24. Осколки любви

Юрий Бахарев
Начало http://proza.ru/2012/03/27/1723

Второе сентября 1966 года. Павел едет домой. Последние дни плотно заняты оформлением разнообразных документов и  аттестатов, положенных офицеру, подгонкой уже сшитой лейтенантской формы, получением вещевого имущества. Сегодня была  последняя тренировки торжественного вручения диплома, погон и кортика.
 В голове роятся обрывки мыслей: « Сколько было всего за последний месяц! Защита дипломного проекта, незабываемая ночь у родника, регистрация брака, веселая, курсантская свадьба. Завтра - выпуск. Присвоение первого офицерского звания!»
 
 Курсантская жизнь закончилась почти одновременно с переходом в непривычное состояние женатого мужчины, да еще живущего в одной квартире с тёщей. Положение «примака» Павла немного задевает. «Как ни уговаривал Лику начать семейную жизнь у меня – не согласилась! Конечно, её аргумент - серьезный. Я через месяц уезжаю, а ей еще год учиться. Комфортнее жить с матерью, а не со свекровью», мысленно оправдывает он позицию Лики.
 
При выходе из метро Павел заметил Людочку, стоящую  почти на том же месте, где и Лика в тот июньский день, когда он расстался с Аней. Люда его увидела, и как показалось Брамскому, обрадовалась.  «Рад тебя видеть, Людочка! Ты кого-то ждешь?», - спросил Павел, подходя к ней.
« Нет, ни кого не жду. Свекровь, отпустила погулять, пока дочка спит. Могу тебя проводить, если пойдешь по парку»

  Стаяла ранняя осень, бабье лето, и желание пройтись по парку, казалось   вполне естественным.  Павел стал расспрашивать о её жизни, о Володьке. Она сказала, что Володька закончил СЗПИ и устраивается в  НИИ работать, отношения у них хорошие, дочка растёт. Сама она  работает в аптеке, очень устаёт, так как ночью девочка капризничает и не дает спать.
«Ты её, такую кроху, отдала в ясли?»-  с участием, спросил Павел  Любу.
«Нет, днем с ней сидит свекровь, но как только я прихожу домой, то девочка, почти всегда, на мне. Я рада с тобой  пройтись по парку, дома ждут одни хлопоты»,- сказала она усталым голосом.

 Паша мысленно вспомнил о последнем разговоре с Володиной мамой.
 А Люба, как будто читая его мысли, сказала: « Она сказала мне тогда, что ты приходил, и  расспрашивала меня о наших с тобой взаимоотношениях. Что ты ей тогда сказал?»- спросила она довольно равнодушно.
Павел подробно передал свои слова.
«Хорошо, хоть не ляпнул ни чего лишнего, от вас, мужчин всего можно ожидать», - сказала она тихо.
 «Потом еще Володьку расспрашивала, но он ей выдал, так, что она с ним месяц не разговаривала», добавила она более эмоционально.
«Я сожалею, что сказал о нашем знакомстве»,- повинился Павел.
«Ладно, проехали, дело прошлое», – сказала она и замолчала.
 
  Несколько минут они шли, слушая шорох опавших листьев под ногами.  В памяти у  Паши, вдруг, всплыли слова известного романса: «Прошла любовь, прошла любовь, по ней звонят колокола! Прошла любовь, пошла любовь, как хорошо, что ты была»
 Наконец, она нарушила молчание: « А ведь я тебя сегодня не случайно встретила. Ждала тебя.  Гуляя с коляской, постоянно видела тебя выходящим из метро в это время. Обычно я возвращаюсь с работы раньше и, по требованию свекрови, сразу иду гулять с дочкой».

 Павел, не зная, что ответить,  обнял её  одной рукой и пробормотал, волнуясь: «В одну реку нельзя войти два раза. Пусть, что у нас было светлого, останется в нашей памяти».
« Ты, конечно, как всегда, прав»- сказала Люба, освобождая плечо от его руки и оглядываясь.  У выхода  из парка на бульвар проспекта Гагарина, они остановились, выбирая путь.

 «Ладно, проводи меня последний раз. Только пойдем через сквер у «Малахита», а до «Дружбы» дворами»,- продолжила она холодным голосом.
 Во дворе кинотеатра они расстались. Она пошла под арку, направляясь к своему подъезду, а Павел быстрым шагом пошел к дому. На душе у него было пасмурно.

  « Надо сходить  к маме,  напомнить, чтобы взяла паспорт, для прохода в училище на церемонию выпуска», - подумал Павел, вспоминая первые шероховатости в отношении между Ликой и мамой.
«Ты что такой хмурый?»,- спросила мама, когда  открыла дверь.
«А что, заметно?», - ответил вопросом на вопрос Павел и добавил:
«Люду встретил. Помнишь, я с ней встречался до третьего  курса? Прошлым летом она вышла замуж за Володьку Сладовского  и весной у нее родилась дочка».
 «  Дочка от тебя, что ли?», - суровым голосом поинтересовалась мать.
«Нет, конечно, откуда такое заключение?» -  возмутился Павел.
«А зачем тогда хмуриться, что ребёнок родился? Радоваться надо»
«Я бы и порадовался, только, зачем ей меня было поджидать у метро, если всё хорошо?», - сознался Павел.

 Мать помолчала немного, а потом сказала, удивлённо: « Что, твои девушки  парами ходят?! Я не хотела тебе говорить, но, после твоей откровенности, скажу. Вчера сюда ко мне приходила Аня. Пришла с букетом цветов», - кивнула мама на три алых гладиолуса, стоящих в хрустальной вазе на столе.
«Она знает, что ты женился на Лике. Ей доложил об этом кто-то из твоих знакомых, но она не сказала кто. Очень она на тебя обижена, что ты сам ей об этом не сказал», - печально заметила мама.
«Меня самого  мучает, что так получилось. А тебе что она сказала о цели визита?»,- настороженно спросил Павел

  «Заявила, что принесла книгу, которую ты у неё забыл в день возвращения со стажировки», - сказала мать и показала на книгу «Диалектики природы», лежащую на этажерке.
 Павел вспомнил, что брал её на стажировку для конспектирования по списку кандидатского минимума.
 «Книга из училищной библиотеки. Аня поняла,  что мне надо будет сдать её, а то не подпишут обходной лист», - с благодарностью к девушке, подумал Павел.
Он взял книгу и машинально открыл. Между страниц лежал лист почтовой бумаги, заполненный ровным Аниным почерком.
 «Здравствуй, Паша!», - успел прочитать он и закрыл книгу.

 «Ты видела, что тут письмо?», - спросил Павел мать.
«Нет. Аня положила книгу на этажерку, а я её не открывала! И что она пишет?»,- полюбопытствовала мама.
«Наверное, то же, что сказала тебе. Обижается на меня»,- сказал Павел, не желая читать письмо при ней,  и добавил, отвлекая от темы:
« Я пришел предупредить тебя, что церемония выпуска состоится завтра в 10.00. Впуск в училище по пропускам и утвержденным спискам. Я подал тебя и Лику. А сейчас мне пора уходить», - сказал Павел, молодая жена ждет.
 
 В скверике, обсаженном голубыми елями, сел на садовую скамейку и открыв книгу, начал читать Анино послание. Всё письмо умещалось на одном листке. Павел два раза прочитал текст и , в волнении, откинулся на спинку скамьи, охваченный тяжелыми мыслями:  «Значит, в ту пятницу, когда я, неожиданно, встретил её,    Аня хотела сказать мне, что у неё три дня задержки. Но куда она тогда направлялась в субботу? Вряд ли в такой ситуации у неё было желание веселиться. Может быть, ехала к подруге, ища сочувствия? Про субботу в письме ни слова».  И снова перед глазами Павла всплыла сцена их ссоры в метро, когда, увидев злополучный халатик, он убежал от неё.

 Аня написала в письме, что ждала, его  до конца июля.
 «Видимо, в День Флота она, особенно, ожидала меня. А я как будто чувствовал. Всё порывался бежать к ней»,- с удивлением думал Павел. Он  достал письмо и еще раз прочитал, что в первую субботу августа Аня легла на прерывание беременности, что операция прошла не удачно и она до 17 августа  пролежала в больнице.

 «Мистика, какая то! И письмо получил  сегодня.
 Достали меня мои прошлые грехи в последний день курсантской жизни! Закончилась юность, пора быть мужчиной, и не повторять ошибок!», - горестно думал Павел. А острые осколки любви занозили сердце и рвали душу.