Суицид в подростковом возрасте

Светлана Воробей
Пожалуй, начну свое эссе с такого интересного факта как: если ввести в интернете в любой поисковик словосочетание – лучший антидепрессант, то первая же ссылка «очень обнадёжит» Лучший антидепрессант – это самоубийство.
И ведь не поспоришь, действительно человек, уходящий из жизни по собственному желанию, ищет этот самый антидепрессант. Этот человек понимает, что как только закончится его жизнь и он совершит последний свой вздох проблем больше не будет, ни одна ситуация в мире его больше мучить не будет, ничто и некогда больше не вызовет у этого человека ни каких переживаний: ни радости ни боли, все, не будет больше ничего.
Так почему же люди идут на этот шаг? Что толкает их на это?
Думаю, ответов может быть великое множество, у всех свои причины. Но думаю главная одна – непонимание, неспособность принять, преодолеть ситуацию, с которой столкнулся этот человек. Однако хочу заметить, что непонимание со стороны окружающих, беспомощность человека, который готовится к роковому шагу, является лишь его субъективной оценкой, и может быть ни как не связана с реальной ситуацией.
Прежде чем продолжать дальше имеет смысл дать четкую расшифровку, что такое самоубийство или суицид.
Самоубийство по-другому называют суицид - целенаправленное лишение себя жизни.
К сожалению статистика, по суициду не утешительна, большинство самоубийц находятся в возрасте 15-24 лет. Россия является третьей страной в мире по количеству добровольного ухода из жизни.
Так почему же жертвами суицида становятся самые молодые, у которых, казалось бы, вся жизнь впереди?
Тут можно задать вопрос любому человеку: что такое подростковый возраст? И даже человек никогда не сталкивающийся с психологией вам ответит: что это кризисный период. А любой родитель, имеющий ребенка этого возраста, будет долго рассказывать, каким он раньше был замечательным, и каким стал сейчас. Сразу же найдется много минусов у их чада и в основном они заключаются в поведении: прежде всего этот ребенок ленив по дому, не выполняет обязанностей, возложенных на него взрослыми. Также если касаться сфер его деятельности: учебы, увлечений и т.д. то часто происходит спад везде, ребенок ничем не увлечен, заметьте, по мнению родителей, он ничем не хочет заниматься, он не помогает им  и т.д. список бесконечен. Однако раньше, по словам этих же родителей, еще пару лет назад, ребенок был совсем другим, гораздо более покладистым. Так что же произошло? Почему вдруг произошли такие резкие изменения в его поведении?
Все просто, наступил кризис – кризис подросткового возраста.
Что же чувствует сам ребенок во время прохождения этого периода?
Если не углубляться в анатомо-физиологические аспекты, а объяснить это лишь с психологической точки зрения. То, прежде всего, стоит заметить, что если раньше главными критиками ребенка, направляющими, и поддерживающими были родители, то теперь этих людей заменили друзья. Социальная среда, в которой находится ребенок, ровесники, которые его окружают, становятся главным фактором эмоционального развития подростка. Теперь для ребенка главным становится не то, что скажут родители, не то какую оценку они ему дадут. Главное это какую оценку ему дадут друзья – люди, с которыми он общается, для него теперь становятся важнее. В связи с этим возникает как правило сложная ситуация потому как хорошо если ребенка принимают в свой круг его сверстники, а если нет? Что чувствует ребенок, если у него мало друзей, или их нет вообще? А если при этом его одноклассники чье мнение сейчас стоит на пьедестале важности, не воспринимают этого ребенка в серьез? А если имеет место быть и унижение, оно может быть как психологическим, так и физическим. Для психологического достаточно любой даже мелкой детали в образе и повадках, какого либо ребенка, что бы вызвать насмешки со стороны. Физическое унижение так же может быть разным: от избиения и драк, до реальных причинений увечий которые навсегда накладывают серьёзный отпечаток на психику ребенка.
Так какой же выход видит в этой ситуации сам ребенок?
Хочу заметить, что такой ребенок ищет признание со стороны окружающих, уважения, сочувствия, в конце то концов понимания, но ищет он их, не открыто говоря об этом, нет сказать такое для него, возможно, является еще худшим, еще более сильным унижением в его понимании. Он показывает свои проблемы поступками и поведением, на которое и имеет смысл обращать внимание взрослым окружающим его людям – его семье.
Но как это часто бывает, родители, называвшие еще час назад ребенка подросткового возраста взрослым когда, например, просили его убраться в комнате или сделать любые его, в их понимании, обязанности по дому, уже через час отказываются от своих слов, отвечая на просьбы, протесты и желания ребенка словами, типа: «Мал еще», и т.д. Т.е. выходит, что для домашней работы и учебы он уже взрослый, а как доходит до серьезных, для него вещей, мал еще?
Лично, на мой взгляд, такой подход родителей ошибочен. Нет, конечно, есть вещи, которые ну никак разрешать нельзя, а это, прежде всего алкоголь, сигареты, ночевки непонятно где и с кем, и тому подобные вещи, которые родители порой видят даже в самых невинных ситуациях и просьбах ребенка. И все же запрещать даже это, слишком категорично – нельзя, почему? Ответ я думаю, прост, многие дети делаю подобные вещи как раз из-за запрета. Как известно запретный плод сладок. А потому в любых запретах по мимо меры должно быть и четкое объяснение, почему нельзя, почему он должен делать ту или иную работу по дому, почему мама ведет себя так, а не иначе. Родителям парой кажется, что, так как их дети уже взрослые они должны понимать это сами. Ответ – должны, но не обязаны. И не будут этого делать потому, как уже сказано выше их проблемы: непонимания, непризнания, для них сейчас на первом месте. И вот тут как раз важно не ошибочное мнение родителей, что дети должны их понимать, понимать их труд, заботу о них. А родители должны попытаться понять ребенка. Потому как если возникают какие либо проблемы с воспитанием своего чада или же разногласия из-за разного мнения в позиции ребенка и т.д. то именно родители и должны попытаться разрулить ситуацию, не допустить того момента когда непонимание со стороны окружающих в субъективном понятии ребенка достигнет пика. Так как родители, как они сами порой выражаются, знают больше, ведь у них такой опыт за плечами, так почему же многие не замечают перехода ребенка в состояние глубокой депрессии, а как следствие суицида?
Суицид для ребенка является освобождением от всего, что его гнетет, что ни дает ему психологического комфорта в обществе, что не дает ему существовать в этом мире. Ребенок, находясь в состоянии глубочайшей депрессии, не видит смысла в дальнейшем своем существовании. Ему кажется, что жить незачем. В семье его не понимают, с друзьями или же с возлюбленной те же проблемы. И самое страшное, что этот ребенок не видит смысл как это можно изменить. Постепенно включаются множество различных влияющих факторов, а это как уже было сказано: и непонимание со стороны окружающих его жизненной позиции, и его целей, приоритетов, его внешнего вида, непонимание его чувств, если он находится в состоянии влюбленности, и нежелание ни кого его поддержать.
На мой взгляд, во всех этих непониманиях со стороны окружающих и кроется корень зла. Тут два направления: или ребенок находит компанию, в которой ему комфортно и хорошо как правило, такие компании редко бывают хорошими в нашем понимании этого слова, либо вещества – алкоголь, наркотики, после которых ему хорошо, либо – суицид.
Какое из трех направлений выберет ребенок предугадать можно, если ссылаться на те стандарты и стереотипы, которые вкладывали в него с детства.
Но самоубийство не всегда является причиной реального эмоционального состояния ребенка. К сожалению, такой причиной может стать и интерес. Да, вот так вот, простой интерес. А что будет, если я это сделаю?
Не так давно я услышала о достаточно распространенной игре у детей младшего и среднего школьного возраста – игра называется «Собачья радость». Суть игры ужасна, она заключается  в попытке удушения себя до состояния потери сознания. Обычно такие игры проводятся в компаниях где будут и другие дети, для того, что бы того который играет привести в чувства.
Из-за чего дети играют в подобные страшные игры? Из-за интереса, другого ответа я не нахожу, элементарное любопытство руководит ими. Так возможно ли, что дети постарше, так же хотят узнать: что же там за чертой жизни? Быть может подобный нездоровый интерес к смерти тоже является поводом для совершения суицида?
Если полазить потому же интернету, который сейчас доступен практически каждому старшекласснику, мы при желании сможем найти целые сайты и форумы, где люди пытаются совершить самоубийство и советуют, подначивают это делать остальных.
Конечно, желание покончить жизнь самоубийством может заключаться и в сильнейшей безответной любви, и в потере самого близкого человека. Причин много. Ответ один, человеку, находящемуся в тяжелом состоянии депрессии, а самоубийству всегда предшествует депрессия, нужна поддержка. Просто очень и очень, много поддержки, понимания его чувств, его ситуации.
К сожалению не всегда близкие люди способны понять, принять, и поддержать. Не потому что не хотят, а потому что просто не видят тяжелого состояния у своих близких. Подростки, находясь в таком тяжелом возрасте сами по себе эмоционально неустойчивы, а потому любое переживание и ситуацию воспринимают по-другому, чувствуют сильнее. А соответственно и последствия такой чувствительности могут быть роковыми.