Пейзажная лирика В. Гаврилина. Весна. Лето

Элла Гоник
                http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin


     Стихотворения пейзажной лирики Виктора Гаврилина о весне — очень светлы, трепетны и жизнерадостны. Их немного, но они покоряют какой-то воздушностью и беззаботностью, хотя и не лишены глубокого содержания.

Замечательно лёгкое, как ветерок, изящное весеннее стихотворениие "О, ГРОЗЫ В МАЕ" — навевает красоту и весеннюю беззаботность.
                О грозы в мае! С ветром в занавеске,
                с уютной затемнённостью квартир,
                и шумные, короткие, как всплески,
                дожди весенний омывают мир.
Оно и живописно, и светло, как голубое небо в мае! Здесь молодость автора подчёркивается ликующими строками:
                И жизнь ярка, как голубая вспышка,
                и до удушья запахов полна,
                и всё кричит, всё до восторга – слишком:
                живи сто лет – не вычерпать до дна.
И так проникаешься этими добрыми и любящими словами:
                О грозы в мае! Холод губ в дождинках,
                твой жадный вздох – протяжно, глубоко,
                и небо слышно... В запотевших крынках
                скисает голубое молоко.
Чудо какое-то!
В чистом и светлом стихотворении"ЧЕРЁМУХА" — ощущается дурманящий аромат этих цветов:
                Ещё не время терпких ягод.
                Ещё - неделя до поры,
                когда её цветы полягут,
                как тучи мёртвой мошкары.
Очень нежная и терпкая строка — горчащим запахом любви:
                Сейчас пора, чтоб пахли чащи
                горчащим запахом любви — так ведь пахнет сама весна!
Замечательно и очень уместно использование оксюморона:
                О, как тепло похолоданье,
                когда черёмуха цветёт!
Когда запах черёмухи соединяется с любимой женщиной, это просто опьяняет:
                И крепок привкус обладанья,
                и в доме женщина поёт.
И эти "одуряющие ночи" ранней весны — очень чувствуются в изящном и тонком раннем стихотворении Виктора Гаврилина, где уже угадывается замечательная гаврилинская интонация, которой будут проникнуты все его дальнейшие произведения.
В роскошном стихотворении о цветущем и полыхающем всеми красками мае, которое так и называется "МАЙ", Поэт видит его по-гаврилински ярким и чистым. И эта чистота душевная, лёгкость и красота его поэзии, свет словно разлиты в словах - самоцветных камнях, которые светятся и сверкают всеми гранями своей земной, и всё-таки небесной красоты.
                Мне в этот май впервые показалось,
                что молодость уходит от меня,
                и лучшее, что в жизни мне осталось,
                случится в эти тридцать с лишним дня.
Май всегда прекрасен своим черёмуховым цветом, изумительным пением соловьёв:
                А май спешил за тридцать с лишним мига
                проделать путь блистательных побед:
                спеть соловьём, с ума свести полмира
                и обронить черёмуховый цвет.
В стихотворении чувствуется юношеское упоение жизнью, весной, любовью:
                Как пахли ландыши, как ветвь сирени гнулась
                на том неповторимом рубеже,
                когда ещё спешит куда-то юность,
                но взгляд на вещи пристален уже!
И эта жажда жизни выливается в трепетные и светлые строки:
                Как жадно жил я в эти дни на свете,
                метаясь посредине двух огней -
                твоим хохочущим двадцатилетьем
                и близящейся зрелостью моей.
Вдохновенно и красиво переплетается здесь пейзаж мая со светлым чувством любви, с глубиной восприятия радости жизни:
                И вяли, вяли белые сирени,
                которые дарил тебе за то,
                что выше самых благодарных рвений
                и, как весна, даётся ни за что.
Стихотворениие"КАК ИСКОРЁЖЕН ВЕСЬ КАРКАС ВЕСНЫ!" — поражает обилием ярких и точных метафор, богатством поэтического языка.
                Как искорёжен весь каркас весны!
                Строенье парка - будто после взрыва.
                И сумерки ещё не зелены.
                И лягушачья заводь молчалива.
Гаврилинская интонация и яркость образов слышится в словах:" и загустеет всё невпроворот", "и почки не контужены обстрелом", "выпростался лист глухонемой". Только он мог так сказать, неповторимо и образно. И отношение к стихии природы, как к чему-то величавому, — это тоже гаврилинский острый взгляд.
                И от молчанья лёгкого листа,
                безмолвного раскачиванья веток
                сама стихия кажется пуста,
                и нет её величию ответа.
В сочном стихотворении "ВЕСНА" чувствуется необычный  и непривычный взгляд автора на весну, который её воспринимает, как мастерскую:
                Не картина она, а скорей мастерская,
                где прохладно, где разного хлама полно
                и где, кисти во влажные краски макая,
                пишут с детства знакомое нам полотно.
И уж совсем удивительно воспринимать лес, например, как арматуру:
                Всё в набросках ещё, нецветасто и хмуро,
                только замыслы чётко определены.
                Лес – пока что не лес, он ещё арматура
                там, где листья живые шептаться должны.
И заключительные строки — уж совсем неожиданны, ярки и позитивны:
                О весна, ты – чумазое детство земли.
В чудесном стихотворении "О, БЕСКРАЙНОСТЬ ВЕСЕННЕЙ РАЗРУХИ!" — не знаешь, чем больше восхищаться —  то ли глубиной образов, их многогранностью, то ли мудростью и какой-то чистотой вИдения жизни?!
                О, бескрайность весенней разрухи!
                Гарь деревьев, и свалка травы,
                и оглохшие первые мухи,
                и с какой-то извёсткою рвы.
Какая удивительная точность образов и насыщенность всей партитуры стихов виктора!
                И пред этим, поверженным в муки,
                бедным краем, сулящим цветы,
                пусть опять не опустятся руки,
                не наскучат земные мечты.


Стихотворения о летней поре — подчёркивают знойность, жару, тяжесть летнего длинного дня.
В томительно-знойном стихотворении"РАЗРЕШИ МНЕ, ПУСТЬ БУДЕТ В ИЮЛЕ ЖАРА" — по словам Нины Гаврилиной "Виктор так сумел наполнить свои строчки зноем, ароматом лета, что кажется это всё наяву".
                Разреши мне, пусть будет в июле жара,
                словно смолоты в воздух кофейные зёрна,
                и с какой-то шашлычною дымкой утра
                по низине приправлены духом озёрным.
Каждое слово в этом стихотворении, в котором столько света и красоты, выверено и стоит на своём месте. Сравнения и образы свежи и ярки.
                Это пиршество всё ещё вынесет плоть.
                Пусть запомнит в ней каждая бренная клетка
                то, как плавится в сотах медовый ломоть,
                как в саду истомляется душная ветка.
Замечательно написано в одной из рецензий"... в такую июльскую жару, когда мысли - в удивительной гармонии с телом — движутся с неохотой, ловишь себя на чувстве, что растворяешься в горячем звенящем воздухе вокруг".
И это "горение жизни в слепящем избытке" по словам автора, очень привлекательно.
                И, быть может, в последней горячке земной
                будет бред не про некие адовы пытки,
                а про пенье пчелы, и полуденный зной,
                и горение жизни в слепящем избытке.
В красивом и ярком стихотворении"ЧТО ЗА ПРИСТАЛЬНЫЙ АВГУСТ! ГЛЯДИТ, НЕ МИГАЯ" — автор словно любуется этим последним месяцем лета.
                Что за пристальный август! Глядит не мигая
                это синее небо, уставившись ниц.
                И распахнуто око до леса, до края,
                где пушок облаков - их не сдунуть с ресниц. — как изящно и легко об облаках! Описание примет, составляющих этот месяц — просто восхищает:
                Улеглись непогоды и ветры большие.
                И залив застоялся и бочкой запах.
                Непроветренный луг заблохастел, завшивел,
                и бездомные травы не лягут в стогах. - и залив, который "застоялся и бочкой запах", и непроветренный луг, который "заблохастел и завшивел" — это настолько точно и образно!
В одной из рецензий подчёркивается"...Всякие видела августы, но такого-безжалостно точного, похожего на хитроватого и пьяноватого мужичка из умеренно дальнего Подмосковья -не встречала ни у кого."
                Я застигнут врасплох глубиною безделья.
                Холодов ожидал и готовился впрок...
                Распалившийся месяц, философ, Емеля,
                ты на самом излёте задал мне урок!
И в то же время, Поэт пишет, что август многолик и мудр:
                И пред всем неизбежным, пред смутой осенней,
                лишь на срок разохотясь, ты учишь опять,
                как удачу ловить, уповать на везенье,
                и со смертью играть, и гнезда не свивать.
В прекрасном, похожим на завещание(по словам одного из рецензентов) стихотворении"В КОНЦЕ ИЮНЯ И МОГИЛЬНЫЙ КАМЕНЬ" — поражает удивительное ощущение сегодняшнего дня:
                В конце июня и могильный камень
                наполнен жизнью, в зелени просев.
                Весь горизонт заставлен облаками,
                холмов тюками, купами дерев.
Это стихотворение мне представляется каким-то бесплотным и прозрачным, как крыло бабочки. В одной из рецензий изысканно красиво написано" Строки пронизаны свеченьем золотым".
                Чем ни завесишь кладовую лета -
                листвой, травой ли - всё слепит глаза.
                В бору, как в матрице, отлито света -
                стоят его столбы и конуса.
И вот ещё одна точная характеристика стихотворения рецензентом:"Плотное сопереживание с вечностью, осознание жизни во всём".
                О, как сейчас не плотью быть, а духом,
                и в мире не явиться как-нибудь -
                хоть комаром, лимонницей иль пухом
                наискосок в свеченьи промелькнуть!
Последняя строфа изумительная, потрясающая:
                И за чертой прогала золотого,
                в его луче крылами прошурша,
                во мгле небытия исчезнет снова,
                как бабочка, бессмертная душа." — настолько прекрасно и по-гаврилински. "Ему открывалось продолжение жизни за гранью смертной черты ощутимей чем кому бы то ни было, он видел не глазами, духом, нашептывающим потрясающие свидетельства Тонкого присутствия в жизни" - мудро замечено в рецензии.
Чудом лета наполнено стихотворение"ВСТАНЕТ ИЮНЬ МЕЖ БЫЛЫМ И ГРЯДУЩИМ". Оно очень образное и светлое.
                Встанет июнь меж былым и грядущим,
                позарастут все начала-концы...
                В лиственной давке, в подветренной куще
                шарят ветвями деревья-слепцы.
Покоряет образ согбенных старцев-деревьев:
                Щупают воздух согбенные старцы,
                словно остались без поводыря.
                Не разбрестись им и не перебраться
                через овраг на простор пустыря. — Просто россыпь находок!

                Видишь, на Млечном Пути огорода
                вызрели зёрнышки утренних рос. — прекрасная, свежая поэзия!
Очень красиво и поэтично сказано о круговороте в годичном цикле:
                Снова по кругу... И вслед за сиренью
                грянет эпоха цветения лип,
                дождь пробежит, поспевая к Успенью,
                и не заметишь прощания всхлип.
В маленькой, изящной миниатюре"СПАСИБО ВАМ, ЗНАКОМЫЕ ПРОСТОРЫ" — один из рецензентов тонко замечает"Необыкновенно красивая зарисовка Виктора Гаврилина. Малыми средствами автор сумел передать множество оттенков. Красоту, чувство, состояние."
Ещё раз убеждаешься в том, что поэзия это тайна, колдовство, магия, которая не зависит "от длины заклинания."
                Спасибо вам, знакомые просторы, -
                дорога, роща, стадо на лугу, -
                за то, что вас завидя с косогора,
                всё позабыв, растрогаться могу.
Она трогает до слёз своей непосредственностью, чистотой ощущений и мыслей:
                ...А нынче пахло сеном на рассвете,
                и вязли пчёлы в русых волосах,
                и дул в лицо такой полынный ветер,
                что выступали слёзы на глазах. — в строках и ощущение запаха сена, так не похожего ни на что, и полынного ветра, от которого выступают" слёзы на глазах". И всё это так остро и пронзительно!
Глубокое философское стихотворение"ИЗ МИРА ТРАВ И ПОЛНОЛУНЬЯ" — привлекает своим тихим светом, погружённостью в тайну летней колдовской ночи
                Из мира трав и полнолунья
                на свет открытого окна
                ночная бабочка июня
                влетает, шорохов полна.
Оно тихое и не тревожащее тишину июньской ночи:
                Пока огонь мой не потушен
                и не пропел вдали петух,
                стрекочет рядом дух заблудший
                или своё нашедший дух.
Только человек, влюблённый в жизнь, мог написать такие проникновенные и прекрасные строки, от которых сладко замирает сердце:
                Есть чудеса у летней ночи,
                но есть и нужная строка,
                и шёпот думы неумолчной,
                и свет спокойный ночника.
И этот " шёпот думы неумолчной", и "свет скокойный ночника" — оставляют светлое ощущение благодати, вызываемой покоем летней ночи.
Последние строки — это глубокое философское размышление о жизни:
                Какое счастье не заметим,
                какую истину найдём
                под этим избранным, под этим
                теперь пожизненным огнём!
"Слиянием с природой, возвращением в неё и вечным круговоротом", по словам одного из рецензентов наполнено стихотворение"ЗЕРКАЛЬНЫЙ БЛЕСК ДРЕВЕСНОГО ЛИСТА"
                Зеркальный блеск древесного листа,
                ловящего полуденное солнце,
                так ярок, что унынья слепота
                на глянец хоть слезою отзовётся.
В нём ощущается душа лета и человека посреди этого огромного светлого блистающего мира:
                Блистай, июнь, зелёною фольгой,
                дней незакатность всюду отражая,
                с одной зеркальности скользя к другой,
                тень от меня бескрайне продолжая!
Как очень интересно и многозначительно написано в одной из рецензий "Призрачностью надежды, тонкой, на краю сознания, верой звучат эти строки, и ловишь последние блики на темно-зеленом, пытаясь проникнуть в только ему доступное, проникшее на мгновение из зазеркалья."
                И в бездне ослепительного дня
                при шелестящем ветра дуновеньи
                я окажусь и там, где нет меня,
                в реке листвы всплывая на мгновенье.
О летнем ветре очень поэтично и светло написано в стихотворении"ДЕРЕВЬЯ ШУМЯТ. НАЧИНАЕТСЯ ВЕТЕР"
                Деревья шумят. Начинается ветер.
                К растрёпанным купам поднимется взгляд.
Ветер всегда разный. То он ласковый  - просто ветерок, то ураганный, и тогда вносит неуверенность и смятение в душу. У Виктора ветер - всеобъемлющий. И, вообщем-то, светлый. От него хорошо.
                Могучей дубравы согласное вече...
                Впивай этот ропот хмельной, как вино.
                Не только тебе одному, человече,
                шуметь на немолчной планете дано.
Как тихо от этого шума на свете!" - это надо было прочувствовать и услышать. Оксюморон, сказанный так поэтично и необыкновенно точно.  Как всегда, стихотворение замечательное, и западает в сердце навсегда.
И последнее стихотворение о лете, на котором бы мне хотелось остановиться -"ОХЛАДЕВШЕЕ ЛЕТО, ПРИПОМНИ СЕБЯ". Оно очень гармонично:
                Охладевшее лето, припомни себя
                в пересвистах побудок весёлых,
                где, разбуженной липы цветы облепя
                пели знойно-тяжёлые пчёлы. — слышишь это пение пчёл и видишь их тяжёлый полёт, когда они нагружены сладким нектаром:
Радость живёт в каждой строке этого прогретого солнцем стихотворения:
                Лишь травою дохнёт, исцеляющей грусть,
                лишь запахнет чащобой прогретой,
                никуда мне не деться - с тобой повторюсь,
                возвращусь в настоящее лето.
Очень позитивны и светлы последние строки:
                Вот она, моя молодость: струны в душе,
                холодок земляники доспелой,
                пряный ветер в лицо, ветерок - и уже
                растревожилась жизнь и запела!
Стихотворения весенне-летнего цикла Виктора Гаврилина — переносят в светлый мир весны и лета. Их позитивный настрой передаётся читателям. К этим стихам всегда хочется возвращаться в силу их особого очарования и красоты, волшебности слов и образов.


     Виктор Гаврилин неподражаем и в своей пейзажной лирике. Красивые пейзажи, слитые с размышлениями о нашем сегодняшнем мире, пронизывают эти замечательные строки. Точность образов, сочность их, наглядность, метафоричность  — всё это, безусловно привлекает в его стихах.