С Днем Дурака!

Валентин Спицин
Через 3 дня первое апреля, «Первый апрель – никому не верь», The Fool’s Day – День Дурака в переводе на великий и могучий, День Смеха и т.п. Празднуется этот праздник практически по всему миру, Но мы, русские, по праву считаем его нашим национальным, и мало того, главнейшим праздником. И не зря: этот праздник так плавно вытекает из нашего национального менталитета, что подобного «вытекания» никаким габровцам и не снилось! 1 апреля – это наше всё.

О русском характере написано очень много: заметок, наблюдений, эссе и толстых работ; о нем писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно и зло.— писали по-разному и совсем различные люди.

Словосочетание «русский характер», «русская душа» ассоциируется в нашем сознании с чем-то загадочным, неуловимым, таинственным и грандиозным,— и до сих пор продолжает волновать наши чувства.

Почему доныне эта проблема остается для нас актуальной? И хорошо это или плохо, что мы относимся к ней так эмоционально и горячо? Вот что сами русские думают о себе. Мы сами с юмором о себе.

Россия - это неунывающая страна, любой прогноз для неё в итоге оказывается оптимистичным. Никому не поставить нас на колени! Мы лежали, и будем лежать!
В какой ещё стране спирт хранится в бронированных сейфах, а «ядерная кнопка» в пластмассовом чемоданчике?

Одна из специфических, суверенных особенностей России, - то, что понятия ум, честь и совесть стали взаимоисключающими.

Любить водку, халяву и революции - этого ещё не достаточно, чтобы быть русским. Кому на Руси жить хорошо, тому и на Кипре живется не плохо.
Минздрав докаркается... Нация, которая ест макароны с хлебом, запивая все это водкой, - непобедима!

Богат и выразителен русский язык, но и его уже стало не хватать. Вот, например, перл: для нас нет непреодолимых трудностей, есть трудности, которые нам лень преодолевать.

Ещё никто так, как русские, не глушил рыбу (в Тихом океане - да космической станцией!). Русский человек на голодный желудок думать не может, а на сытый - не хочет. Русские называют дорогой то место, где собираются проехать. Только у русских есть еженедельный народный праздник - Пятница!


Из наблюдений русской действительности: «Улыбаясь, вы делаете свои зубы беззащитными». Секретность по-русски: все об этом знают, и все об этом молчат.
Нет такой чистой и светлой мысли, которую бы русский человек не смог выразить в грязной матерной форме.

Чем отличается русское вранье от зарубежной лжи? Тем, что когда лгут, то слушающий не знает, что ему говорят неправду, а когда врут – знает, но делает доверчивые глаза.

Какой же русский не любит быстрой езды - бессмысленной и беспощадной.
Только русский человек способен тосковать по Родине, даже не покидая её.

Это именно русский народ чаще всего позволяет себе смеяться над собой. Зайдешь в книжный магазин, да что там магазин – просто пошаришь по Интернету, - увидишь кучу сборников анекдотов, насмешки наших соотечественников над собой, а авторы - русские. Конечно и габровцы знаменитые славны тем же, но их чуть-чуть, а нас только в России 140 миллионов, а во всем мире еще на треть больше!

Вот из студенческих баек. Это в чем-то гениально - забивать на учёбу весь семестр, а потом за ночь написать курсовик (отчет, доклад, лабороторку и т.д.) на отлично.

Трудно согласиться полностью, когда говорят, что русские, дескать, по природе своей ленивы. Нам просто нужен хороший пендель. Написать курсовик за два часа до защиты, да еще после всенощной попойки - это нормальное явление для нормального студента, гением тут быть не обязательно. Наши студенты -  очень способный народ. Они не выжили бы, если б не смеялись над собой!

У каждой национальности есть свои национальные черты, но они в целом своем труднооценимы по понятиям "плохо" или "хорошо". Они разные, а в своей сумме образуют некую норму.

Так скажем, хорошие качества типичного представителя русской нации - это аналитический склад ума, умение адаптироваться под ту или иную ситуацию, гибкость мышления, эрудиция, любовь к познанию, незашоренность.

Из отрицательных - это черная зависть, этноцентризм с эгоцентризмом (то самое «лишь бы мне и сейчас, а тебе на сапогом по роже»), максимализм, гиганто- монументомания, любовь и сострадание к не заслуживающим этого элементам. А еще любовь к начальству, которую не вытравить, кажется, и за тысячу лет, склонность «совравши», уникальная лень, про которую говорят: «Ему лень лениться».
 
А еще любовь к эпистолярному искусству. Слово из трех букв можно увидеть повсюду, даже в десятке шагов от Кремля. Конечно, очень даже возможно, что это самое любимое слово из трех букв на стенке туалета может тоже быть написано с глубоким добрым и понятным только автору подтекстом, но наткнувшемуся на него глазами культурному человеку, может даже сопровождающему своего ребенка, умеющего читать, легче от этого не становится. Русский юмор иногда даже русскому поперек горла.

Конечно же, одной из центральных черт русского мышления является идеал повиновения и покаяния в христианстве (а не физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного деланья», аналогичной западной христианской заповеди «молись и трудись», которая, по мнению М. Вебера, была одной из существенных предпосылок становления капитализма в Западной Европе после Реформации).

Отсюда у русских столь обострённое чувство вины и совесть как иллюзорный способ личности осуществлять нравственный самоконтроль. Оно, чувство это, с особенным мазохистским вкусом смакуется русской литературой и также является одним из распространённых стереотипов.

Свойственны нам также особенные - желание облагодетельствовать весь мир и мессианство, – наше, якобы, предназначение спасти мир, тоже являются важной частью российского образа мышления. Это чутко улавливает и выражает язык, иронизируя и гиперболизируя эти свойства нашей ментальности («Россия – родина слонов»; или в одном из современных рекламных роликов: «Это было давным-давно, когда все были ещё евреи, и только римляне были русскими»).

Живы еще в памяти «Москва – третий Рим, а четвертому не быти», «Ленин – вождь мирового пролетариата, а коммунизм – светлое будущее всего человечества». Мы в совсем еще недавнем прошлом отказывали себе в элементарной еде, чтобы «братской бескорыстной помощью» освободить негров в Африке. Во всех столицах «советских республик», ныне суверенных государств, построили потрясающие воображение метро, а в Ивановской области, всего в 300 км от столицы, еще до сих пор есть селения, где не знают электричества.

Мы также в значительной мере склонны к традиционализму, что оправдывает попытки отнесения русской культуры к Востоку. Этот всеохватывающий традиционализм мышления - осознаваемая членами общества сила, которая состоит не в личности и её самоценности, как в культуре Запада, а в толпе, в массе. «На миру и смерть красна».

Отсюда наше стремление к коллективным формам – соборность в православии, тот же коммунизм: «эй, навались, мужики», «всем миром, всем народом», «Вставай, страна, огромная», это авралы, коллективное творчество в любых сферах культурной жизни. Традиционализм выражается в «чинности и урядстве», в обыденной и личной жизни русского человека, в наличии жёстких канонов в литературе и искусстве, а также в особом отношении ко времени – в обращённости к прошлому или очень далёкому будущему (А. П. Чехов: «Русский человек любит вспоминать, но не жить»).

Одной из сторон нашего традиционализма является монументализм – склонность к грандиозным формам самовыражения и самоутверждения. Только у нас метрополитен, - в Европе обычное удобное транспортное средство, строился как храм монументальных искусств. И обязательно глубоко под землей «на случай атомной войны».

Несмотря на свою открытость любым межкультурным контактам и заимствованиям, русская культура в значительной мере интровертивна. Открытая для внешних воздействий, она к ним не восприимчива в силу выработанного веками культурного иммунитета и подозрительного отношения к другим, чуждым культурам. Тот же антиамериканизм: русские всерьез считают, что весь мир во главе с Обамой спит и видит как бы захватить наши любимые просторы, в которых "двенадцать месяцев зима, остальное лето".

Это хорошо иллюстрируется нашим особым способом «проводить реформы». Например, петровская «вестернизация» по целям и форме стала глубочайшей «антивестернизацией» по сути, а «революционер» и западник Пётр I оказался охранителем и традиционалистом. Причина – интровертивный, обращенный внутрь себя, характер русской культуры.

Про «реформы» гайдарочубайсов я и не говорю. Это было бы удобно представить как сплошной анекдот, если бы не фактическое истребление миллионов людей, вина которых состояла только в том, что у них не было блата, и они не умели воровать.

У нас врожденная утрата охоты к размышлениям (это тот самый «русский авось» «да небось». Мы даже в качестве защитной формы изобрели поговорку «Семь раз отмерь – один раз отрежь», но на деле никогда ей не следуем: сначала режем - «была-не была», «авось как-нибудь» - а потом страдаем, жертвуем, винимся, каемся и как-то пытаемся устранить последствия, а если они вообще неустранимы, то пеняем на судьбу, на злого дядю, и…  смиряемся: «Судьбааа…», как говорил незабвенный Михаил Евдокимов) и, конечно, потеря понимания, а порой и чувства реальности.

И, увы же, – иррационализм мышления, выражающийся в непознаваемости и непредсказуемости русской души, «загадочной» не только для внешнего наблюдателя, но и для самой себя.

В русской душе совместилось казалось бы несовместимое: вороватость и щедрость, алкоголизм, лень, чревоугодие – и та самая готовность «навалиться». На каждый праздник заливаться водкой, лезть не в свои дела, помогать кому нужно и кому не нужно, указывать каждому, что делать и как жить. И в то же время народ наш честный, гостеприимный, по-своему очень добродушный, наивный до умиления. И, конечно, безалаберный (никак ни на какие другие языки не переводимое понятие).

Любим долго запрягать и быстро ездить, очень толерантны, хотя на бытовом уровне жуткие ксенофобы, -  но когда доходит дело до поступков, мы готовы помочь любому, не смотря на национальность. О «бритоголовых» я тут не говорю, таких уродов в любой нации хватает, и у нас их не больше, чем в политкорректной Европе.

А еще мы умеем выживать в любых условиях. Большевистский Гулаг не выдержала бы ни одна нация, - русские выдержали. Многие даже умудрились не сломаться, хотя библейский ад в сравнении с этим смотрится как детская игра в Бабу Ягу.

Вот еще: при всей нашей «соборности» мы отличаемся несклонностью к объединению на национальной основе, а потом удивляемся, что нас "обштопывают" все, кому не лень: армяне, грузины, татары, не говоря уж о евреях. Даже украинцы: «Где хохол прошел, там еврею делать нечего». Вот наблюдения простого солдата: «Все нации и поднации в накопительном пункте жмутся друг к другу плотной кучкой, практически не контактируя вовне, только русские поодиночке». Кстати, а вот русская диаспора за границей – одна из самых дружных. Наверное, нужно, чтобы жизнь заставила, «пендель» тот самый..

Можно описывать и описывать нашу «загадочную душу», но главное – что мы еще на свете есть. Насколько надолго, не знаю. Но вот прошел еще год, - и тот наш!

С праздником вас, дорогие мои, не забудьте пошутить над своими друзьями, но только ради Бога, добро, не обижая. Помните, что как аукнется, так и откликнется!

Валентин Спицин.