Синопсис кинопроекта Я бы в грузчики пошёл

Борис Александрович Поздняков
        Кому-то этот сюжет, наверное, покажется сплошным вымыслом. На самом деле в его основу положен действительный случай, описанный в свое время журналистом и писателем Иваном  Зюзюкиным в «Комсомольской правде» в очерке «Наука на всю жизнь, или Притча о заблудшем сыне в современном варианте…»
«Заблудшим сыном» в нашей истории является семилетний мальчик. Основательно, даже с перебором подготовленный мамой к учебе в школе, он быстро разочаровывается в своих праздничных ожиданиях стать первым и лучшим учеником в классе. Его настырная активность вызывает у молодой учительницы сильное раздражение. Маленького «всезнайку» одноклассники высмеивают, как только могут, делают из него чучело, изгоя. Человечек от природы сильный, упрямый, наш герой решает, что учиться нет никакого смысла, и перестает ходить на уроки.
В сложное положение попали его родители. Они прекрасно знают, что силком их сынишка ничего делать не будет. Да он и сам в растерянности. Где-то прослышав, что грузчиком, к примеру, можно быть без всякого образования, он просит отца устроить его на работу. И родитель, посоветовавшись с директором школы, идет сыну навстречу: «трудоустраивает» его на тарную базу, где мальчик каждый день с утра до вечера переносит из одного склада на другой корзинки из-под клубники, зарабатывая сущие гроши, которых ему не хватает даже на пирожки…
По сути, отец, директор школы и директор базы, – бывшие одноклассники и закадычные друзья – идут на смелый педагогический эксперимент, в результате которого мальчик открывает сложность, противоречивость бытия, ищет достойный выход из тупиковой ситуации и, в конце концов, самостоятельно находит свою жизненную перспективу.
Действие фильма происходит в годы горбачевской «перестройки». Партия и комсомол еще формируют общественное сознание, в школах функционируют пионерские организации и в силе директивы педагогических постулатов. Но уже рождаются приметы новой жизни, появляются незнакомые ранее противоречия в обществе. Из водоворота свободного рынка выплывают доселе неизвестные рэкетиры и путаны, новые русские и дети-беспризорники…
По дороге на работу герой притчи в электричке знакомится с одним из таких. Подросток из сибирской глухомани убежал от нищеты и пьяниц-родителей в хлебный столичный город. Юный бродяга днем попрошайничает в электричках, ночует, где придется. Он ненавидит водку, не нюхает клей, не кучкуется в компаниях и пока не ворует. Табачок, правда, покуривает, но редко, иногда. Когда становится совсем уж плохо и одиноко. Маленького грузчика просто потрясает чудовищный по масштабам своей несправедливости факт биографии случайного знакомого. Тот, оказывается, совсем неграмотный и вообще не учился в школе: в семье не было лишних валенок и родительского интереса в судьбе сына.
Малыш устраивает маленького бродягу на жительство в подвал собственного дома, где у семьи есть обустроенная кладовка. Учит грамоте нового приятеля, пересказывает содержание знаменитых детских книжек, о которых тот ничего даже и не слышал: про Карлсона и Малыша, про Тома Сойера и Гека Финна. Персонажи американского писателя особенно нравятся сибиряку: в судьбе Гека Финна он узнает себя, а москвич кажется ему Томом Сойером. Мальчики сочиняют свой вариант игры в литературных героев Марка Твена. Иногда тайком беспризорник приходит на тарную базу, где веселее вдвоем складывать корзинки из-под ягод.
Но очень скоро добывание денег на пропитание становится проблемой для ребят. Директор тарной базы дает малышу авансом в счет будущей зарплаты только мелочь на пирожки. Умыкание продуктов из домашнего холодильника невзначай замечают родители. Немного выручает, правда, дочка ларечницы пирожками, которая, наверное, потому что некрасивая и, как главный герой, тоже чувствует себя изгоем в любом коллективе, но очарованная независимым характером бывшего одноклассника, влюбленная в него, упорно сует желанному бойфренду лишний пирожок и почти каждый день прибегает на базу с кастрюлькой супа.
Вскоре мальчики приходят к печальному выводу, что играть роли романтических друзей – Тома Сойера и Гека Финна – очень непросто в реальной жизни. Главный герой принимает, наконец, трудное, но верное для себя решение: вернуться в школу, потому что без знаний, без образования он ничего не добьется в жизни и никак ее не изменит. Перспектива остаться неучем и – рано или поздно оказаться бомжем, попрошайничать в электричках – решительно не устраивает его. Вместе с тем он полон желания помочь старшему другу: сибиряк вполне может рассчитывать на освободившуюся вакансию грузчика. Друзья так и договариваются: чем болтаться по электричкам, лучше устроиться на работу, а там видно будет…
Однако в самый ответственный момент сибирячок почему-то дает деру, исчезает куда-то. А когда появляется, то объявляет о своем: решил вернуться домой, чтобы поменять жизнь родителей и свою собственную. Том Сойер – бывший грузчик – вручает приятелю Геку Финну – бывшему беспризорнику – свою первую и пока единственную в жизни получку. На билет до дома, или – на всякий случай… Друзья обмениваются адресами и прощаются на той железнодорожной платформе, где познакомились.
Десять лет спустя, на выпускном вечере, главный герой кинематографической притчи получает за успехи в учебе золотую медаль. Среди поздравляющих его мы видим и приехавшего из Сибири симпатичного юношу – русского Гека Финна.


Лирическая комедия – притча. Сюжет фильма поднимает проблему общественной значимости учебы, знаний, образования. Обращает внимание общества на необходимость реформы школы, призывает отказаться от устаревших педагогических постулатов. Фильм ратует за внимательное и бережное отношение к внутреннему миру ребенка, как вундеркинда, так и отверженного беспризорника, защищает права детей на самостоятельность, собственное мнение, внутреннюю свободу.
Детский труд в России запрещен. Даже термина такого нет – детский труд. Однако факт работы малыша грузчиком не выдумка, а игровая педагогическая ситуация, созданная во благо ребенка взрослыми: отцом и его друзьями. Педагогический урок отца, своеобразного «народного Макаренко», принес пользу: заботы с учебой сына у отца в дальнейшем не было.
Фильм призван убедить общество быть очень внимательным к ребенку, который обладает яркими талантами, который может в будущем составить славу страны, а может оказаться слабым, беспомощным, потерявшим веру в себя. И очень важно, чтобы социальная жизнь вокруг этого вундеркинда не была жестокой и безжалостной к нему. Мы хотим, чтобы наши дети были талантливы и счастливы. Но умеем ли мы сами создавать такое общество, в котором это возможно?
В фильме тема судьбы одаренного ребенка сливается воедино с проблемой детского беспризорничества. Главный герой и встретившийся ему на жизненном пути беспризорник решают свои детские проблемы сами, не обращаясь за помощью к взрослым. История мальчишеской дружбы и взаимовыручки осталась тайной для взрослых. Каждый из ребят ценил свою внутреннюю свободу и уважал себя, как личность. У малыша это – следствие отцовской педагогики, у сибиряка – личное кредо, приобретенное опытом жизни. Внутренние убеждения и помогли детям найти выход из жизненного тупика, в котором они оказались. Что они конкретно для этого сделали? Да ничего особенного: просто помогли друг другу, как и должно, быть между друзьями. Для них и в будущем останется неприемлемым идейный лозунг современного человеческого отчуждения: «ЭТО ТВОИ ПРОБЛЕМЫ!..» Думаю, поступки моих экранных ребятишек в стремлении помочь друг другу, должны подсказать обществу, что же нужно и должно делать с детской беспризорностью и сиротством. Ответ на это фильм дает тоже простой: НЕ БОРОТЬСЯ, А ПОМОГАТЬ! В меру сил и возможностей. Каждому из нас.
Фильм утверждает, что любое воспитание должно начинаться с самоуважения. Человек, который, будучи ребенком, уважает себя, став взрослым, будет непременно уважать других людей, общество, свою Родину… Именно в этом я вижу социальную значимость моей кинопритчи. Поэтому мне симпатичны и дороги мои маленькие герои.
Как автор фильма я убежден, что демонстрация его на телевизионных экранах будет способствовать художественной пропаганде главной составляющей современной общественной идеологии – ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ – так необходимой сегодня всем нам и каждому из нас, пусть даже самому маленькому по возрасту. Опыт последних лет, к сожалению, убеждает, что нашему обществу еще шагать и шагать к этой заветной цели. В первых рядах этого движения я вижу героев моей кинопритчи. И радуюсь за них. И верю в них…
Я также уверен, что у фильма может быть счастливая экранная судьба. Его можно будет показывать ежегодно несколько раз: накануне 1-го сентября, в День учителя, в дни последнего школьного звонка и Бала выпускников. Известный фильм «Первоклассница» идет на экранах страны уже несколько десятков лет. Творческая судьба этого фильма явилась для меня своего рода стимулом для написания моего сценария и поисков средств для его реализации.