Кавказ

Нина Измайлова 2
                Практика - Кавказ
 
        После окончания школы нужно было выбирать, куда пойти учиться дальше. Перебрала в уме все профессии, какие знала. Пединститут отвергла сразу, поскольку из года в год учить детей одному какому-нибудь предмету, показалось мне скучновато. Стать врачом, я бы тоже не смогла, поскольку смотреть на страдания людей, было бы выше моих сил.
 
        Другие профессии тоже были не по душе. И тут моя знакомая девочка подсказала модную в те годы профессию геофизика. Геофизика - физика земли. Звучит хорошо. Кафедра геофизики была в составе геологического факультета Воронежского университета. Решено. Сдала экзамены, поступила.
 
        После первого курса студенты других факультетов университета разъезжались в студенческие строительные отряды, колхозы. Нас же геологов и геофизиков ожидала учебная практика на Кавказе, в Приэльбрусье.
 
        Из Воронежа на поезде доехали до Минеральных Вод, где нас уже ожидали две крытые университетские машины. Немного отдохнули, поели вкуснейшие шашлыки и поехали в столицу Кабардино-Балкарии город Нальчик. Нальчик - небольшой уютный городок в горах. Переночевали на территории какого-то санатория и рано утром по горной дороге двинулись на базу Академии Наук Украины, расположеную на высоте более двух километров над уровнем моря.
 
        Дорога была очень живописная, и, я бы сказала, опасная. Проезжали мимо пропастей, нависающих скал. Погода стояла пасмурная, вершины гор скрывались в облаках.
 
        Часа через три прибыли к конечному пункту. В горах стояла ранняя весна, на деревьях только-только распускались листочки. Домики базы Академии наук располагались на левом берегу реки Баксан, и после зимы их состояние было плачевное. Внутри мусор, грязь, пустые бутылки и отсутствовало отопление, которое было и не предусмотрено. В эту пору в горах было ещё холодновато. Мальчики стали суетиться у костра, готовить еду, девчонки - приводить в порядок домики, благо вода в речушке - рядом.
 
        Всё прибрали, отмыли, поели каши с тушенкой, посидели у костра, попели песни под гитару. Незаметно наступили сумерки, пошли устраиваться на ночлег. Расстелили на полу постельные принадлежности, у кого что было: одеяла, спальники. У меня был спальник. Под голову вместо подушки - рюкзак. Ночью очень замёрзли.
 
        Утром все высыпали к костру, греться. Погода наладилась. Светило солнце, наконец, увидели заснеженные горы во всей красе.
 
        После завтрака - первый ознакомительный маршрут. Нужно было подняться ещё выше к снежным горам на канатно-кресельной дороге «Чегет». Тут я испытала довольно острые ощущения. Посадили по одному студенту в креслице  и подъём начался. Плывёшь над пропастями, вверху поскрипывает канат, молишь Бога, чтобы канат не порвался, и, подвешенное кресло не оборвалось.
 
        Высадили нас на небольшом высокогорном плато, край которого круто обрывался в Баксанское ущелье. Прямо перед нами на другой стороне ущелья возвышалась красивая гора Донгуз-Орун, на склоне которой примостился ледник «Семёрка». Зрелище необыкновенное. Целью нашего геологического исследования было описание рельефа местности, ледниковых отложений (морены).
 
        Следующие маршруты проходили вдоль долины реки Баксан. Описывали морфологию долины, изучали каменный материал, Замеряли скорость течения реки. В долине временами натыкались на друмлины - останцы коренных пород, которые не смогла разрушить река. Попадались и «Бараньи лбы» - большие глыбы пород, притащенные сюда ледником.
 
        Очень запомнился маршрут к водопаду, который с шумом низвергался с большой высоты, разрушая вулканические породы основного состава (базальты), которые обладают характерной столбчатой отдельностью. Это было очень красиво, вода падала вдоль чёрных базальтовых столбов с высоты 30-40 метров.
 
        Вечерами сидели у костра, пели песни. Конечно: «Милая моя, солнышко лесное...», «Люди идут по свету, им вроде немного надо...», «Я эти горы в телевизоре видал...», «Кончилось лето жаркое, Шхельда белым бела...», «Ты у меня одна, словно в ночи луна...» и «Кожаные куртки, брошенные в угол...». И ещё много-много других.
 
        После нескольких маршрутных дней, наконец, наши преподаватели дали нам выходной. Решили прогуляться к гостинице «Иткол», которая была расположена в километре от нашей базы. Эта гостиница была построена в 1965 году, поскольку здесь открыли источник лечебной минеральной воды. Гостиница должна была стать приютом для людей, желающих поправить свое здоровье, и временным домом для горнолыжников.
 
        «Иткол» - идеальное место для отдыха. Красивая природа, чистейший воздух, стройные сосны. Во время съёмок кинофильма «Вертикаль», съёмочная группа Станислава Говорухина проживала именно в этой гостинице. В одном из её номеров жил Владимир Высоцкий, но мы этого тогда не знали. Рядом с отелем прямо на земле располагался рыночек, где местное население торговало толстыми свитерами, шарфами, шапками, носками из козьей шерсти. Денег практически не было. Но я всё же купила моток шерсти, дома связала шапку.
 
        На следующий день студенты разделились. Кто посильней, в основном мальчики, решили посетить перевал Донгуз-Орун, где была остановлена дивизия немцев «Эдельвейс» во время войны. Путь не близкий, маршрут растянулся на два дня. Кто послабей, пошли к видовой площадке «Кругозор», откуда открывался красивый вид.
 
        Заключительным аккордом  нашей 10-дневной практики была экскурсия в маленький городок Тырныауз, где находилось богатое молибден-вольфрамовое месторождение. Здесь же располагался горно-обогатительный комбинат, горные выработки - штольни, одну из них мы посетили. В штольне было как-то мрачновато. Холодновато, сыро, не внушающие доверия крепи. Пройдя несколько метров, я вернулась на белый свет. В настоящее время комбинат не работает. Население города сократилось на одну треть.
 
        Летом 2000 года из урочища Гирхожан на Тырныауз хлынул мощный селевой поток, который затопил жилые дома, разрушил автомобильный мост через реку Баксан. Восемь человек погибли, почти 40 человек пропали без вести.
 
        Последние пару дней пребывания на Кавказе помню смутно, сильно простудилась, охрипла и оглохла, просидела на базе. Причиной простуды послужили утренние солнечные процедуры. Одна преподавательница по общей геологии пригласила меня загорать по утрам, я и согласилась. Она будила меня до подъёма, мы уходили с ней вниз по течению реки, там и загорали в купальниках. По утрам ещё было достаточно холодно, для таких мероприятий нужно было быть хоть немного закалённым человеком.
 
        Назад из Нальчика до Воронежа летели на самолёте. Посадили нас, на военный аэродром, поскольку из-за плохой погоды взлётно-посадочная полоса в гражданском аэропорту раскисла. На военном аэродроме она была выложена металлическими плитами.
 
        Через пару дней кто-то из однокурсников позвонил мне и сказал: «Что дома сидишь? В кинотеатрах идёт потрясающий фильм «Вертикаль», там показывают места на Кавказе, откуда мы только что вернулись».
 
        Конечно, сразу побежала в кинотеатр, по пути присоединились однокурсники. Смотрели просто потрясённые. Вот на экране промелькнула гора Донгуз-Орун и ледник семёрка. Хотелось встать и крикнуть: «Люди! Мы оттуда вернулись. Это почти про нас». А какие песни Владимира Высоцкого звучали в фильме. Просто дрожь по телу бежала.
 
        Вспомнилось, как наши ребята рассказывали про перевал, где наши бойцы-альпинисты остановили стрелков немецкой дивизии «Эдельвейс». Там стоял скромный невысокий обелиск со звездочкой наверху.
 
       И как точно Высоцкий сочинил свою «Балладу об альпийских стрелках». Привожу её ниже, чтобы вспомнили, в каких тяжёлых боях наши солдаты освобождали наш Кавказ.
 
Баллада об альпийских стрелках
В.Высоцкий
 
Мерцал закат, как сталь клинка.
Свою добычу смерть считала
Бой будет завтра, а пока
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу.
 
Отставить разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!
Они помогут нам!
 
А до войны вот этот склон
Немецкий парень брал с тобою!
Он падал вниз, но был спасен,
А вот сейчас, быть может, он
Свой автомат готовит к бою.
 
Отставить разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!
 
Взвод лезет вверх, а у реки -
Тот, с кем ходил ты раньше в паре.
Мы ждем атаки до тоски,
А вот альпийские стрелки
Сегодня что-то не в ударе.
 
Отставить разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!
 
Ты снова здесь, ты собран весь,
Ты ждешь заветного сигнала.
А парень тот, он тоже здесь.
Среди стрелков из "Эдельвейс".
Их надо сбросить с перевала!
 
Отставить разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!