Волжские клады. Рассказ

Снегина Анастасия
               Широка, необъятна матушка Волга. Мерно несет свои воды великая красавица река, изредка заходя в затоны да заливы, где притаились маленькие городишки, утопающие в зелени. А на правой стороне разольется по камушкам, круглым галькам да зайдет в горные ущелья, и стоит там почти все лето, не поднимается высоко на нагорье, где ютятся маленькие деревушки с сараями да русскими банями, вделанные прямо в гору и глядящими на Волгу одним единственным маленьким глазом–оконцем.
               Не хорошая слава ходит по деревням. Одни славятся колдунами да ведьмами, другие оборотнями, а третьи вообще чудо-таинственными волжскими кладами, которые достаются только доброй душе. А началось это давно, еще во время второй мировой войны.
               Жестокая беспощадная она была. Смерть хозяйничала кругом, во все деревни заглянула, оставила свою отметину. Много людей погибло и не только солдат, много осталось сирот несчастных и голодных, и редко у кого остались бабушки, и то старенькие да хворые. Вот и в этой деревушке, на берегу красавицы Волги, побывала война со своими бедами да голодом. И после окончания еще долго голодали люди - целый год нечего было совершенно есть, и они отекали от голода и умирали. Мало кто вернулся с войны из мужиков и то многие были ранены или покалечены, и в колхозе от них было толку мало. А кто все таки избежал злой доли, погуляв недельку принимались за дело.Пахали на тракторах да сеяли рожь, о пшенице в то время можно было только мечтать.            
              Пришла радость и в Петрову семью, вернулись оба сына Иван да Петр домой живые, только один раненый на костылях. Гуляло все село, дым коромыслом- праздновали победу. Сошлись в гости к Петровым все односельчане. Пришла и старая Мария со своими двумя внучатами, оставшимися круглыми сиротами. И дочь, и зять оба погибли. Но она пришла,чтобы приветствовать победителей, хоть самой и было тошно на душе. Сдвинули столы и накрыли лавки для сидений. Люди одели самое лучшее одеяние из отбеленных мешков-сарпинки и хоть она сарпинка-то не получилась совсем белая, а отливала серым цветом, но все равно за столом все были нарядные и веселые. Правда, некоторые плакали не то от горя, не то от счастья. Весело до утра играла гармонь да раздавались волжские страдания, любимые частушки волгарей.
              <Голубые, голубые, голубые небеса
               Почему не голубые у залеточки глаза>,- выводили красиво женские голоса.
               А через несколько дней Иван сел на трактор и стал пахать землю. И какое это было счастье вернуться домой к земле и работать на ней. Как он стосковался по работе. День и ночь работал Иван, до самого рассвета журчал его трактор.
               Поднимался рассвет туманный и тихий, без канонады, спокойный и непривычный.
               Закончив пахать, Иван остановился и закурил самодельную ножку с душистым табаком -подарком колхоза солдатам, вернувшимся с войны. Он сидел в тракторе и любовался природой. Недалеко виднелся смешанный лес, куда сельчане ходят за грибами и ягодами. До самого леса тянется вспаханная полоса поля, темно коричневая с желтыми разводами, тянется и до гряды холма такого высокого и пустынного, без единого кустика или деревца. Ничего на нем не растет, видно песок да солончаки не дают.
              Он обернулся и посмотрел на холм, там маячила одиноко тонкая девичья фигура в голубом, цвета неба, длинном платье.<Откуда она здесь взялась?>- подумал Иван. <До деревни-то километров так 10, а то и 12. Странно>. Он завел трактор и поехал к холму. Не доезжая несколько десятков метров, трактор ни с того ни с сего заглох и все попытки его завести оказались тщетными. Иван решил отправиться пешком. Он шел и смотрел на девушку.<Не наша. У нас таких нет,-подумал он, когда увидел две заплетенные толстые светлые косы. Девушка смотрела на приближающегося мужчину и казалось, не двигалась, только ветер перебирал ее косы да шевелил подол голубого полупрозрачного очень красивого и тонкого платья. <Во что это она одета?>- опешил Иван. <Ни у кого их селян нет такого платья, они носят только сарпинку,>- вспомнил мужчина и страх заполз неожиданно в душу. <Да, что это я, какой такой страх? С немцами воевал,столько смертей видел, а тут дивчина, да еще и какая, красивая и таинственная.> Но подойти к ней он так и не осмелился. Ходил вокруг холма и смотрел на редкую красоту, которую послала ему судьба. Несколько часов кружил Иван вокруг незнакомки, а когда, наконец, решился подойти, она внезапно стала расплываться и превратившись в туман, совсем исчезла. Не на шутку перепуганный, Иван бросился к трактору. К его удивлению, тот завелся сразу и когда первые лучи солнца коснулись земли, он был уже в деревне.
             -Бабушка. Я сегодня видел чудо!
             -Что еще?- неопределенно проговорила соседская старушка и когда Иван поведал ей о встрече с незнакомкой, она всплеснула руками.
             -Ах, Боже мой! Тебе же клад выходил.
             -Какой такой клад, бабушка?
             -Волжский клад. Его может увидеть только человек с чистой и доброй душой. Тебе вот выпала такая доля, а ты ее упустил.
             -Как это?
             -Надо было подойти к кладу и ударить по нему левой рукой наотмашь, и он рассыпался бы тебе или монетами или зерном.
              Иван улыбнулся, потому, что не поверил и да как можно такую -то красоту да ударить.
              Прошло несколько дней с той поры, когда Ивану встретилась незнакомка, а она все еще стояла у него перед глазами, завораживающая и прекрасная. Деревня поговорила, поговорила да и замолкла.
              Голодно было в этот год в деревне, ни у кого не было ни муки, ни картошки, кое у кого осталась с урожая репа и это была самая основная еда у сельчан. Пухли с голоду детишки и родители не знали, чем их накормить. Многие уходили в лес, где собирали корни растений, а кому везло -попадались грибы-вешенки, растущие на голых деревьях. Горевала Мария и о сыновьях, погибших на войне и о снохе,пропавшей без вести, и горько ей было сознавать, что не чем накормить внучат, осиротевших и еще, и голодных. Вместе с другими женщинами она ходила по лесам, собирала грибы и коренья, вот и сегодня ей очень повезло, она наткнулась на кучу вешенок и собрала несколько сладких корней коробочки. Придя домой, решила сварить суп грибной, такой пряный и вкусный. Она поставила на печь чугунок с варевом, когда в комнату вошла маленькая внучка Оленька.
             -Бабуль, а у нас по двору курочка ходит с цыплятами.
              Мария заплакала:
             -Бредит, милая.Совсем видно плохо.
              Но потом, вдруг, подумала:<А откуда она знает, что это курица да еще и с цыплятами, коль никогда их не видела за свои четыре года.>
             -А ты откуда знаешь, что это курица,да еще и с цыплятами?
             -Петя сказал.
              Петр -мальчик лет 10 тихо вошел в комнату.
             -Бабушка, там во дворе курица с тремя цыплятами.
              Мария вышла во двор и обомлела. Прямо перед ней по двору ходила белая курица с красным гребешком, за ней семенили три пушистых  желтых цыпленка. Первая мысль, которая промелькнула у нее в голове:<Какой суп наваристый выйдет из курицы>. Но,вдруг,она явственно поняла, что никакой курицы не может быть. Война и голод. <Ну,какая курица? Клад>,- мелькнуло в голове. Она шагнула к курице, нагнулась над ней и ударила ее левой рукой наотмашь.Курица вмиг пропала вместе с цыплятами, а на ее месте, прямо в середине двора, возвышалась гора золотистых зерен пшеницы. Ее было так много, что почти весь двор был засыпан ею.
              К Марии со всех сторон бежали люди-посмотреть на диво.
              Всю зиму ели сельчане суп с затирушками, так называли у них голушки, и никто в эту зиму не умер от голода. А Мария благодарила Бога,что он не дал погибнуть ее внукам и отвешивала каждое утро ему низкий поклон.