О государстве-7

Сергей Корягин
Текст написан для форума "Философский штурм". Уважаемый Дилетант! К ответу меня побудила Ваша фраза, смысл которой вот в чем: государство – это сила, которая нужна, чтобы государство не развалилось. В общем, полиция нужна, чтобы полиция не развалилась, армия – для того, чтобы армия не развалилась. Стоит в вопросе разобраться. Государство – это первоначально государь. Это вождь племени (князь) – на коне с копьем в окружении всадников, главной функцией которых было защищать коллектив и территорию его проживания от внешних врагов и внутренних разрушителей. С этой функцией государство родилось, и от нее ему не избавиться. Добавились и другие – экономические, социальные, научные, культурные… Марксова теория о классовой сущности государства уводит мысль ученых и политиков от истины и разжигает революционные страсти, Марксу эта теория понадобилась для обоснования диктатуры пролетариата. Сегодня государство – это система институтов и учреждений, структур, законов, – некий внешний инструмент. Сравнить его можно с домом, в который каждые четыре года (пять, шесть лет) въезжает новый хозяин с с женой, детьми, тещей, с собакой и кошкой; отдаленное сходство оно имеет с панцирем черепахи, с иголками ежика. А вместо вождя на коне мы имеем президента, окруженного советниками (парламентариями) и многочисленной бюрократией; вместо всадников – работников юстиции, полиции, спецорганов, генералов, офицеров и солдат. У вождя племени не было институтов и учреждений, он в своем лице и в лице всадников был всем.

Итак, государство сегодня – внешний инструмент, правитель же (со своей компанией) от него отделен. Прошли тысячелетия, постепенно и с перерывами постепенности история привела цивилизацию к более или менее разумному государственному устройству, которое гарантирует гражданам возможный максимум прав и свобод.  Демократический правитель, придя к власти, адекватно использует все заложенные в демократическом государстве возможности. Диктатор, захватив трон, институты демократического государства приспосабливает к своим нуждам; так поступил Гитлер в Германии, так поступили большевики в России. В нацистской Германии парламент штамповал проекты, вносимые нацистской партией, а после голосования пел патриотические песни;  у нас и выборы были, и свободы в Конституции были прописаны, и власть называлась народной. Но… Этот порядок сегодня демонстрирует миру Северная Корея.

В 90-е годы прошлого столетия новый правитель России – Борис Николаевич Ельцин – произвел фундаментальные изменения в устройстве Российского государства. Мы сравнялись с Европой. Возможности для фальши, типа нацистской или советской, были  сняты или сведены до минимума. Новая Конституция и новые законы не оставляют шансов для прихода диктатора. А вероломства, типа нацистского или большевистского, я не предвижу. Жизнь страны последние 12 лет проходит, в основном, по демократическим канонам нового государства. Произведены некоторые изменения в Конституции. Это опасный прецедент, пока переносимый, но на этом надо остановиться.

При большевиках институт частной собственности в стране бил ликвидирован как «враг народа», синонимом выражения «частный собственник» было слово «преступник». Новая власть узаконила институт частной собственности. Как он функционирует? Пока поведение его «героев» оставляет желать много лучшего. Демократическое государство легализовало все фундаментальные свободы – политические, слова, протеста, выезда-вьезда, научные, культурные свободы, совести… Как и следовало предполагать, многие в этой ситуации повели себя, как зэки распущенного лагеря. Цивилизованно пользоваться свободами надо учиться, учиться и учиться.
 
Сталин наводил порядок среди чиновников с помощью террора. Он очень боялся  смерти, и мнимые заговоры не давали ему спать. Донос соседа – и твоя судьба решена. (В фильмах «Жуков» и «Московский дворик» это отлично продемонстрировано.) Стрелы НКВД были направлены против реальных и придуманных врагов вождя, страдающего шизофренией, а боялись все, взять могли за мелочь, за пустяк. Хрущев снял страх – и чиновники повеселели; пожалуй, с этого момента коррупция начала свой разбег. Сначала она существовала просто в форме кумовства: ты мне – я тебе, ты мне сват – я тебе помогу, ты мой старый кореш – я не оставлю тебя в беде…  Для получения квартиры существовала масса льготных очередей. Как помочь «хорошему человеку»?  Тебя поставят в нужную очередь, и ты получишь квартиру «по закону». А при дорогом Леониде Ильиче в ход пошли крупные суммы. В эпоху перестройки разоблачения шли постоянные. Сегодняшние «слуги народа» расселись по государственным учреждениям всей страны и начали (открылись небывалые возможности) торговать государственной властью, своими полномочиями: страх исчез. Сталина – нет, нет даже Андропова, а совесть не купишь, либо она есть, либо ее нет.  Перед властью стоит серьезная задача – ликвидировать коррупцию методами демократического государства. Задача на десятилетия и более.

Интересна и Ваше отношение к собственности. «А какая будет собственность?.. Это уже как мы умонастроены». Вот и большевики были своеобразно «умонастроены». Сначала у всех все отобрали, разорили страну. А потом всем все снова отдали. И тоже разорили страну. Но, конечно же, все отдали духовным детям тех, кто отбирал, кто разорял и глумился над материей и духом. Сегодняшние выкормыши большевизма (их ведь не тронули!) хотят свой проект (с некоторыми изменениями) повторить. Вы им возражать не станете? Четверг, 29 марта 2012 г.