Математические блошки,

Уладзимир Траццякоу
или Игра в приключения с числами

Педагогический смысл игры – дать детям возможность играючи освоиться с навыками устного счета, сделать увлекательным их вхождение в мир математики.

Игра ведется разноцветными «блошками» – выпуклыми разноцветными дисками, «прыгающими» при надавливании на их края (их можно заменить и подходящими пуговицами). Количество игроков ограничивается лишь разноцветностью «блошек». Для игрового поля можно взять крышку от коробки конфет или печенья. Каждый из игроков ведет учет набранных очков; по итоговым суммам определяются занятые ими места.

Внутренняя часть крышки (обычно она белая) оформляется так, чтобы сочетать принципы доступности (для счета) и разнообразия (по графическому и цветовому оформлению и по «приключениям» с числами). Важно то, что интерес к игре появляется у детей уже в процессе подготовки игрового поля, когда они рисуют разноцветными карандашами или фломастерами в разных местах поля круги, овалы, прямоугольники и треугольники с числами и условными знаками на них, вроде: «+5» – прибавить 5 той сумме очков, которая есть; «-7» – отнять 7, «0!» – обнулить всю сумму, «- 1!» – изменить знак суммы очков игрока на противоположный, «х2» – удвоить сумму, «х1/2» или «х0,5» – уменьшить ее вдвое, «х10» – увеличить в 10 раз, «х1/10» или «х0,1) – уменьшить в 10 раз, и т.д. Можно предусмотреть знаки «пропуск хода», «дополнительный ход» и даже «обмен очками с соседом слева (справа)».

В центре поля стоит изобразить мишень. В самом ее центре наиболее желаемая для накрывания «блошками» цель: для дошкольников – 5 или 10, для школьников -- 50, 100 или 1000. Соответственно в кольцах большего диаметра – меньшие числа.

Игра может вестись оговоренное число кругов (конов), а то и просто – «пока не надоест».

Энтузиазм «накопителей очков» во время игры настолько велик, что они легко осваиваются с отрицательными и дробными числами, получают навык быстро складывать/вычитать двузначные и трехзначные числа. Во всяком случае так было лет 30 назад, когда я впервые предложил эту игру своему 5-летнему сыну и его друзьям.

Опубликовано в детском журнале «Сюрприз» (Минск) в мае 2000 г.