Мои первые зелёные туфли

Александрова Евгения
Последние дни лета… а вечерами так уверенно пахнет осенью, что даже и не скажешь. Великолепное время для прогулок по парками и вечерних поездок к морю. Все вокруг кажется неторопливым и размеренным. Сегодня я как-то много думаю о моментах, о тех, из которых складываются воспоминания дня, часа, года…

Лет семнадцать назад, в один из таких дней, мама купила мне новые туфли. Тогда, бороться за них, приводить доводы, насколько это возможно в детском возрасте и вести себя настолько хорошо, насколько только можно представить, мне пришлось неделю… они были ярко-зеленые и странные-престранные. И, наверное, именно по этой причине, я так хорошо их помню, мои первые зеленые туфли)).

Сегодня, глядя на сына и немного фантазируя, я, наконец, могу более отчетливо представить, чему так удивлялась и сопротивлялась моя мама. Родительский взгляд немного искажает картинку мира, делая ее нарочито четкой, немного угловатой и излишне контрастной – максимально конкретной, однозначной и доходчивой. Вырастая, дети все чаще смотрят по сторонам самостоятельно, исследуя территорию без объяснительных комментариев и бегая по лестницам без поручней, чем и пугают особо трепетных и заботливых воспитателей. А сделав первый ловкий шаг, замысловатой, только что изобретенной походкой, меньше всего хочется подрастающему поколению идти проторенной дорогой и быть «как все». Мысль о том, что на самом деле, все мы разные и «все – не как все», приходит много позже, тогда, когда пересматривая старые фото, ты умиляешься своей дурацкой прическе, нелепому, но такому экстравагантному платью, зеленым туфлям на протекторах у девочки в строгом школьном наряде, под кодовым названием «белый верх – черный низ»…

Всё это маленькие важные открытия, сделанные маленьким озорным человечком. Путешествие во взрослую жизнь можно сравнить с прогулкой по ночному лесу. Море опасностей и море открытий ждут каждого, кто соберется в путь. Прожектор родительского взгляда, с его пояснениями, комментариями, лекциями и предостережениями необходим для выживания, а собственные маленькие открытия и подвиги дают вкус и радостность переживания этого похода. Чем старше становится человек, тем ближе рассвет - тем лучше видимость, тем больше и дальше он видит сам. Теперь ему все чаще нравится ощущать привкус свободного одиночества, беседы с Проводником он все чаще заменяет сбивчивыми монологами, учится делать собственные выводы и опираться на них при выборе маршрута и пути.
И, думается мне, снова и снова, вокруг будут попадаться непонятные объекты и странные, неизвестные виды растений, пусть даже в полуденном свете. Но, тем мир и интересен.
Так, научившись доверять полученным знаниям и набравшись нового, субъективного опыта, из Путешественника постепенно вырастет новый Проводник. И когда-нибудь, в продолжение традиции, он соберет огромную дорожную сумку, где будут соседствовать аптечка и котелок, лупа и ***дцать томов энциклопедии, запасные батарейки и охотничье ружье, и поведет за руку по ночному лесу нового Странника. Поведет бережно и озабоченно, стараясь нарочито четко и максимально ясно высветить опасные места и постараться не пропустить ни одной важной лекции, дать подробные комментарии и объяснения. И именно в этом будет его право и его правда. А еще он изо всех сил будет стараться помнить, как важны собственные маленькие открытия и отчаянные подвиги для Путешественников.

Это сложный коктейль, найти идеальное соотношение ингредиентов в котором, практически невозможно, у каждого получается что-то свое, совершенно особенное, не такое «как у всех». Любовь, ответственность, переживания, неуверенность, беспокойство, гордость, надежды, осторожность, иногда усталость, вера, страх, мечты… да много чего еще в этом рецепте.

И еще. Эта мысль должна быть высказана.
Любой Проводник, с любым опытом и стажем может ошибиться или недосмотреть. Главное, что отличает даже неопытного Проводника от Путешественника, это протянутая рука и подставленное плечо.