Первые шаги в музыке 2

Ольга Косарева
               

                ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ.

  Что взять за основу на первом году обучения? Как строить наши занятия, чтобы и польза была и усталость не чувствовалась? С решения этой задачи и начнем.

      I. ИГРА. Ребенок любит играть – значит, будем играть. Детская игра – это не просто развлечение, это познавание мира. Во время игры идет активнейшее развитие, запоминаются слова, действия, отношения. Уйму информации способен малыш воспринимать во время увлекательной игры – вот и будем увлекательно играть, давая уйму знаний. Только не забудем, что детское мышление образное, не логическое. Вывод – не занимаемся записью и заучиванием формулировок, а просто называем музыкальные термины и учим ими пользоваться.

     Малыш не способен долго и сосредоточенно «зацикливаться» на одном – значит, меняем формы работы быстро: 5-10 минут поиграли в одну игру – переключились на другую. Пусть одна игра будет подвижной, другая – более спокойной. Такая смена возбуждения и покоя имеет еще и колоссальное воспитательное значение: ведь суть культуры поведения заключается в умении управлять собой, своими эмоциями, чему мы и учим своих учеников с первых же уроков. Самую интересную игру-кульминацию проведем в конце занятия, чтобы ребенок ахнул: «Как? Урок уже закончился?» – и с нетерпением ждал следующей встречи.

                ВСТАВКА

     Если все музыкальные инструменты требуют настройки, то уж свой собственный музыкальный инструмент – голос – необходимо настроить в первую очередь: 1. чтобы не посылать в мозг фальшивую информацию через неверно работающий голосовой аппарат; 2. чтобы дети могли петь не только в хоре, но и каждый в отдельности. Настройка – дело нелегкое, не «разовое», она требует длительной серьезной работы. Дабы облегчить этот процесс, часть вокальных задач решим в разговорной речи. Для этого прекрасно подойдет чтение стихов.

   –  Напомните мне, какие стихи мы выучили на прошлом уроке? Ах, да, «Спать пора…». И что мы с ними делали? Работали над артикуляцией и резонатором?  Что такое артикуляция? Верно – четкое движение губ. Покажите мне, как произнести «а» (напевное  «а» на улыбке с поглаживанием уголков губ, помогая им улыбнуться)… Отлично! Какой светлый, радостный звук получился! А теперь произносим «о» (кончики пальцев обеих рук поднесены к щекам, нажатием на щеки раздвигаются зубы)… Кто мне скажет, зачем нужно хорошо открыть рот, когда говорим «о» или «у»? Чтобы резонатор стал большим? Ого, какие серьезные вещи вы знаете! Я-то забыла, что такое резонатор… что? место, где звук становится красивым? И где это место? Ах, рот. Правильно, тогда откроем хорошо наши ротики, поможем звуку стать богатым. Да руки к телу не прижимайте, поднимите локти, дайте легким дышать свободно. Вот так… А ты зубки не раздвинул – опять хлебушек жуешь? Ну-ка сделай свой резонатор большим, как у концертного рояля… Молодец! Слышу, слышу, что у кого-то звук пропал… Ты мне объясни, мы что –  шептать готовимся или петь? Так и пой красивым голосом, у тебя же он есть, а ты его прячешь… Найдем свой красивый голос сначала в стихах, а потом перенесем его в песни. Стихи ведь сродни песне – они музыкальные, их стертым голосом нельзя произносить, иначе они увянут. О, какие красивые голоса! Слушала бы их без конца!

   Встали полукругом вокруг меня, пошире, чтобы ненароком не толкнуть друг друга… поднимем локотки, проверим – не задеваем ли соседа…вот так. Теперь читаем стихотворение: ты – «спать пора», ты – «уснул бычок», ты – «лег в коробку», ты – «на бочок» (напевно произносятся фразы с акцентом на ударном слоге, объединяющем все построение, помогая руками его хорошо проартикулировать). Спасибо за доставленное удовольствие! Кто еще хочет подарить нам свой голос? Выходите, чтецы…

     Пришла пора двигаться дальше, ведь любое произведение – это разные образы. Нарисуем образы? Давайте будем все изображать. Спать можно лечь от усталости, можно радостно прыгнуть в постель, если тебе пообещали за это рассказать интересную сказку, или услышать приказ: «Спать пора!». Бычок у нас будет то озорным, бодливым, то толстым-толстым, неповоротливым, то ласковым-ласковым. Как изобразим коробку?.. Согласна – больша-а-ая коробка, ма-а-аленькая коробка, еще может быть коробка жесткой, а, может быть, там мя-я-ягонькая перинка постелена. Что же нам придумать на слова «на бочок»? Самое трудное место… Р-р-раз – и свалился. Здорово! (все смеемся, фантазия пробудилась)… Выходи, дирижер, ты  рисуешь какой-нибудь образ, мы  все за тобой повторяем. Не забывай, что ты – профессионал: следи, чтобы образ получился яркий, артикуляция четкая, звук вокальный… Бычок командир? Здорово!  Начинай… Стоп! Чтой-то у тебя вместо голоса иерихонская труба прорезалась! Знаете, что такое иерихонская труба? Когда город Иерихон брали, то затрубили в трубы, да так громко, что стены города разрушились. Вот и мы сейчас чуть школу не разрушили. Мы же артисты: все сделаем сильно, властно, но голосу не позволим переходить на крик. Давай сначала… Высший класс! …

    Теперь совсем сложное задание. Да знаю, что вы не боитесь. Что делать? Спеть стихи. Так спеть, чтобы нас потрясти. О, Боже! Они согласны!. Тогда садимся в «зрительный зал», а на «сцену» приглашаем…

                ***

           Занимаемся изучением музыкальной формы.

   – Бежим к инструменту… Четверо – играйте гамму до-мажор… Хорошо! Следующая четверка не просто гамму играет, а называет ступени…. (первая, вторая, третья…) а первая… а пятая… а седьмая… а четвертая… Ну, все знают! А как мы называем первую ступень? Верно, тоника. Что такое тоника?  – Мама лада. Что такое лад?  – Семья звуков во главе с мамой тоникой.

     Кто мне сыграет в до-мажоре песенку «Ходит кот»?  (до-ре-ми – ходит кот, ми-ре-до – у ворот, до-ре-ми – мур-мур-мур, ми-ре-до – он поет). Отлично! Давайте рисовать разных-разных котов. Сыграй вместо «ми» вот этот звук (показываю на "ми-бемоль")… Услышали, что получилось? Минор? Грустный кот? Ну-ка сыграй нам сначала мажорного кота, а потом минорного, а мы все споем, мажорного – светлым радостным звуком, минорного – темным звуком… Ай, да молодцы! Вы сейчас спели форму, которая называется 2-х частной: в первой части один образ, во второй части контрастный образ. А ты сыграй нам 2-х частную форму и в конце повтори первую часть… Какая форма получилась? Да, 3-х частная, в ней 3-я часть называется репризой. Не надоело? Нет? Можно еще поиграть? Тогда пусть у нашего кота появляются разные звуки, видите: белые клавиши, черные клавиши, все их будем использовать… (Очередной «исполнитель» вместо «ре» сыграл «ре-бемоль»). Ого! Какой экзотический кот получился! Явно с востока прибыл. (Следующий «исполнитель» прошелся по всем клавишам подряд, исполнив кусок хроматической гаммы). О! Фантастика! Какой сказочный кот! Настоящий волшебник!

   Ты можешь правой рукой играть мелодию, а левой аккомпанировать? Вот смотри: просто повторяй нотку «до»  – пусть мама тоника – мама кошечка у нас лежит, а котенок около нее бегает… А ты аккомпанемент (нотку «до») играй правой рукой –  мама кошечка на кровать запрыгнула, а мелодию играй левой рукой – объелся котенок и валяется лениво… Хочешь октавами «до» играть? А пальчики достанут? Тогда давай… Большая мама кошечка получилась! Не устали?

     Вызываю самого смелого. Все самые смелые? Ну что ж, придется считаться. (Считаю детей: двух – частная – форма – трех – частная – форма – реприза! Ты победил – иди к инструменту).  Что делать? Играй самых разных котов, все, что придумаешь… И клавиши разные используй, и аккомпанемент иногда прибавь, да не забудь, что можно отрывисто играть, напевно играть, громко или тихо играть – много разных котят изобрази… Талант! Со всего мира котята к тебе сбежались. А знаете, какую он(а) форму сыграл(а)? Вариационную или просто вариации…

                (Продолжение следует)