Отношения с Вероникой Полонской
В е р о н и к а П о л о н с к а я
(Кинорассказ №7)
Москва опять в транспарантах. Всё старые лозунги. Но появился и один новый: «Задания первой пятилетки выполним досрочно!» Да и портретов Сталина поприбавилось. Один такой портрет свисал перед входом Центрального телеграфа.
Напротив этого портрета в проезде Художественного театра Вероника Полонская ждет Маяковского. Ее с ним только сегодня на бегах познакомил Осип Максимович, и Маяковский обещал заехать за ней в театр и отвести на вечеринку к писателю Валентину Петровичу Катаеву, мягкому, хлебосольному человеку, со всеми поддерживающему ровные отношения и держащему двери своей квартиры всегда открытыми. Здесь же стоит серый «Рено», купленный Маяковским в Париже. В машине шофер.
Во время похорон Маяковского этот автомобиль будет сопровождать траурную процессию. Узнав об этом, Демьян Бедный, всю жизнь завидовавший славе Маяковского, воскликнет: «Автомобиль покойника вели под уздцы!» – и расхохочется, довольный «своей» остротой. Знал ли он, что за два года до него, привезя этот маломощный автомобиль в шесть «лошадих», как выразился Маяковский, он обязался, в случае войны, «взяв под уздцы, кобылиц подать товарищу комиссару»?
– Девушка, не хотите со мной прокатиться? – обращается к Веронике сидящий в автомобиле шофер. Семейный мужчина, с веселинкой в глазах, большой любитель завязывать знакомства на улицах с хорошенькими девушками.
– А чья это машина?
– Поэта Маяковского.
– Я тоже жду Маяковского.
– Да?! Попался, выходит. Только вчера у меня с ним был разговор, и я ему обещал девушек не катать на машине. Да как удержишься в такой день! Вы посмотрите – весна! Петь хочется, веселиться, женщинам подарки дарить!.. У Владимира Владимировича в стихотворении – забыл как называется – здорово сказано про то, как поднимать людям весеннее настроение. Вот что он предлагает:
– Надо принять какие-то меры.
Ну, не знаю что, – например: выбрать день самый синий,
и чтоб на улицах улыбающиеся милиционеры
всем в этот день раздавали апельсины.
Шутка, конечно. Но почему бы не делать это? Я «за»... Девушка, я вас очень прошу, не говорите Владимиру Владимировичу, что я предлагал вам покататься. Не выдавайте меня.
– Ладно уж. А где он сейчас?
– Велел здесь его дожидаться. А сам играет на бильярде в гостинице «Селект»… Заигрался, наверное.
Полонская резко поворачивается и уходит.
В этот же день на вечеринке у Катаева.
– Почему вы не пришли? – спрашивает у Маяковского Вероника.
– Бывают обстоятельства, против которых не попрешь, – не моргнув глазом, находится Маяковский. – Так что вы не должны меня ругать.
Настроение у Маяковского хорошее. Сегодня он в ударе. Энергия из него так и прет. Он не отходит от Вероники. И все время говорит, говорит, ни на кого не обращая внимание.
– Вот почему, сегодня утром, когда мы познакомились, вы были дурнушкой, а сейчас вы красавица? – спрашивает он и, не дождавшись ответа, заводит речь о другом:
– Норкочка, послушайте, что написала Вера Инбер:
– Погляжу на губы те,
На вино Абрау.
«Что ж вы не пригубите,
Meine liebe Frau?»
Никогда бы не подумал, что эта дамочка может так написать. Обратите внимание на рифмы: «губы те» и «пригубите». Прямо как у меня.
– Мне больше Пушкин нравится. А вот вы, я слышала, его не любите.
– Норкочка, кто вам сказал такую глупость. Я люблю Пушкина. Он гениален, раз написал:
– Я знаю, жребий мой измерен;
Но, чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Но ведь и у него были ошибки. Вы заметили, я прочитал «жребий мой измерен». У Пушкина: «век уж мой измерен». По-моему, это неудачно. Это «век уж» сливается и получается совсем уж несуразное слово «векуж».
Сегодня утром на бегах, в белом плаще и черной шляпе, нахлобученной на лоб, Маяковский показался ей смешным и действительно несуразным. А сейчас ничего, он ей нравился. Ей льстило, что такой знаменитый поэт не отходит от нее ни на шаг. Весь поглощен ею.
– Норкочка, вы слышали последнюю остроту Ильфа – без Петрова. Когда его спросили, еврей ли он, он ответил:
– Я – что! Вот Марк Аврелий – не еврей ли?
Комната Маяковского в Лубянском проезде. Маяковский первый раз пригласил Веронику в гости.
– Норкочка, давайте я вам прочту что-нибудь прочувствованное. Про лошадь, например. Представьте себе Кузнецкий мост. Зимний и скользкий. И лошадь, упавшую на ледяной улице. И рядом толпу зевак, смеющихся над ней. И меня, обращающегося к плачущей лошади с речью. Представили? Тогда слушайте!
Он садится на свое излюбленное место у стола, боком к нему. Опирается на него локтем левой руки. И, вытянув скрещенные ноги, начинает читать:
– «Лошадь не надо. Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка, все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть, – старая – и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только лошадь рванулась, встала на ноги,
ржанула и пошла.
Хвостом помахивала. Рыжий ребенок.
Пришла веселая, стала в стойло.
И всё ей казалось – она жеребенок,
и стоило жить, и работать стоило.
Чтение Маяковского Веронику взволновало. Маяковский увидел это и остался доволен.
– Нравятся мои стихи?
– Да.
Ему захотелось поцеловать Веронику. Но как это сделать, чтобы не обидеть ее? Маяковский таил в себе много нежности, чувствовал необходимость ласки, но трудно входил в интимный, душевный контакт с людьми. Обычно он – опускал словесную увертюру. Сразу переходил к действию. Вот и сейчас, ни слова не говоря, он подошел к ней и стал ее обнимать. Когда ж получил отпор, обиделся как ребенок, надулся и замолчал.
– Ну ладно, давайте копыто, больше не буду, – сказал он после долгого молчания.
Нельзя сказать, чтобы Вероника сильно на него обиделась. Как всякой женщине, ей импонировали смелость и отвага в мужчине. Правда, он ее напугал. Но это быстро прошло. Поэтому она быстро ему простила. Потом они пили вино, и он вел себя вполне прилично. Был паинькой.
Через несколько дней они стали близки. В этот вечер, проходя Лубянскую площадь, он спросил Веронику:
– Хочешь, я для тебя станцую мазурку? Прямо здесь? Прямо сейчас? При честном народе.
Вероника не успела ответить, как он пускается в пляс. К удивлению прохожих. А их собралось немало поглазеть, как такой большой и неуклюжий мужчина танцует перед окнами всесильного ОГПУ. Несмотря на всю комичность зрелища, танцевал он довольно легко и непринужденно.
Казанский вокзал. Маяковский провожает Веронику. Вручает ей букет роз.
– Норкочка, можешь нюхать их без боязни. Я их купил у самого здорового продавца. Ты нюхай, а я сейчас сбегаю посмотрю, надежная ли морда у твоего паровоза. Мне надо быть уверенным, что он тебя довезет целой.
Сказав это, Маяковский убегает, а через минуту возвращается вновь.
– Можешь ехать спокойно. Я поговорил с машинистом. Обещал тебя довезти. Конь его в тысячу лошадей здоров как бык.
– Владимир Владимирович, зачем вы все бегаете. Я хочу побыть с вами наедине, поговорить. Мы с вами так мало говорим о серьезных вещах.
Голос Вероники за кадром:
– Почему он не думает о наших дальнейших отношениях? Мне так обидно это.
Маяковский постоял около Вероники немного, так ничего ей и не сказав, и вновь засуетился:
– Норкочка, мне надо купить еще тебе журнал в дорогу, – и исчез.
При всей своей огромности Маяковский был подвижен как ртуть. Удержать его на одном месте было немыслимо.
(Продолжение следует.)
© Copyright:
Олег Самсонов 3, 2012
Свидетельство о публикации №212032801434