Ханна и семь её сыновей. Перевод истории из Талмуд

Римма Лавочкина
ХАННА И СЕМЬ ЕЕ СЫНОВЕЙ

Это произошло с женщиной по имени Ханна и семью ее сыновьями, добрыми и послушными детьми. Когда они были совсем маленькими, то мама научила их всем сердцем любить Всевышнего, соблюдать еврейские заповеди и учить Тору. Хана очень любила своих сыновей и поэтому хотела их видеть праведными евреями, в любой жизненной ситуации, соблюдающими заповеди Б-га .
А в Израиле, в то время, воцарился иноземец Антиох – злодей и язычник. Он обязал евреев поклоняться своему божеству – идолу, высеченному из камня. В назидание всему еврейскому народу, повелел Антиох своим воинам привести к нему Ханну и семь ее мальчиков. Подозвал Антиох старшего сына:- Покажи пример своему народу, поклонись этому грозному каменному божеству. Но ответил ему паренёк: «В Торе написано: «Я Бог твой, и нет другого Бога». Я ни за что не поклонюсь твоему каменному идолу!»
«Убить его!» – приказал Антиох своим воинам. Парнишку увели и тут же пронзили копьем. Позвал Антиох второго сына Ханны и велел ему поклониться идолу. И сказал ему второй парнишка-подросток: - «В Торе написано: «Да не будет у тебя других Богов кроме меня». Ни за что на свете я не поклонюсь камню».
«Убить его!» – приказал царь, и воины снова выполнили его повеление. С трепетом в сердце подошел третий сын Ханны к Антиоху:- «Поклонись Божеству!» – грозно крикнул Антиох мальчику. Но ответил он царю: «Написано в Торе: «Не поклоняйтесь другому Б-гу». Учит меня сам Б-г не кланяться твоему мёртвому камню». И этого мальчика солдаты увели и убили.
Настал черед четвертого сына. Глянул на него грозно злодей Антиох и сказал:
– Посмотри, что случилось с твоими братьями, а всё потому что они не хотели выполнить мое повеление, не поклонились моему божеству. Поклонись ты, будь умней своих братьев, и ты избежишь их участи . Всё у тебя будет хорошо.
–Упаси меня Б-г сделать это! – ответил на его речи, четвертый сын Ханны. – Ведь в Торе написано, что нельзя поклоняться камню.
И его безжалостный Антиох велел убить. Послал Антиох за пятым сыном и сказал ему: «Послушай, что я скажу тебе. Поклонись моему Божеству!». Но мальчик ответил царю: «Нет, нет! Я не поклонюсь твоему Божеству. В Торе написано: «Бог для всех один», только ему я и поклоняюсь». И приказал убить его, бессердечный Антиох, как и четырех старших братьев.
Позвал Антиох шестого сына, совсем ещё маленького мальчика, и велел ему поклониться статуе. «Не поклонюсь твоему мерзкому камню!» – ответил шестой сын. – Написано в Торе: «Б-г есть Всесильный, на небе вверху, и на земле внизу нет другого Б-га!»
«Убить его!» – приказал Антиох. Вывели войны ребенка и убили. Позвал Антиох седьмого сына – забавного кудрявого кроху, и приказал ему поклониться каменному идолу. Но ответил малыш: «Написано в Торе, что нельзя кланяться статуе, и я обещал Всевышнему, что не поклонюсь никакой статуе». Посмотрел упрямый злодей на маленького мальчика, и подумал: «Неужели этот двухлетний малыш победит меня?! Но я этого не позволю, я его обхитрю!» Он подозвал малыша поближе и сказал:
– Милый мальчик, послушай меня и услышь, что я тебе скажу. Я сделаю тебя министром во дворце и дам тебе все, что ты пожелаешь, но выполни мою большую просьбу. Я сейчас брошу свое красивое кольцо на землю рядышком с этой статуей, а ты наклонись и подними его. Тебе же это ничего не стоит. Пусть все подумают, что ты послушался меня...
Выслушал это малыш и обратился к царю:
– Ты хочешь, чтобы я тебя послушался, но только Всевышнего, надо слушаться - Он наш царь!
Вывели солдаты по приказу царя и этого малыша и убили его. Видела мать, как стояли все её дети перед злодеем, и как крепка в них вера во Всевышнего, как умерли они один за другим во славу Бога. Поцеловала мать своих сыновей по очереди в мертвые губы и сказала: «Деточки мои любимые, хорошо, что вы до конца остались с Богом в сердце, что слушались только голоса Всевышнего».
И умерла Ханна, вслед за своими сыновьями, потому, что не могла жить без них ни единого часа. И тогда, словно эхо, прозвучал голос с неба, который слышали все евреи, в том числе и злодей Антиох: «Счастлива мать таких детей». А впоследствии, Антиох был наказан. Он умирал в адских муках. А Ханна и семь ее сыновей попали в рай. Туда, где все праведники сидят за одним золотым столом,и у каждого на голове бриллиантовая корона, туда, где все с радостью учат святую Тору, воспевают Всевышнего и мир преисполнен любови.
Перевод с иврита и обработка Лавочкиной Риммы (На фотографии одна из экспозиций Музея Катастрофы "Яд ва Шем")