http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin
Стихотворения пейзажной лирики Виктора Гаврилина о весне — очень светлы, трепетны и жизнерадостны. Их немного, но они покоряют какой-то воздушностью и беззаботностью, хотя и не лишены глубокого содержания.
Замечательно лёгкое, как ветерок, изящное весеннее стихотворениие "О, ГРОЗЫ В МАЕ" — навевает красоту и весеннюю беззаботность.
О грозы в мае! С ветром в занавеске,
с уютной затемнённостью квартир,
и шумные, короткие, как всплески,
дожди весенний омывают мир.
Оно и живописно, и светло, как голубое небо в мае! Здесь молодость автора подчёркивается ликующими строками:
И жизнь ярка, как голубая вспышка,
и до удушья запахов полна,
и всё кричит, всё до восторга – слишком:
живи сто лет – не вычерпать до дна.
И так проникаешься этими добрыми и любящими словами:
О грозы в мае! Холод губ в дождинках,
твой жадный вздох – протяжно, глубоко,
и небо слышно... В запотевших крынках
скисает голубое молоко.
Чудо какое-то!
В чистом и светлом стихотворении"ЧЕРЁМУХА" — ощущается дурманящий аромат этих цветов:
Ещё не время терпких ягод.
Ещё - неделя до поры,
когда её цветы полягут,
как тучи мёртвой мошкары.
Очень нежная и терпкая строка — горчащим запахом любви:
Сейчас пора, чтоб пахли чащи
горчащим запахом любви — так ведь пахнет сама весна!
Замечательно и очень уместно использование оксюморона:
О, как тепло похолоданье,
когда черёмуха цветёт!
Когда запах черёмухи соединяется с любимой женщиной, это просто опьяняет:
И крепок привкус обладанья,
и в доме женщина поёт.
И эти "одуряющие ночи" ранней весны — очень чувствуются в изящном и тонком раннем стихотворении Виктора Гаврилина, где уже угадывается замечательная гаврилинская интонация, которой будут проникнуты все его дальнейшие произведения.
В роскошном стихотворении о цветущем и полыхающем всеми красками мае, которое так и называется "МАЙ", Поэт видит его по-гаврилински ярким и чистым. И эта чистота душевная, лёгкость и красота его поэзии, свет словно разлиты в словах - самоцветных камнях, которые светятся и сверкают всеми гранями своей земной, и всё-таки небесной красоты.
Мне в этот май впервые показалось,
что молодость уходит от меня,
и лучшее, что в жизни мне осталось,
случится в эти тридцать с лишним дня.
Май всегда прекрасен своим черёмуховым цветом, изумительным пением соловьёв:
А май спешил за тридцать с лишним мига
проделать путь блистательных побед:
спеть соловьём, с ума свести полмира
и обронить черёмуховый цвет.
В стихотворении чувствуется юношеское упоение жизнью, весной, любовью:
Как пахли ландыши, как ветвь сирени гнулась
на том неповторимом рубеже,
когда ещё спешит куда-то юность,
но взгляд на вещи пристален уже!
И эта жажда жизни выливается в трепетные и светлые строки:
Как жадно жил я в эти дни на свете,
метаясь посредине двух огней -
твоим хохочущим двадцатилетьем
и близящейся зрелостью моей.
Вдохновенно и красиво переплетается здесь пейзаж мая со светлым чувством любви, с глубиной восприятия радости жизни:
И вяли, вяли белые сирени,
которые дарил тебе за то,
что выше самых благодарных рвений
и, как весна, даётся ни за что.
Стихотворениие"КАК ИСКОРЁЖЕН ВЕСЬ КАРКАС ВЕСНЫ!" — поражает обилием ярких и точных метафор, богатством поэтического языка.
Как искорёжен весь каркас весны!
Строенье парка - будто после взрыва.
И сумерки ещё не зелены.
И лягушачья заводь молчалива.
Гаврилинская интонация и яркость образов слышится в словах:" и загустеет всё невпроворот", "и почки не контужены обстрелом", "выпростался лист глухонемой". Только он мог так сказать, неповторимо и образно. И отношение к стихии природы, как к чему-то величавому, — это тоже гаврилинский острый взгляд.
И от молчанья лёгкого листа,
безмолвного раскачиванья веток
сама стихия кажется пуста,
и нет её величию ответа.
В сочном стихотворении "ВЕСНА" чувствуется необычный и непривычный взгляд автора на весну, который её воспринимает, как мастерскую:
Не картина она, а скорей мастерская,
где прохладно, где разного хлама полно
и где, кисти во влажные краски макая,
пишут с детства знакомое нам полотно.
И уж совсем удивительно воспринимать лес, например, как арматуру:
Всё в набросках ещё, нецветасто и хмуро,
только замыслы чётко определены.
Лес – пока что не лес, он ещё арматура
там, где листья живые шептаться должны.
И заключительные строки — уж совсем неожиданны, ярки и позитивны:
О весна, ты – чумазое детство земли.
В чудесном стихотворении "О, БЕСКРАЙНОСТЬ ВЕСЕННЕЙ РАЗРУХИ!" — не знаешь, чем больше восхищаться — то ли глубиной образов, их многогранностью, то ли мудростью и какой-то чистотой вИдения жизни?!
О, бескрайность весенней разрухи!
Гарь деревьев, и свалка травы,
и оглохшие первые мухи,
и с какой-то извёсткою рвы.
Какая удивительная точность образов и насыщенность всей партитуры стихов виктора!
И пред этим, поверженным в муки,
бедным краем, сулящим цветы,
пусть опять не опустятся руки,
не наскучат земные мечты.
Стихотворения о летней поре — подчёркивают знойность, жару, тяжесть летнего длинного дня.
В томительно-знойном стихотворении"РАЗРЕШИ МНЕ, ПУСТЬ БУДЕТ В ИЮЛЕ ЖАРА" — по словам Нины Гаврилиной "Виктор так сумел наполнить свои строчки зноем, ароматом лета, что кажется это всё наяву".
Разреши мне, пусть будет в июле жара,
словно смолоты в воздух кофейные зёрна,
и с какой-то шашлычною дымкой утра
по низине приправлены духом озёрным.
Каждое слово в этом стихотворении, в котором столько света и красоты, выверено и стоит на своём месте. Сравнения и образы свежи и ярки.
Это пиршество всё ещё вынесет плоть.
Пусть запомнит в ней каждая бренная клетка
то, как плавится в сотах медовый ломоть,
как в саду истомляется душная ветка.
Замечательно написано в одной из рецензий"... в такую июльскую жару, когда мысли - в удивительной гармонии с телом — движутся с неохотой, ловишь себя на чувстве, что растворяешься в горячем звенящем воздухе вокруг".
И это "горение жизни в слепящем избытке" по словам автора, очень привлекательно.
И, быть может, в последней горячке земной
будет бред не про некие адовы пытки,
а про пенье пчелы, и полуденный зной,
и горение жизни в слепящем избытке.
В красивом и ярком стихотворении"ЧТО ЗА ПРИСТАЛЬНЫЙ АВГУСТ! ГЛЯДИТ, НЕ МИГАЯ" — автор словно любуется этим последним месяцем лета.
Что за пристальный август! Глядит не мигая
это синее небо, уставившись ниц.
И распахнуто око до леса, до края,
где пушок облаков - их не сдунуть с ресниц. — как изящно и легко об облаках! Описание примет, составляющих этот месяц — просто восхищает:
Улеглись непогоды и ветры большие.
И залив застоялся и бочкой запах.
Непроветренный луг заблохастел, завшивел,
и бездомные травы не лягут в стогах. - и залив, который "застоялся и бочкой запах", и непроветренный луг, который "заблохастел и завшивел" — это настолько точно и образно!
В одной из рецензий подчёркивается"...Всякие видела августы, но такого-безжалостно точного, похожего на хитроватого и пьяноватого мужичка из умеренно дальнего Подмосковья -не встречала ни у кого."
Я застигнут врасплох глубиною безделья.
Холодов ожидал и готовился впрок...
Распалившийся месяц, философ, Емеля,
ты на самом излёте задал мне урок!
И в то же время, Поэт пишет, что август многолик и мудр:
И пред всем неизбежным, пред смутой осенней,
лишь на срок разохотясь, ты учишь опять,
как удачу ловить, уповать на везенье,
и со смертью играть, и гнезда не свивать.
В прекрасном, похожим на завещание(по словам одного из рецензентов) стихотворении"В КОНЦЕ ИЮНЯ И МОГИЛЬНЫЙ КАМЕНЬ" — поражает удивительное ощущение сегодняшнего дня:
В конце июня и могильный камень
наполнен жизнью, в зелени просев.
Весь горизонт заставлен облаками,
холмов тюками, купами дерев.
Это стихотворение мне представляется каким-то бесплотным и прозрачным, как крыло бабочки. В одной из рецензий изысканно красиво написано" Строки пронизаны свеченьем золотым".
Чем ни завесишь кладовую лета -
листвой, травой ли - всё слепит глаза.
В бору, как в матрице, отлито света -
стоят его столбы и конуса.
И вот ещё одна точная характеристика стихотворения рецензентом:"Плотное сопереживание с вечностью, осознание жизни во всём".
О, как сейчас не плотью быть, а духом,
и в мире не явиться как-нибудь -
хоть комаром, лимонницей иль пухом
наискосок в свеченьи промелькнуть!
Последняя строфа изумительная, потрясающая:
И за чертой прогала золотого,
в его луче крылами прошурша,
во мгле небытия исчезнет снова,
как бабочка, бессмертная душа." — настолько прекрасно и по-гаврилински. "Ему открывалось продолжение жизни за гранью смертной черты ощутимей чем кому бы то ни было, он видел не глазами, духом, нашептывающим потрясающие свидетельства Тонкого присутствия в жизни" - мудро замечено в рецензии.
Чудом лета наполнено стихотворение"ВСТАНЕТ ИЮНЬ МЕЖ БЫЛЫМ И ГРЯДУЩИМ". Оно очень образное и светлое.
Встанет июнь меж былым и грядущим,
позарастут все начала-концы...
В лиственной давке, в подветренной куще
шарят ветвями деревья-слепцы.
Покоряет образ согбенных старцев-деревьев:
Щупают воздух согбенные старцы,
словно остались без поводыря.
Не разбрестись им и не перебраться
через овраг на простор пустыря. — Просто россыпь находок!
Видишь, на Млечном Пути огорода
вызрели зёрнышки утренних рос. — прекрасная, свежая поэзия!
Очень красиво и поэтично сказано о круговороте в годичном цикле:
Снова по кругу... И вслед за сиренью
грянет эпоха цветения лип,
дождь пробежит, поспевая к Успенью,
и не заметишь прощания всхлип.
В маленькой, изящной миниатюре"СПАСИБО ВАМ, ЗНАКОМЫЕ ПРОСТОРЫ" — один из рецензентов тонко замечает"Необыкновенно красивая зарисовка Виктора Гаврилина. Малыми средствами автор сумел передать множество оттенков. Красоту, чувство, состояние."
Ещё раз убеждаешься в том, что поэзия это тайна, колдовство, магия, которая не зависит "от длины заклинания."
Спасибо вам, знакомые просторы, -
дорога, роща, стадо на лугу, -
за то, что вас завидя с косогора,
всё позабыв, растрогаться могу.
Она трогает до слёз своей непосредственностью, чистотой ощущений и мыслей:
...А нынче пахло сеном на рассвете,
и вязли пчёлы в русых волосах,
и дул в лицо такой полынный ветер,
что выступали слёзы на глазах. — в строках и ощущение запаха сена, так не похожего ни на что, и полынного ветра, от которого выступают" слёзы на глазах". И всё это так остро и пронзительно!
Глубокое философское стихотворение"ИЗ МИРА ТРАВ И ПОЛНОЛУНЬЯ" — привлекает своим тихим светом, погружённостью в тайну летней колдовской ночи
Из мира трав и полнолунья
на свет открытого окна
ночная бабочка июня
влетает, шорохов полна.
Оно тихое и не тревожащее тишину июньской ночи:
Пока огонь мой не потушен
и не пропел вдали петух,
стрекочет рядом дух заблудший
или своё нашедший дух.
Только человек, влюблённый в жизнь, мог написать такие проникновенные и прекрасные строки, от которых сладко замирает сердце:
Есть чудеса у летней ночи,
но есть и нужная строка,
и шёпот думы неумолчной,
и свет спокойный ночника.
И этот " шёпот думы неумолчной", и "свет скокойный ночника" — оставляют светлое ощущение благодати, вызываемой покоем летней ночи.
Последние строки — это глубокое философское размышление о жизни:
Какое счастье не заметим,
какую истину найдём
под этим избранным, под этим
теперь пожизненным огнём!
"Слиянием с природой, возвращением в неё и вечным круговоротом", по словам одного из рецензентов наполнено стихотворение"ЗЕРКАЛЬНЫЙ БЛЕСК ДРЕВЕСНОГО ЛИСТА"
Зеркальный блеск древесного листа,
ловящего полуденное солнце,
так ярок, что унынья слепота
на глянец хоть слезою отзовётся.
В нём ощущается душа лета и человека посреди этого огромного светлого блистающего мира:
Блистай, июнь, зелёною фольгой,
дней незакатность всюду отражая,
с одной зеркальности скользя к другой,
тень от меня бескрайне продолжая!
Как очень интересно и многозначительно написано в одной из рецензий "Призрачностью надежды, тонкой, на краю сознания, верой звучат эти строки, и ловишь последние блики на темно-зеленом, пытаясь проникнуть в только ему доступное, проникшее на мгновение из зазеркалья."
И в бездне ослепительного дня
при шелестящем ветра дуновеньи
я окажусь и там, где нет меня,
в реке листвы всплывая на мгновенье.
О летнем ветре очень поэтично и светло написано в стихотворении"ДЕРЕВЬЯ ШУМЯТ. НАЧИНАЕТСЯ ВЕТЕР"
Деревья шумят. Начинается ветер.
К растрёпанным купам поднимется взгляд.
Ветер всегда разный. То он ласковый - просто ветерок, то ураганный, и тогда вносит неуверенность и смятение в душу. У Виктора ветер - всеобъемлющий. И, вообщем-то, светлый. От него хорошо.
Могучей дубравы согласное вече...
Впивай этот ропот хмельной, как вино.
Не только тебе одному, человече,
шуметь на немолчной планете дано.
Как тихо от этого шума на свете!" - это надо было прочувствовать и услышать. Оксюморон, сказанный так поэтично и необыкновенно точно. Как всегда, стихотворение замечательное, и западает в сердце навсегда.
И последнее стихотворение о лете, на котором бы мне хотелось остановиться -"ОХЛАДЕВШЕЕ ЛЕТО, ПРИПОМНИ СЕБЯ". Оно очень гармонично:
Охладевшее лето, припомни себя
в пересвистах побудок весёлых,
где, разбуженной липы цветы облепя
пели знойно-тяжёлые пчёлы. — слышишь это пение пчёл и видишь их тяжёлый полёт, когда они нагружены сладким нектаром:
Радость живёт в каждой строке этого прогретого солнцем стихотворения:
Лишь травою дохнёт, исцеляющей грусть,
лишь запахнет чащобой прогретой,
никуда мне не деться - с тобой повторюсь,
возвращусь в настоящее лето.
Очень позитивны и светлы последние строки:
Вот она, моя молодость: струны в душе,
холодок земляники доспелой,
пряный ветер в лицо, ветерок - и уже
растревожилась жизнь и запела!
Стихотворения весенне-летнего цикла Виктора Гаврилина — переносят в светлый мир весны и лета. Их позитивный настрой передаётся читателям. К этим стихам всегда хочется возвращаться в силу их особого очарования и красоты, волшебности слов и образов.
Виктор Гаврилин неподражаем и в своей пейзажной лирике. Красивые пейзажи, слитые с размышлениями о нашем сегодняшнем мире, пронизывают эти замечательные строки. Точность образов, сочность их, наглядность, метафоричность — всё это, безусловно привлекает в его стихах.