Петренко Николай Иванович о сыне. 2010 год

Владимир Пузиков
ДНЕВНИК. 2010 г.

***

ПЕТРЕНКО НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

16 июня 2010 года я отправился на поиски Николая Ивановича ПЕТРЕНКО, бывшего председателя колхоза «Россия» Благодарненского района Ставропольского края, отца погибшего в Афганистане сержанта Николая Николаевича ПЕТРЕНКО.

По старому адресу на улице Краснознаменской, - помню этот дом, так как участвовал в организации похорон сержанта Петренко, - Николай Иванович уже не проживал.
Женщина, выгулившая собачку во дворе двухэтажного микрорайона, подсказала, что живут Петренко на площади Гвардейской, дом обложен плиточкой.

Я прошел по указанному адресу.
Мне было известно, что после развода с первой женой, Н.И. Петренко вступил в брак с Пономаревой (Бедненко) Валентиной Ивановной.

Валентина , бывший работник горпо, занималась торговлей. Около их дома стояла автомашина, в нее грузили товары. Видимо, на дому был оптовый склад.

Николай Иванович и Валентина Ивановна приняли меня доброжелательно, пригласили в дом. Мы долго беседовали с хозяином. Николаю Ивановичу уже 78 лет, выглядел он уставшим, но потом разговорился, посвежел и долго меня не отпускал.

Он показал награды сына: орден Красной звезды,  Почетную грамоту и медали, которых почему то было по два экземпляра: «От благодарного Афганского народа» и ее одну нашу. Разрешили мне отсканировать фото сына, вытащили ее из рамочки. Была еще одна фотография, но на ней Николай – совсем ребенок, я фото не взял.

***

Н.И. ПЕТРЕНКО О СЫНЕ

Своему другу, который демобилизовался чуть раньше, до 1 Мая, Коля сказал, я к тебе заеду, и поедем в наше село Спасское. У нас много вина, погуляем. Но не судьба. Гроб не вскрывали, запаян, да и летал он по Советскому Союзу 11 дней.

А в справке написано: «…Травмирована грудная клетка, отсутствие левого уха». Душманы у наших воинов отрезали левое ухо, срезали правый погон – отчитывались за свою работу и получали деньги.
Сын похоронен в Ставрополе на верхнем Кладбище. Там же похоронен Виктор Иванович Постников – генеральный директор Бройлерного Объединения «Ставропольское».

Потом завязался разговор о детских годах, войне, работе Николая Ивановича в селах Сотниковском, Серафимовском и Спасском Благодарненского района.

***

ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ:

- Мне было 8 лет, когда началась война. Жили мы в селе Сотниковском.
В наше село немцы пришли 6 августа 1942 года с юго-западной стороны. Сразу начали расквартировываться, заходили в дома, осматривали и на стенах дома или воротах писали цифру, сколько размещать человек. Я надпись на нашем доме стер и к нам никого не поселили. А у соседей жило немцев по 10 – 12 человек.

Мы-пацаны воровали у немцев штыки, ими хорошо было выкапывать в огороде морковь, репу, картошку. На одной винтовке мы не смогли открутить штык, так украли винтовку. Рисковали сильно, нас могли поймать и пострелять.

Из села Сотниковского немцы ушли 12 января 1943 года. Помню, что ночью немцы стучали в окна, поднимали своих, спешно собирались и уходили. К утру уже немцев в селе не было. Отступили они без боев.

***

УЧЕБА В ИНСТИТУТЕ

Учился я Ставропольском сельхозинституте, на агронома. Дипломная работа: «Раздельная уборка зерновых культур».
Первым секретарем Благодарненского РК КПСС был Сажнев, который мало работал – умер, председателем райисполкома – Неберикутья.

Приехал я в район собирать отзывы на курсовую работу, шло предуборочное совещание во второй бригаде колхоза «Красная звезда», а надо было ехать в Гофицкое и играть в футбол за район.

Мне сказали:
- Езжай играть в футбол. Вернешься – подписи уже будут собраны.
Так и получилось. В футбол мы выиграли, мне подарили бутсы, правда маленького размера, отзывы на дипломную работу были собраны.

После окончания института направили меня в Тюменскую область, Ишимский район. Это был 1957 год. Сначала работал главным агрономом МТС, в 1958 году МТС реорганизовали, меня оставили работать в колхозе «Советская Россия». Ишим – это между Тюменью и Омском.

***

СОВХОЗ «СЕРОФИМОВСКИЙ»

После возвращения из Сибири, управление сельского хозяйства направило меня в колхоз «Гигант», а председатель колхоза Цыганков – в бригаду № 5.
Зимой я помогал плановикам составлять промфинплан, у меня был японский «Феликс», я хорошо считал.

Весной на поле приехали два солидных мужика и предложили работу главным агрономом в совхозе «Серафимовский». Я спросил совета у председателя колхоза. Цыганков сказал: «…Решай сам!»

 5 лет я работал главным агрономом в совхозе, урожаи были высокими, намолачивали 45 - 46 тысяч тонн зерна. Это больше урожая всей Карачаево-Черкессии, вместе с зерновой кукурузой.
Первым секретарем РК КПСС в Благодарненском районе работал Алексей Васильевич Иваненко.

Поля в совхозе «Серафимовский» были огромными, 911 га по севообороту. Зерновых сеяли 22 000 га. Комбайнов было – 102. Всего сельхозугодий с пашней – 68 тысяч гектаров.

Работал я напряженно. Утром в гараже занаряжал машины, вечером с 4 до 5 часов по телефону проводил планерку, заодно проверял, чтобы не было пьяных бригадиров. Директору совхоза Зимницкому и секретарю парторганизации Шумакову Михаилу Михайловичу мой стиль работы нравился.

Аул Эдельбай входил в состав совхоза «Серафимовский». Это было отделение № 1 совхоза, там было две бригады.

***

УРОЖАЙ 1962 ГОДА.

В тот год вырос небывалый урожай. На каждом току лежало 4 – 5 тысяч тонн зерна.
Машин не было, если пойдет дождь, зерно могло погибнуть, уплыть в балки. Уполномоченным от РК КПСС был начальник милиции Афанасий Игнатьевич Олейников. Но и он машины не мог нигде раздобыть.

Еду в село, и на свой страх и риск, даю телеграмму первому секретарю Ставропольского крайкома партии Федору Давыдовичу Кулакову. Ее содержание: «…Зерно на токах, вывозка срывается. Прошу помощи».

На другой день меня находит секретарь крайкома партии Николай Михайлович Лыжин. Спрашивает: «Вы давали телеграмму? Отвечаю: «Да, давал!»

Лыжин:
- Давайте проедем по бригадам и посмотрим обстановку. За мной едут 100 машин из автоколонн КЧАО!»
Проехали, посмотрели, подняли народ на погрузку зерна: конторских работников, ветработников, сельсовет и т.д.

Не обошлось без неприятностей. Пыль по дорогам стояла стеной, шофер моей машины сбил электроопору в одной бригаде, в результате чего, обесточились два погрузчика ЛТ-10. Энергия подавалась в то время от дизельгенераторов. В складе оказался кабель, срочно запитали погрузчики, мой шофер подсвечивал фарами автомашины, пока все подключили.

Я работал на погрузке вместе с народом, у меня из нагрудного кармана выпала карточка кандидата в члены КПСС. Что делать? Директор совхоза Иван Ильич Божко мне сказал:
- Никому не говори, будем карточку искать!

Карточку нашли, на одном из элеваторов. Но в райкоме партии о факте утраты кандидатской карточки уже было известно, на бюро райкома мне записали выговор.

В 1964 году совхоз «Серафимовский» перешел в Арзгирский район. Меня перевели председателем колхоза «Россия» Благодарненского района.

***

КОЛХОЗ «РОССИЯ»

Строительство школы.

Я построил в селе Спасском все социальные объекты: школу, Дом культуры, детский сад, водопровод, МТФ «Подобедова», электросети и т.д.
Школа села Спасского обучала детвору в три смены. Директором школы работал Яков Абрамович Кремень.

Поехал я в проектный институт «Ставропольгипроводхоз» и спросил знакомых инженеров, с чего начинать строительство школы. Они сказали: «Надо начинать с генерального плана села. Мы его быстро сделаем, а ты утверди на общем колхозном собрании!»

Так и поступили. Генеральный план утвердили на сходе граждан села Спасского, договорились, что все предприятия и учреждения села отработают на строительстве школы, будут помогать, кто, чем может.

Провели субботники, с карьера завезли за выходные 2500 кубов камня.
Строить мне помогали руководители «Межколхозстроя» Н.Д. Пастухов и И.М. Яценко.
С Я.А. Кремнем поехали в крайисполком к Старшикову, который вел вопросы строительства, и заручились его поддержкой. Школу включили в план «Межколхозстрою».

Железобетон добывали в Нальчике на заводе ЖБИ. Поехали с вином и шашлыками, установили связи с дирекцией комбината  и горком партии. Плиты ЖБИ перевозили шефы – автоколонна 1318.

Когда надо было делать перекрытие второго этажа, краны АК-75 плиты не могли укладывать, пришлось на стороне искать АК-160. Так вот, одним автокраном за ночь было уложено 220 плит перекрытия.

Выгнали фасад, сфотографировали и поехали в крайисполком выбивать на школу оборудование. Нас включили в план комплектации на общую сумму 32 тысячи рублей.

Оборудование завозили под руководством директора школы Я.А. Кремня.
Я ему сказал:
- Яков Абрамович! Это тебе отпуск по курортным местам: мебельная фабрика в Курджиново Кабардино-Балкарии и т.д.

Начали строить школу 29 марта, комплектовать – 12 августа. Строили школу – 154 дня. В этом, 2010 году, Спасской средней школе № 5 исполнилось 37 лет.         

***               

О ГЕНЕРАЛЕ ИНДЕНКО

- Я хорошо знаком с генералом Инденко Иваном Николаевичем. Он служил в Северо-Кавказском Военном Округе (СКВО) в должности заместителя командующего. Часто бывал в селе Спасском, он наш земляк.

И.Н. Инденко брал Даманский во время конфликта с Китаем, от острова ничего не осталось.

Генерал Инденко перевел в Благодарный автошколу ДОСААФ из города Кисловодска, когда там произошли негативные явления в руководстве школой, резонансные конфликты местной молодежи с приезжими курсантами. Первым начальником автошколы в Благодарном был назначен бывший председатель горисполкома Гольтяпин Николай Никитович.

ИСТОЧНИКИ:
Дневник. 2010 г.

27 марта 2012 г.                г. Благодарный