Уступчивость и опека

Гадаев Алексей Вениаминович
Заставить другого измениться
Очень часто педагоги хотят, чтобы их ученики изменились. Они пытаются контролировать учащихся (внутренний контроль) и манипулировать ими. Уверенные в своей правоте, они считают возможным навязывать свои убеждения. Пока они стремятся доказать свою правоту, они навязывают свою правоту. Одним из причин, по которым учителям сложно признать собственное контролирующее поведение, заключается в том, что такое поведение болезненно для учащихся - оно сообщает им , что они разгневаны и жестоки. Учителя кричат, делают саркастические замечания, морализируют, обвиняют, придираются, допрашивают, грубят, бесятся, высокомерно молчат, неодобрительно вздыхают.
Конечно, контроль - подходящий способ научить ученика ответственности. Проявление гнева в адрес ученика повышает самооценку учителя. Злость может являться любящим чувством, если она направлена во благо ученика. Осуждение и критика заставляют учеников меняться, так как увидев что учитель прав, они станут другими. А если учитель не контролирует поведение учеников, то их поведение станет непредсказуемым.  Если учитель не контролирует учеников, то они будут контролировать учителя.  Мы все знаем, что уступчивость исходит из страха причинить другому боль или испытать её самому. По тем же причинам мы соглашаемся со своим начальником, хотя чувствуем, что он занимает неблагоразумную или нечестную позицию. Уступчивость исходит из страха, чувства долга или вины. Поведение не считается уступчивостью, если оно связано с желанием и заботой. Уступка сомнительным  желаниям ученика не вписывается в определение достойного поведения, поскольку является признаком личной ответственности учителя за его поведение. Учителя, проявляющие уступчивость в сомнительном желании ученика, полагают что обязаны оказать ему эмоциональную поддержку. Учитель считает, что его сочтут плохим педагогом,  если он заденет чувства нерадивого ученика, поэтому лучше ему уступить. И в этом случае учитель начинает опекать нерадивого ученика. Но он, в этом случае, не понимает, что ответственность за чужие чувства не дает разглядеть правду.
Опека - это ловушка для учителя и ученика. Она свидетельствует о базовом отсутствии доверия способностям ученика. В этом случае любые действия учителя оказываются основаны   на страхе - страхе пред тем, что ученик не справится с заданием. Опека ученика из страха указывает на отсутствие честности перед его обучением и сдерживание открытого, доверительного поведения учителя. Лишение этой важной основы, учитель может оказаться способным только на нечестные взаимоотношения.
Уступка - это завуалированный контроль вашего партнера, чтобы тот не рассердился и не закрылся от вас [Paul J., Paul M.].
Литература:
1. Paul J., Paul M. Do i have to give up me to be loved by you?

Опека
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Опе;ка (произношение слова как опёка распространено, но неправильно) — вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства.[1]
Опекун осуществляет от имени подопечного сделки, в некоторых случаях лишь с согласия органов опеки и попечительства. В обязанности опекуна входит забота о здоровье и имуществе подопечного, а также воспитание и образованиенесовершеннолетнего подопечного. Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства.

Опека/попечительство над несовершеннолетними
Принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребёнка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка. На содержание ребёнка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.
Особенности:
• Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требуется решения суда.
• Опекуном, как правило, может быть назначено только одно лицо.
• Опекуну ежемесячно выплачиваются средства на содержание ребёнка и оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Эти средства принадлежат ребёнку и могут быть потрачены только на его содержание и воспитание. Существует ежегодная финансовая отчётность.
• По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
• Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода и жилищных условий.
• Ребёнок является воспитуемым, не становится полноценным членом семьи, и в старшем возрасте (с 10 лет) такое положение может провоцировать ребёнка на серьёзные конфликты с семьёй опекуна.
• Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребёнка в семье чаще и более детально, чем при усыновлении.
• Нет тайны передачи ребёнка под опеку, и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны, а в некоторых случаях обязательны.
• Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможны.
Действует норма, как правило: один опекун — один ребёнок, за исключением передачи в одну семью детей-сиблингов.
Различают два вида опеки: простая и возмездная. Возмездная опека осуществляется на основании договора, заключаемого между органом опеки и попечительства и опекуном. На настоящий момент в России существуют две разновидности возмездной опеки в качестве подвидов, перешедших из отдельных форм устройства — Приёмная семья и Патронатное воспитание. Иные возмездные виды опеки могут устанавливаться региональным законодательством РФ.
Со вступлением в силу 1 сентября 2008 года федерального закона № 48 «Об опеке и попечительстве» [1], стали действовать несколько новых норм в отношении назначения опеки.
1. Появилась возможность немедленного установления опеки, без подготовки всех требуемых документов потенциальным опекуном, такая разновидность опеки называется «предварительная опека». Предварительная опека является срочной и может назначаться на один, а в исключительных случаях на два месяца.
2. Право родителей (единственного родителя) установить приоритетное право для определённого лица, в случае смерти родителей — завещательный приоритет.
3. Возможность добровольной передачи ребёнка на опеку родителями конкретному лицу (в этом случае ребёнок не числится как оставшийся без попечения родителей и средства на его содержание не выплачиваются).
4. Назначение опеки по заявлению ребёнка старше 14 лет.

Уступчивость и вежливость
Материал http://www.elitarium.ru/2009/02/23/ustupchivost.html
В любом социальном взаимодействии люди, прежде всего, стремятся «сохранить лицо». Чтобы этого достичь, они стараются вести себя так, чтобы произвести достойное впечатление. Поэтому для многих даже пустяковая просьба является большой проблемой, и они готовы сносить бытовые неудобства и материальные потери, лишь бы не обращаться к кому-нибудь с просьбой. Взаимные просьбы и их удовлетворение являются едва ли не самым распространенным видом социального взаимодействия. Ведь ни один человек не может обойтись без того, чтобы не обращаться к другим с какими-то просьбами.

Автор: Николай Ивaнoвич Ceмeчкин, кандидат философских наук, заведующий кафедрой психологии Дaльнeвoстoчнoго государственного университета.
 
Уступчивость, так же как и конформизм, объясняется действием социальных норм. Вместе с тем, она отличается от конформизма. Уступчивостью называют такое поведение, которое осуществляется в ответ на прямое, директивное требование или просьбу поступать именно так, а не иначе.

Тем не менее, взаимные просьбы и их удовлетворение являются едва ли не самым распространенным видом социального взаимодействия. Ведь ни один человек не может обойтись без того, чтобы не обращаться к другим с какими-то просьбами. Большинство людей, овладевая навыками общения, научаются — кто лучше, кто хуже — таким правилам и способам взаимодействия, которые в значительной степени нейтрализуют или, по крайней мере, смягчают негативные эффекты просьбы.
Самым действенным и надежным средством для снижения психического дискомфорта и «сохранения лица» в ситуации просьбы является вежливость. Согласно «теории вежливости», созданной Пенелопой Браун и Стивеном Левинсоном, выраженная в вежливой форме просьба не угрожает самосознанию ни просителя, ни адресата просьбы. К тому же вежливые просьбы и требования позволяют наиболее эффективно добиться уступчивости и согласия (Brown P., Levinson S., 1987).
Конечно, стремясь добиться желаемого, люди не всегда руководствуются правилами и нормами вежливости. Нередко в ход идут угрозы, подкуп, ложь, укоры, критика, апелляция к чувству долга, совести, справедливости и т. д. С точки зрения психологической корректности, все это является менее эффективным, чем обычная вежливая просьба, не угрожающая самосознанию человека.
Отказ, выраженный в вежливой форме, также будет менее болезненно воспринят просителем, чем грубая отповедь. Таким образом, сколь бы комичной ни выглядела формула «Вежливо попросил — вежливо отказали», она все же более предпочтительна, чем грубая просьба и столь же грубый отказ.