Не судите!

Елена Пацкина
«Не судите, да не судимы будете», – часто можно услышать в ответ на любое критическое высказывание. Люди, стремящиеся к благочестию, изо всех сил пытаются следовать этой заповеди, т.е. не судить (осудить) ближнего своего. Пытаются, но безуспешно: слишком несовершенен этот ближний, колет своими недостатками, если не пороками, мешает праведно жить благочестивым людям. Как же его не осуждать?

Рассмотрим сначала первую половину предлагаемого нам правила – «не судите». Тут совмещаются два понятия: суждение (его негативный аспект – осуждение) и суд как таковой. Почему же нам запрещается иметь негативное суждение, если мы сталкиваемся с очевидным проявлением зла?

«Ты – червь,– говорят нам, – есть Бог. Он всех рассудит. А ты – не смей!» Конечно, Бог всемогущ по определению, и Он дал человеку разум, чтобы тот им пользовался: зла, по возможности, избегал; к добру, по мере сил, стремился. А для этого человек должен обо всем иметь своё суждение, дабы отличать одно от другого. Не всегда правильно способен он рассудить, но стараться – его прямая человеческая обязанность.

Да что человек? Вы покажите собаке лакомство, поманите её – и отнимите из-под носа. Какой укор вы увидите в её глазах! А если бы вы могли расшифровать её лай, то, боюсь, обнаружили бы сплошную ненормативную лексику. Или вполне нормативную: «Не дразни меня, глупец, не обманывай, негодяй, сейчас же отдай этот лакомый кусочек, проходимец!» – пролает вам моська. И будет совершенно права. Она вынесла суждение не в вашу пользу. И толкуйте ей – «не суди!»

Что же касается второй части предложения: «не судимы будете», – то надо разобраться. Значит, можно ограбить, убить, совершить любое зло, при этом не порицая коллег-преступников, и ты застрахован от суда (хоть людского, хоть Божьего)?! Не есть ли это, в таком случае, круговая порука зла в этом мире?
Действительно, зачем кого-то осуждать: мешает тебе – просто ликвидируй, чтоб не путался под ногами. «И не судите меня за убийство! Вот ведь я никого не осуждаю!» – скажет этот праведник.

Конечно, всё это совершенно невозможно в жизни – любое такое общество моментально бы самоуничтожилось. Поэтому даже в самых архаичных человеческих сообществах был свой суд. И вождь выносил суждение – осуждение – приговор – наказание. Или оправдание. И сколько будет государственных образований, столько будет судебных систем.
Так кто же чаще всего ссылается на такое трудновыполнимое правило? Может быть, именно те, у кого есть серьезные причины опасаться человеческого осуждения, уголовного суда, да и суда Божьего.