Командировка в Белград

Никита Меньков
28 декабря

10 часов вечера - самолёт проносится уже, наверное, над Украиной; в салоне и русские, и японцы, и норвежцы, и финны, и другие народы. Только что открыли по бутылке шампанского, выпили сколько смогли, хотя Винсан сказал, чтобы до дна пили. Из-за резкой перемены графика путешествия многие не поехали в командировку. Только что принесли ужин, который мы запивали оставшимся искрящимся шампанским. Не знаю, когда прилетим, да и неважно – здесь хорошо.

***

Добродошау в Белград! Здраво, Сербия, здраво, аэропорт Николы Тесла!

Мы долетели глубокой ночью. В обменнике поменяли рубли на динары. Винсан повёл нас в сектор отправлений, где мы сели на автобус, который идёт до центра Белграда, но нам выходить на окраине города – там небольшая гостиница «Златног лава», в которой мы остановимся. Улицы-то как украшены! Дааа, если это ещё не центр, то каково в центре… Даже в Москве нет такого количества ламп и гирлянд. С Нове Године!


Огромный оранжевый лев светится издалека – златног лава. Вот эта гостиница, с великолепным садом. Хозяин – Константин Ивашевич – медлительный-медлительный, заспанный мужик, зарегистрировал нас по бейджикам и повалился на боковую, уснул в кресле.


Мы походили немного по гостиничному комплексу, осмотрели его. Все уже спали, было непривычно тихо и пусто. Возле трпезарии, то есть столовой, увидели объявление с просьбой соблюдать чистоту и порядок: «Поштовани станари! Обратите пажньу на чистоћу и ред на целоj териториjи хотелског комплекса! Хвала!»

Номерки нам достались маленькие, маленькие комнатки. Около двух часов ночи мы собрались у Винсана выпить чаю с ватрушками. Решили долго не засиживаться – на задание вставать рано.

29 декабря   

Пока передышка, надо написать хоть пару слов о сегодняшнем дне. Сидим сейчас в одной из студий, где работают корреспонденты, скоро поедем в гостиницу. Пока решил написать о чём-нибудь, что запомнилось. Чем запомнилась нам Сербия?


Да, в принципе, ничем: та же Россия - те же пробки, те же столпотворения, те же очереди. С утра Винсан проводил прямо в кафе торгового комплекса интервью с военным деятелем Леонидом Караклаичем.

Он проводил интервью с сербским коллегой и другом Браниславом Костичем, а мы с Кулешовым пока были отправлены за покупками в гипермаркет.Там бегали,оглядывая полки с игрушками, конфетами, шампанским, украшениями и всем прочим.

После гипермаркета мы гуляли по торговому комплексу, любовались ёлочками и другой новогодней атрибутикой. Мы побывали в книжном – если уж зашли туда, то нас с Кулешовым оттуда не вытащишь. Раза три слышали русскую речь.


Когда ехали в студию, куда Винсану надо было заскочить ненадолго, то Винсан и Кулешов познакомились в автобусе с тремя парнями; ребята подкалывали друг друга, смеялись. Говорил с ними Винсан, но мы с Кулешовым тоже неплохо их понимали. Мы проезжали мимо Скадарской улицы – это чисто наш Старый Арбат, только в Белграде. Ещё видели памятник «Победник», посвящённый Первой Мировой войне. Проезжали мимо железной дороги, на которой гудели беовозы – так мы называем здешние поезда, по названию ж/д перевозок.


Потом шли по улице с сумками и пакетами подарков, лимонада и прочего – впервые пришло новогоднее настроение, мы даже стали вспоминать новогодние произведения. Вспомнили всякие шведские и финские новогодние истории и легенды – мне очень нравится скандинавский Новый год, я был там ровно четыре года назад.


***

Пока сидели в офисе, мы с Кулешовым посмотрели презентацию моделек самолётов и ракет, которую проводил один из сотрудников офиса, Святослав Марич. Потом в офис прибежал их шеф, стал раздавать приглашения на ночной праздник в одном из клубов Стари-Града Белграда. Мы поняли, что нам не отвертеться – нам тоже дали открытки, и Винсану оставили. Помню, когда мы с Кулешовым были на практике, нам тоже постоянно давали приглашения на культурные мероприятия.

***

 Вот и позади поход в клуб. Мы думали, что там будет какая-нибудь вечеринка с коктейлями, но оказалось по-другому – это было что-то вроде концертного зала со стульями, как в актовом зале в школе. Пили не коктейли, а чай, выступали не ти-джеи, а оркестры. От выступления одного хора юношей и девушек прослезились все, я даже не могу сказать, что было такого в их пении, но что-то было… Выступали скрипачи, выступали певицы. Поначалу были всё медленные сербские песни, потом была потрясающая песня «В пути», которую я до этого слышал много раз. Когда заиграла музыка, которая была в песне "Диско-партизаны", все вскочили и стали пританцовывать, обхватив друг друга за плечи. Вот это было классно!.. Дальше ещё девушки и юноши исполняли танец сиртаки, и это тоже было невероятно красиво… Вообще весь вечер оставил самые лучшие впечатления.

30 декабря 

В кинотеатрах Белграда мы не выбрали ничего по вкусу, поэтому Винсан отправился туда с утра с какими-то знакомыми-сербами, а мы с Кулешовым остались в гостинице, зашли в Интернет, посмотрели «Ёлки» - первую часть. Первый фильм лучше, второй скучнее.

У Винсана и белградских коллег снова было интервью, на этот раз с политиком Петром Маркичем; их показывали по телевидению, и мы, сидевшие в студии среди зрителей, видели, как волнуется Винсан – он вспотел, всё время теребил галстук, поправлял очки. Мы знаками успокаивали его. И он напрасно волновался: интервью прошло прекрасно, Винсан превосходно говорил на сербском языке, и политик, зная, что он не серб и ему трудно говорить на их языке, сам много говорил, пытаясь сократить реплики Виктора до минимума.


***

Ну вот, в общем-то, и всё – прошла прощальная прогулка по Белграду, сейчас уже поедем в аэропорт. Мало, конечно, времени дали, но не встречать же Новый год здесь, надо домой ехать… Всё время так путешествия получаются – галопом по Европам, ничего толком рассмотреть не можешь. Только приехал – и уже домой.

На улице Кнез Михайлова купили ещё кое-чего по мелочи – мы ходили вдвоём с Кулешовым, у которого был план города. Потом через Калемегдан шли в офис, где находился Винсан. Ему уже перечислили премиальные за задание на карточку из Москвы, и он дал нам, чтобы мы сняли с карточки.


В самолёте Кулешов с Винсаном уснули, а я заканчивал таблицу по работе, утром отправлю по почте.
В Москву прибыли глубокой ночью.