильно и смахивало «на мартышкин труд» - смеюсь, т.к. было сезонно и зависело от погоды. Думаю, надо к этим своим увлечениям какой-то ещё заработок добавить. Случай тут же представился, предложили работать лётчиком-инструктором на пилотажно-навигационных тренажёрах ТУ-22м3, СУ-24, КА-27 в Центре Боевой Подготовки ВВС Украины. Эта работа мне нравилась, опыт полётов накоплен огромный и передавать его «пацанам» в чине подполковников –майоров, которые по налёту соответствуют старшему лейтенанту Вооружённых Сил Советского Союза, было интересно. Но недолго длилось моё «счастье».

        Пришла «указивка», сократить всё, что можно и что нельзя, но  количество «дармоедов», живущих за счёт народа Украины, надо уменьшить. В итоге, сразу четыре лётчика-инструктора и один штурман оказались за бортом, зато на должности остались жена Начальника Центра и жена Начальника штаба, как инженеры этих тренажёров. Я не в обиде.  Может так и надо – тренажер без лётчика полетит запросто, а вот без инженера никак.  К тому же этих лётчиков развелось, как «нерезаных собак», а жён заменить нельзя – шутка…

       Походил я так на свободе пару месяцев, несколько должностей предлагали, в том числе и Начальником охраны крупного предприятия, но всё хлопотно и не интересно. Думаю, я же могу строем ходить и песни хором петь, но почему-то никому это не нужно. И тут меня осенило. Я с детских лет с отцом по гарнизонам. Вместе с братом шлялись по Прибалтике,  сопкам Приморского края,  Сахалина,  сибирской тайге, плавням на границе с Монголией и т.д. – бродяжий опыт накоплен солидный. Плюс более 50 лет занятий экстремальными видами спорта и 32 года полётов в Морской авиации. Короче, придумал новый предмет, которого нет ни в одном ВУЗе Украины – «Выживание в экстремальных условиях дикой природы и города», показал на Военной кафедре Николаевского университета им. В.Г. Сухомлинского программу. Её рассмотрели, утвердили в Киеве,  и стал я работать преподавателем на полставки. Это было моё условие, надо же было оставить время на мои прежние увлечения.

           Всё было хорошо, я «балдел» от своей  находчивости, но эйфория быстро кончилась. Во-первых, даже работая на полставки, были дни, когда приходилось одну и ту же тему  «балакать» по четыре пары подряд. Отчитал одному взводу, 10 минут перерыв, читаешь то же самое следующему, опять 10 минут перерыв, третий взвод заходит,  перерыв час на обед, пожевал как баклан, и четвёртому взводу не терпится услышать то же самое. В конце рабочего дня на языке чувствуешь «мозоли». Но всё это в принципе было терпимо. Сложность оказалась в другом. Есть у нас такое понятие – «лётчики-теоретики» - «летать любит, но боится»… смеюсь. Так и студенты, пока дело касается «теории» - все хотят. А вот на практике… Например,  начало учебного года,  сентябрь, второй курс, вывожу очередной взвод на берег лимана. Говорю: «Сегодня проходим выживание на море. Сейчас я вам покажу плавание всеми спортивными стилями, объясню преимущества и недостатки каждого,  потом вы попробуете плавать, после чего будем учиться друг друга спасать». Половина студентов не лезет в воду, потому что, для них она уже холодная. А из второй половины одна треть не лезет в воду потому, что для них она грязная,  в такой они не купаются. В итоге,  практикой занимаются считанные единицы. Я бы всё  равно решил как-то этот вопрос, но по состоянию здоровья мамы, 85 лет – одна уже не может, пришлось переехать в Херсон. Но предмет на кафедре остался, мой труд даром не прошёл.  Сам  же даю изредка консультации и занимаюсь выживанием в частном порядке.  А сейчас попробуем дать заочно несколько уроков из того, что я давал своим студентам.  Такие знания,  думаю, лишними никогда не будут, и я попробую сейчас Вас в этом убедить.

       Одна из опасностей, от которой никто из нас  не застрахован  -  это попадание в уличную драку.  И одна из тем, которую я им читал и показывал, это -  «Что может помочь в драке?»  Соответственно, вспомнил все свои случаи, где приходилось «махаться или отмахиваться», перечитал «кучу умных книг»,  в одной из которых в перечислении советов, что может помочь: (умение драться, быстро бегать, помощь друзей, подручные средства и т.д.)  натыкаюсь на пункт «психологическое воздействие». Вроде всё правильно, но как это преподать, чтобы  было наглядно и понятно. Начал вспоминать свои ситуации и вот что пришло на ум, чтобы на пальцах объяснить, что же такое психологическое воздействие.

       Когда мы с отцом переехали с острова Саарема в Эстонии на материк, на экраны вышел американский фильм «Семь невест для семи братьев», который породил волну драк по всему Советскому Союзу, так эти драки были красиво и артистично показаны в фильме. Дрались по «поводу и без повода».  Для примера, сказал другу: Лапушок, ты Славик» в шутливой форме, но в присутствии девушки, как от друга летит кулак в «морду лица». Или попал случайно в спину старшекласснику при игре в снежки, он подходит и опять по «морде».  Чувство собственного достоинства у всех было какое-то гипертрофированное, но оно же учило - за свои слова надо отвечать. Достаточно сказать, что уже через месяц  жизни в новом гарнизоне я «уволок» у мамы губную помаду, начинку выбросил, саму трубку залил  свинцом и всегда носил с собой. Она помогала формировать  кулак и приносила чувство уверенности.  А психология изменилась настолько,  что куда бы я не приходил, первая мысль всегда была: «Так, кто тут может мне (нам) «вломить» и за что?»               
       Стою однажды я на катке в Таллине, а рядом два друга стали между собой спорить и один другому говорит: «Что ты ко мне лезешь, я же боксёр». Мимо ехал третий, совершенно посторонний парень, но он,  услышав эту фразу, спросил: «Кто боксёр?»  Один из друзей ответил: «Ну, я». Парень, ни слова не говоря, проехал на коньках дальше. Потом развернулся, разогнался в вираже до большой скорости и врезал  в грудь боксёру так, что тот летел по льду метров 15. Естественно, такая сила удара получилась за счёт большой скорости. Я это как-то машинально отметил про себя и забыл.

       Прошло много  лет. Я в «чине» майора катаюсь на коньках  в хоккейной коробке гарнизона Быхов в Белоруссии. Поскольку, когда был курсантом,  состоял сразу в четырёх сборных командах училища (по боксу, лыжам, хоккею и лёгкой атлетике),  коньки любил всегда и не упускал случая на них «лишний» раз покататься. Взрослых в тот раз на катке кроме меня никого не было, одна детвора . Ближе к вечеру подвалила подвыпившая компания: шесть ребят и две девушки. Парни сразу одели коньки и начали «кренделять» перед дамами, всё это с сигаретами в зубах, бутылками пива и русским «матом». А потом один из них, чтобы резко затормозить перед девушкой, схватил какого-то мелкого пацана лет 6-7 сверху за голову, как за столбик, шмякнул его об лёд, у того аж кровь пошла из носа, и вся эта толпа, включая девушек, загоготала, как будто этот парень сделал что-то смешное. Пацан в это время с окровавленным носом валялся на льду и скулил, размазывая кровь и сопли по лицу. Меня,  аж,  затрясло.  «Ах вы,  гады, надо наказать, но шесть человек это шесть, тем более, что двое из них тоже прилично стояли на коньках».  В голове мгновенно пронеслось две мысли. Первая, у меня в эскадрилье служил штурманом  старший лейтенант Сергей  Сакун. Он рассказывал, как его тренер по карате  не раз повторял ему фразу: «Серёжа, ты никогда не дерись. Драка – это что-то спортивное. Ты ударил, тебя ударили и т.д. Ты любую драку превращай «в избиение». Избиение – это односторонний процесс, там тебя не бьют. И тренер не раз демонстрировал, как  драку превратить в избиение, естественно всё это было только в благородных или воспитательных целях. Я сразу вспомнил эти слова Серёжиного тренера, и самому себе задал вопрос, как же драку, которую я сейчас начну, превратить в «избиение»?

       А второе, я вдруг неожиданно вспомнил удар того парня на катке в Таллине, который видел 16 лет назад. Выждал время, подождал пока «амбал»  (лет 18, здоровый и рослый, который «шмякнул» мелкого об лёд) станет  с краю в их продолжающей веселиться  компании,  сильно разогнался, на скорости со «всей дури» вломил парню в грудь,  буквально нанизав  его на кулак, и тут же мгновенно остановился. Парень метров 10 пролетел по льду и очень «прилично» врезался в бортик хоккейной коробки.  Я, глядя в глаза самому здоровому из оставшихся,  медленно и внятно произнёс: «Увижу, обижаете «мелких», такое сделаю с каждым». И не дав им опомниться, задом с «выпендрёжем» отъехал, я ж не зря был в сборной училища по хоккею. Смотрю, девчонки побежали оказывать помощь тому,  который лежал у бортика, а парни стали совещаться. Я быстренько прокрутил в голове варианты  драки, готовый ко всему, в том числе,  выскакивать через борт коробки и убегать на коньках по снегу. У меня же завтра полёты. К счастью, такого не понадобилось. Парней так «впечатлила» сила моего удара, что они побоялись связываться со мной, хотя, если бы у них было время подумать, они бы поняли, что у меня всё  так получилось просто за счёт скорости…  В общем, мне удалось прекратить дальнейшую драку, которая ещё неизвестно чем бы для меня закончилась, именно с помощью психологического воздействия, о котором идёт речь, применительно к теме данной статьи. Хотя тогда я, конечно, ни о чём таком не думал. Но что интересно, «организм» сам  вспомнил из копилки опыта подобную ситуацию  и  подсказал приём, как на противника можно воздействовать психологически.

       Ещё пример. Военная турбаза Терскол, Приэльбрусье, Кабардино-Балкария. С парнем, лётчиком-истребителем с МИГ-29, служит в Венгрии, из бара идём на дискотеку по длинному узкому коридору. Мы ещё ничего друг о друге не знаем, только познакомились. Открывается противоположная дверь,  нам навстречу идут два подвыпивших парня из местных и видно, что у них «боевое» настроение. А «кавказцы» - это прирождённые бойцы, и драться они умеют. Я сразу понял, как бы не «уступали» им дорогу, драки не избежать. Успел сделать быстрый шаг вперёд со словами: «Саша, стань сзади, сейчас будем «махаться». Остаётся метра три до встречи, я максимально принял вправо, уступая дорогу, вдруг Саша прыжком выскочил вперёд. Приземлился в очень низкую стойку, сделал несколько режущих движений руками и издал змеиное шипение невероятной силы. Звук буквально резанул по ушам и заполнил весь коридор.

        Если кому-то из читателей приходилось слышать,  как шипит гремучая змея, а сам он находится в дикой природе, то  сможет себе это представить. Мне всего однажды довелось услышать шип змеи вживую. Я даже не успел разобрать её породу. Успел только  увидеть, что она около двух метров, и отпрыгнул за один прыжок метра на три. Выражение «Кровь стынет в жилах от страха» самое подходящее к данному случаю. Так вот, чтобы так зашипеть человеку,  как сделал этот лётчик, это надо быть профессионалом восточных единоборств очень высокого уровня.  Это сразу поняли и ребята-кавказцы. Они мгновенно протрезвели, подняли руки  вверх и пропустили нас, показывая, что претензий к нам не имеют.

          Потом оказалось, что Саша уже 18 лет занимается  карате, о котором я тогда и понятия не имел. В данном случае также сработало психологическое воздействие, и предупредило драку.  Приведу ещё пример, чтобы показать, что воздействовать на ситуацию психологически, можно даже не являясь мастером-профессионалом по драке. Своего правого лётчика Юру Лончакова зимой я взял с собой в Терскол, а летом в приказном порядке отправил в санаторий Фрунзенское, в Крым. Там он «встрял» в такую ситуацию. Пригласил местную девушку потанцевать на дискотеке и сказал, что пойдёт её провожать домой.  Она стала возражать, мол, всех «чужаков», кто её провожает, местные хулиганы бьют. Юра тогда, сказав, что пойдёт «покурить», вышел на улицу, нашёл две палки, связал их шнурком из кроссовки и сделал из них нунчаки, которыми на тот момент и понятия не имел, как ими владеть. Зато, когда настала пора провожать, выставил эти импровизированные нунчаки наружу, (до этого он их держал под рубашкой). Положил правую руку на нунчаки, демонстрируя готовность их применить, и решительно пошёл провожать девушку.  Местная шпана напасть на него не решилась.

      Кстати, спустя 10 лет Юрин приём по психологическому воздействию с помощью нунчак мне пригодился. Я после тренировки загорал на пляже. Время было рабочее и вокруг были только одни женщины с маленькими детьми. Вдруг приходят три великовозрастных подростка, пьют пиво и начинают не просто ругаться матом. Они на нём "разговаривают". Я раз сделал замечание, два... Мол, ребята, "низя" - дети кругом. Они после моего замечания минуты на три замолкнут, а потом опять начинают. Конечно, если бы им замечание сделал дядя с фигурой Шварцнегера, до них бы сразу дошло. что с ними не шутят. А мои 59 кг их как-то не "впечатлили" Думаю, идти бить - "несолидно", а просто вывезти их троих у меня сил не хватит - "акселераты" всё-таки. Память вдруг напомнила Юркин приём. Вытащил я нунчаки, с которыми всегда хожу на тренировку. Подошёл к ребятам, держа их в боевом положении: "Парни, я вас предупреждал дважды, не материться. Вы слово своё не держите, хотя мне обещали. Предлагаю, мирно разойтись". С этими словами я сделал пару движений, чтобы ребята увидели, что у меня в руках не "бутафория". Кстати, в нунчаках один из самых эффективных приёмов - это мгновенный бросок тычком верхней нунчакой вперёд. Он непредсказуем, и от него трудно защититься. Парни с матом стали одеваться, а один из них произнёс: "А без палочек слабо вывезти". Я ему спокойно ответил: "Не слабо. Но чтобы вы в это поверили, мне одному из вас пришлось бы сделать больно. А у него мама сразу расстроится, что её ребёнку сделали "больно", а я не хочу расстраивать твою маму. Поэтому вы сейчас сами уйдёте туда, где никого нет. Там можете материться сколько влезет в ваши дурные головы". Парни с матом удалились, и мне не пришлось никого бить.

      В общем, главную мысль этих четырёх примеров, что я привёл выше, вы уловили – всегда надо постараться использовать психологическое воздействие, когда дело доходит до драки. В половине случаев оно  поможет погасить назревающий конфликт.

       В порядке обмена опытом приведу ещё пример. Как-то полтора месяца  (декабрь-январь)  пришлось «загорать» в Атубинске, куда мне так и не удалось попасть в Школу лётчиков-испытателей. А там в то время была очень сильная секция карате, и многие испытатели в неё ходили.  На этой почве я познакомился с парнем,  который на тот момент уже два года отдал этому благородному виду спорта. Помню, меня тогда поразила его молодость – он всего лишь в «чине» капитана и уже стал лётчиком-испытателем.  Когда мы говорили о драках, капитан поделился таким эпизодом из своей жизни.

         В тот день у него был очень трудный полёт. Руководитель полётов отдал приказ на катапультирование, но лётчику с огромным трудом удалось посадить  машину. Он зашёл в привокзальный бар выпить кружку пива, понимая, что Судьба сегодня подарила ему шанс под названием «Жизнь».  К его столику подсело двое местных «бичей», один из которых, показывая на капитана в комбезе, произнёс: «Вот из-за таких «щенков» с министерским окладом,  которым платят деньги ни за что, мы с тобой, Володя, живём в нищете». Лётчик не сдержался и плеснул остатки пива,  говорившему,  в лицо. Те бросились на него. Одного капитан «хуком» справа вырубил сразу. Второй успел выскочить на улицу, и через несколько секунд в бар ворвалось уже шесть человек. Капитан понял, что с таким количеством «народа» ему не справится и тут же через кухню и «чёрный ход» выскочил на улицу.

       Толпа за ним. Он мог запросто убежать. Голос «благоразумия» подсказывал именно такой вариант.  «Но уж слишком они меня разозлили, хотелось проучить», сказал он мне тогда. На ближайшем доме увидел пожарную лестницу с поломанными нижними перекладинами. Решение пришло мгновенно. Он прыгнул, еле достал до нижней перекладины, которая оставалась целой, но достал. Тут же взобрался на уровень второго этажа и стал ждать. Все шесть человек «шпаны» пытались повторить его прыжок, но никто из них не мог допрыгнуть до нижней перекладины.  Тогда один из них тут же стал на четвереньки, остальные как с трамплина попрыгали с него на перекладину и полезли наверх. Капитан «прицелился» поточнее и ударом «уширо гэри» (прямой удар ногой назад), в данном случае пяткой вниз в голову, посшибал всех пятерых как орехи. Когда спрыгнул вниз, шестой убежал.

       Его опыт я взял на вооружение в копилку своей памяти и, если вижу где-нибудь пожарную лестницу, всегда запоминаю подходы к ней, мало ли… вдруг пригодится.
      Хотел на этом закончить эту тему «Выживание…» но подумал, зачем читателям изобретать «велосипед» и всё проверять на собственном опыте? Попробую я ещё что-то рассказать из курса придуманного мной предмета, тем более, что в целях совершенствования я прошёл мини курс по выживанию у Виталия Сундакова – основателя первой частной Школы Выживания в Советском Союзе. Кстати, именно с подачи Виталия в программе средней школы появился предмет ОБЖД (Основы безопасной жизнедеятельности), а ещё сейчас у Виталия работает Школа Нагов в Камбодже, где  бойцы самых элитных подразделений мира считают необходимым для себя пройти в ней курс доподготовки. Помимо этого  мне много рассказывал Голтис – Командор команды Украинских путешественников   «EQUITES» о своих путешествиях, и я много почерпнул из его историй. Кстати, в одном  из моих рассказов я делюсь опытом, что помогает преодолеть страх – это тоже одна из тем "Выживания..." как предмета. В общем, кто сочтёт это полезным, может прочитать мой следующий «литературный опус», где мы продолжим экскурс в «выживание в городских джунглях», а пока для расширения "кругозора" читателей я напомню знания, которые были в нашей генной памяти, но мы о них забыли...

     Почему воины на Руси были такими могучими?
(«History»)

На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении – действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ – алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д.

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) – в 2-3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. Надо отметить, что этот обычай бытовал у всех социальных слоёв. Этот священный обряд восходит ко времени седой языческой древности. Только позднее церковь взяла обряд пострига на вооружение. Обряд пострига прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в нынешней России. Мужчин воспитывают женщины – дома, в садиках, школе, в вузах, в итоге в стране очень мало «мужского начала», русские перестали быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, в Чечне, но в извращенном виде, там свой народ считается избранным, а остальные принижаются (своеобразный нацизм).

Основным в воспитании воина является воспитание Духа, это прекрасно знали наши предки. Это знали и великие русские полководцы, например, А. Суворов, его «Наука побеждать» – плоть от плоти наследие предков.

В Восточной Руси не было специальных школ (по крайней мере нет известий об их существовании). Их заменяла практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Археологи находят много деревянных мечей, их форма соответствовала настоящим мечам. Это не нынешние пластиковые игрушки – деревянным мечом опытный боец мог противостоять врагу, вес деревянного дубового меча почти соответствовал железному. В набор юного воина также входили: деревянные копья, ножи, лук со стрелами (простой лук).

Существовали игрушки, игры, развивающие координацию движений, ловкость, быстроту – качели, всевозможных размеров мячи, вертушки, санки, лыжи, снежки и т. д. Многие из детей, особенно из знати, уже малыми детьми получали боевое оружие – ножи, мечи, топорики. В летописях описаны случаи, когда они их и использовали, убивая врага. Нож был с мужчиной с самого детства.

Вопросами существования особой школы боя на Руси занимался А. Белов, он создал систему – «Славяно-горицкая борьба». Он подтверждает, что боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам, большинство из них имели дохристианские корни (Купала, день зимнего солнцестояния и другие). vk.com/vechnaya_slava Одиночные кулачные бои, бои «стенка на стенку» были обыкновенным явлением вплоть до 20 века. Дети впитывали эту культуру боя чуть ли не «с пелёнок».

Обучение велось и на уровне учитель – ученик, сравните: на Руси до 18 столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X-XIII века был намного выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

В мирной жизни боевые навыки поддерживались не только народными игрищами, но и еще одной важной сферой – охотой. Это в настоящее время зверь почти не имеет шансов против человека с огнестрельным оружием. Тогда борьба шла почти на равных – когти, клыки, мощь, развитые чувства против умений человека и холодного оружия. Настоящим воином считался тот, кто добыл медведя. Представьте себя с охотничьим копьём (рогатиной) против медведя! Охота была отличным тренингом для поддержания Духа, боевых навыков, учёбой по преследованию, выслеживанию врага. Недаром Владимир Мономах в своём «Поучении» с одинаковой гордостью вспоминает о боевых походах и охотничьих подвигах.

Подведём итог: мальчика делали Воином, защитником Рода, Родины на основе психических установок (по-современному – программ), которые внедряли с рождения (и даже до рождения, т. н. предродовое обучение), традиций народных детских и взрослых игр, празднеств, постоянной практики. Именно поэтому Русы считались лучшими бойцами планеты, даже китайских императоров охраняли не бойцы их монашеских орденов и школ, а воины русы.