Пять золотых звеньев цепи спасения

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПЯТЬ ЗОЛОТЫХ ЗВЕНЬЕВ ЦЕПИ СПАСЕНИЯ
Хэрб Хэтфилд

 
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил
Рим.8.29-30

 
Введение
 
Спасение – великая и славная тема. Спасение тех, кто заслужил ад, от вечных мук, по милости Божией, удивительно и славно. Это дивная вещь – что человек по милости Божией вообще может спастись от вечного ада. Тем не менее спасение не есть просто освобождение от ада, оно включает в себя нечто гораздо большее. Оно есть наше искупление, возрождение и усыновление Богом, наше освящение и нашу вечную жизнь с Богом, вечную жизнь на небесах с Иисусом Христом, нашим Спасителем в прославленных телах, что является конечным результатом всего процесса спасения.
Есть только два места, в которые душа может пойти после смерти – ад или Небо. Спасение есть процесс, которым Бог спасает заслуживающих ада грешников Своей свободной и суверенной благодатью, и дает им вечную жизнь. Они возрождаются Святым Духом так, чтобы они могли жить благочестивой жизнью, и они будут прославлены, чтобы затем наслаждаться всю вечность общением с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом, святыми ангелами и всеми искупленными всех эпох в прославленных телах в вечной славе. Вот что такое спасение, избавление нашей бессмертной души от проклятия ада и введение ее в вечную славу Небес. Как это удивительно и великолепно! И это чудо – истина!
Божий план спасения завершается в прославлении всех святых Божиих. Писание излагает славную программу Божия спасения. Стих говорит, что те, кого Бог знал заранее, Он также предопределил быть подобными образу Сына Своего, а кого Он предопределил, тех также и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех, наконец, прославил. Эти пять слов охватывают всю программу Бога в спасении Своего народа. Я хотел бы говорить с вами о спасении, используя эти пять терминов. Я называю их пятью золотыми звеньями в цепи Божия спасения. 
 
Слава
 
Библия учит, что Бог возвещает конец от начала (Ис.46.10), поэтому я хочу взять эти пять слов в обратном порядке, нежели тот, что использует Послание к Римлянам. Последнее слово здесь – прославление. Это цель нашего спасения, которое ведет к славе, и я хочу начать именно с конца и идти к началу. Именно так вы сможете составить правильное представление о каждом из пяти золотых звеньев спасения.
Почему первым звеном цепи, о которой я говорю, является прославление? Думали ли вы когда-либо об этой дивной вещи, о которой Библия прямо говорит в этих стихах? Речь идет о том, что произойдет со святыми Божьими, когда они будут воскрешены в новых телах, в которых они будут жить вечно. В 1 Кор.15.51-53 Апостол Павел говорит о воскресении и прославлении наших тел.  Он говорит даже, что не каждый святой обязательно умрет, но все мы должны быть прославлены. О том же самом он говорит в Фил.3.20-21: «Наше жительство на небесах, откуда также мы ожидаем Спасителя и Господа Иисуса Христа, Который изменит наше уничиженное тело так, что оно будет подобно славному телу Его».  Это то, чего с нетерпением ждут все святые Божии – получение прославленных тел, которые будут изменены силой Божией, чтобы совлечься смертности и облечься в бессмертие по образу славного тела Его! О том же говорит апостол Иоанн в 1 Иоан.3.1-2: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы мы могли называться и быть детьми Божиими! Возлюбленные! Теперь мы дети Божии, но еще не открылось, что будем, но мы знаем, что когда Он явится, мы будем подобны Ему, ибо увидим Его как Он есть».
Можете ли вы представить себе прославленное тело по подобию тела Христа? Мы не будем богами, но у нас будут тела, которые никогда не умрут, не будут испытывать боли и нести в себе греха. Эти безгрешные прославленные тела будут у нас, чтобы мы могли петь и восхвалять Господа и Спасителя нашего во веки веков с чистым сердцем. И об этом говорится в Рим.8.29:   Бог предопределил нас быть подобными образу Сына Своего. Все, кто доверились Иисусу Христу как Господу и Спасителю в этой жизни, должны получить прославленные тела в вечности. Это наша надежда, наше утешение во времена скорбей и бед, то, что Бог обещал нам, то, что Он предопределил для нас. В Рим.8.18 Павел говорит: «Ибо думаю, что страдания здесь ничего не стоят по сравнению с той славою, что откроется в нас». Аллилуйя! Это значит, что борьба и страдания за дело Христово имеют смысл. Все мы, святые Божии, придет время, получим прославленные тела, в которых будем наслаждаться Богом вечно во славе. Это то, что имеет в виду Давид, говоря: «А я в правде буду взирать на лицо Твое, пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс.16.15). Друзья мои, такова была надежда святых во все времена. Иов говорит: «Ибо я знаю, Искупитель мой жив, и в последний день Он восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и во плоти моей увижу я Бога, мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19.25-27).
 
Оправдание
 
Я хочу, чтобы вы уяснили, кто будет прославлен. Павел говорит о прославленных, как об оправданных: кого Бог оправдал, тех и прославил. Библия прямо говорит, что только те, кто оправдан Богом, будут прославлены.  Она не говорит, что прославлены будут те, кто жил по правде, или присоединился к церкви, был крещен или что-то делал. Нет, это только те, кого Бог оправдал. Это второе звено в цепи спасения – оправдание.
Это важнейший вопрос, который стоит в правовой перспективе. Он говорит о том, что мы стоим перед препятствием святого закона Божия. Слово Божие в Рим.3 говорит, что все согрешили и лишены славы Божией, и что нет праведного ни одного. Поэтому, прежде чем преодолена преграда святого закона Божия, все человечество стоит пред Богом виновным во грехе. Все мы грешники, потому что мы согрешили в Адаме и достойны вечной смерти в аду (Рим.5.12). Но Бог совершил прекрасную и чудесную вещь: Он послал Своего Единородного Сына в мир и возложил на Него грехи всех тех, кого Он когда-либо оправдал. Таким образом, через смерть и воскресение Иисуса Христа Закон Божий навсегда удовлетворен за грехи тех, кого Он оправдал, и виновные грешники объявлены пред Богом праведными.
Во-первых, я хочу показать, кого оправдывает Бог. В Рим.4.5 мы читаем: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого». Друг, прочтите и радуйтесь! Речь идет не о добрых людях, не о тех, кто считает себя хорошими людьми, ни даже о верующих, но только о нечестивых грешниках! Павел говорит в 1 Тим.1.15, что Христос умер, чтобы спасти грешников, а в Рим.5.6 – что «когда мы были немощны, Христос умер за нечестивых». Одним из первых признаков того, что Бог дает нам то, к чему Он нас предназначил – то, что Он дает нам познать нашу собственную греховность и почувствовать наше недостоинство принять любое благо от Бога. В Евангелии от Луки Господь говорит нам о двух мужчинах, приходивших в Храм. Один очень религиозный человек, фарисей, в молитве благодарил Бога за то, что он не такой грешник, как другие, однако великий грешник, «мытарь, стоя вдали, не смел даже глаза поднять к небу, но ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешному!». Господь говорит: «Этот человек пошел в дом свой оправданным более, нежели тот» (Лк.18.9-14). Вы видите, что лишь грешников, осознающих себя таковыми, Бог оправдывает.
Далее я хочу показать вам, как мы оправданы. Не делами, которые мы исполняем, сохраняя Закон! В Деян.13.39 Павел говорит: «В Нем вы оправданы от всего, в чем не могли оправдаться по закону Моисееву». Закон хорош и добр, но как таковой он не может оправдать, он лишь осуждает. Он показывает нам наши грехи, подобно зеркалу, в котором мы можем увидеть грязь на наших лицах. Но зеркало не может очистить нас, мы должны использовать для этого мыло и воду. Закон Божий показывает нам наши грехи, но это не может оправдать нас. Библия учит, что оправдывает только Бог! В Рим.3.24 Слово Божье говорит: «Будучи оправданы по благодати Его искуплением во Христе Иисусе». Бог оправдывает нас по Своей благодати.  Благодать исключает какие-либо заслуги, и поэтому Бог по благоволению воли Своей и суверенной благодати оправдывает виновных грешников. Бог оправдывает грешника «искуплением во Христе Иисусе». Это значит, что Иисус Христос заплатил долг за все грехи Своего народа. Ангел сказал Иосифу: «Ты наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мтф.1.21). Каждый раз, когда вы слышите имя Иисус, помните, что Он Тот, Кто спас Своих людей от грехов их. Само слово «искупление» означает оплата цены. Это то, что сделал Иисус Христос: Он заплатил смертью за преступления виновных грешников. Мы читаем в 1 Пет.1.18-19: «Вы знаете, что вы были искуплены не тленными вещами, не золотом и серебром…  но драгоценной Кровью Агнца, чистого и непорочного». Есть только одно, чем можно оплатить цену вашего искупления: драгоценная Кровь Христова. Иисус оплатил все, чем мы обязаны, и как ни багряны наши грехи, Он убелил их как снег.
Теперь я хочу показать вам, как Бог оправдывает.  В Рим.8.33 мы читаем: «Кто обвинит избранных Божиих? Бог оправдывает их». Это вполне черно-белая вещь. Бог оправдывает избранных Им. Они такие же люди, как и все. Но в Рим.8.28 мы читаем: «Любящим Бога призванным по Его изволению все содействует ко благу». Это уже приводит нас к третьему слову в цепи спасения.
 
Призвание   
 
«А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал». Бог оправдывает призванных. Павел начинает свое послание: Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, к благовестию Божию» (Рим.1.1). Затем в ст.6-7 он адресует книгу «призванным к Иисусу Христу, возлюбленным Божиим, святым». Это слово (греч. Kaleo) используется в Новом Завете 145 раз. Оно всегда означает личный и настоятельный призыв принять участие. Так оно используется в Мтф.2.7: «Тогда Ирод, тайно призвав мудрецов, выведал от них время появления звезды». Вы видите истинный смысл слова. Царь Ирод призвал волхвов, чтобы ему рассказали об увиденной звезде. У этих мудрецов не было выбора, идти или не идти, у них был призыв от верховной власти, и они вынуждены были подчиняться.  То же слово используется в Мтф.4.21-22, где мы читаем, что Иисус призвал Иакова и Иоанна, и они «тотчас, оставив лодку отца, последовали за Ним».
Иисус Христос сказал в Мтф.9.13: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Петр говорит в Деян.2.39: «Обетование вам и детям вашим и всем дальним кого ни призовет Господь». И Павел в 1 Фес.2.12: «Поступайте достойно Бога, Который призвал вас в Свое Царство и славу». И в 1 Пет.2.9: «Вы же род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, чтобы возвещать хвалу Тому, Кто призвал вас из тьмы в чудный Свой свет».  Бог Своим Святым Духом призвал нас из духовного мрака, в котором мы были рождены по природе, в чудный свет Сына Божия. Это то, что сделал Христос у гроба Лазаря (Иоан.11), сказав: «Лазарь, выходи», и «тот, который был мертв, вышел». Призыв Бога, Его Святого Духа является действенным и неотразимым.
Если сегодня вы верите, что по милости Божией вам дана надежда вашего спасения в Иисусе Христе, и если вы будете спасены и прославлены, то лишь потому, что Бог призвал вас. Вы никогда не пришли бы ко Господу, если бы Он не призвал вас первым. Слово Божие говорит: «Никто не ищет Бога, нет разумеющего» (Рим.3.11). Христос говорит в Иоан.6.44: «Никто не может прийти ко Мне, если его не привлечет Отец, пославший Меня». Поскольку все ушли от Бога, Бог должен призвать вас Своим Духом и заставить прийти к Нему. Пс.65.4 гласит: «Блажен человек, которого Ты избрал и призвал к Себе». Мы приходим к Богу, ибо Он призывает нас и привлекает к Себе. Так в Иер.31.3 Бог говорит пророку: «В любящей доброте Я призвал тебя».  Как прежде Лазарь, мы были мертвы в своих преступлениях и грехах, и Бог первым вышел к нам и призвал нас из тьмы к свету. Всякий раз, когда Святой Дух приходит в наши мертвые сердца и призывает нас  к Иисусу Христу, мы оживаем к вечной жизни. Мы являем духовную жизнь Бога в нас через веру в Евангелие и покаяние в своих грехах, и последование Иисусу Христу. Всем, кого Бог оправдал, Он дарует Свою жизнь Святым Духом, и каждого из них Он прославит. Это очень важно видеть ясно. Святой Дух призывает всех, кого Бог оправдал через смерть Своего Сына на Кресте. Это включает в себя возрождение, через которое мы получаем веру в Иисуса Христа как нашего Спасителя. Это действие Святого Духа Божия как Третьего Лица Вечного Завета. Все, кого Святой Дух возродил, должны и будут следовать за Иисусом Христом. Христос говорит в Иоан.10.27-28: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их (т.е. возлюбив их прежде создания мира), и они идут за Мною и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». Это означает, что все, кто действительно восстановлен Святым Духом, будут сохранены силой Божией, пока они не будут прославлены. Они не потеряют свое спасение, ибо находятся во всемогущих руках Триединого Бога. Они находятся в вечной безопасности и потому будут прославлены.

Предопределение   
 

Показать полностью..
Это подводит нас к четвертому понятию – предопределению. Это слово опять же здесь черным по белому: а кого Он предопределил, тех также призвал. Причина того, что Бог призвал нас к спасению – в том, что Он предопределил нас к спасению.  Предопределение просто означает, что Бог предопределил все вещи. Некоторые люди боятся этого слова, но это благословенное слово, и оно дает святым великое утешение знать, что Бог прежде, чем начался мир, определил все. Павел говорит в Еф.1.11, что Бог «производит все по изволению воли Своей».  Разве это не утешительный стих? Это хорошая новость – знать, что Бог контролирует все вещи и производит все по изволению воли Своей. Мы читаем в Дан.4.35: «Он совершает все по воле Своей в небесном воинстве, как и среди жителей земли, и никто не воспротивится руке Его и не скажет: что Ты делаешь?». Бог есть Всемогущий и Премудрый, и Он является суверенным Правителем вселенной. Таким образом Бог контролирует все события здесь на земле, исполняя Свой предопределенный план (Пс.76.10, Еф.1.11). Если бы это было не так, мы не могли бы поверить ни одному слову из пророчеств, ибо все пророчества о том, что Бог предопределил сделать. Все пророчества в Библии истинны, ибо Бог возвещает то, что Он прежде предопределил. При этом Бог размещает и контролирует все события во времени, чтобы исполнить то, что Он определил до начала мира. Иисус Христос родился в Вифлееме во исполнение пророчества в Мих.5.2: «И ты, Вифлеем, хотя ты так мал среди тысяч Иудейских, из тебя придет Тот, Кто должен быть Владыкою в Израиле и Кто есть от начала, от дней вечных». По воле Бога вышел указ от кесаря Августа, чтобы весь мир был обложен налогом (Лк.1.21), и это означало, что Марии предстояло нести Господа и Спасителя Израиля во чреве из Назарета в Вифлеем, и потому Христос родился в Вифлееме, исполняя пророчество, данное за 700 лет до этого. Это пророчество сбылось, ибо было предопределено Божьей волей, и Он постановил ему произойти именно так, как оно произошло.
То же самое относится и к нашему спасению. Павел говорит в 2 Тим.1.9: «Спасшему нас и призвавшему призванием святым, не по делами нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам в Иисусе Христе прежде вековых времен». Разве это не удивительно? До начала времен, до создания земли, Адама и Евы Бог уже предопределил оказать милость Своему избранному народу. Он определил прежде вековых времен спасти  и призвать Своих людей благодатью Святого Духа. Бог на самом деле делает все это. Он предназначил Своих людей к спасению от грехов их. Он послал Сына Своего Единородного умереть за их грехи, а затем послал Своего Духа Святого призвать их к этому дивному спасению.
Апостол Павел говорит в 2 Фес.2.13: «Бог от начала избрал вас ко спасению через освящение от Духа и веру истине». Именно потому, что Бог Святой Дух восстанавливает нас, создавая внутри нас новую природу, Он заставляет нас верить в Евангелие, которое мы слышим уже оживотворенным слухом. Слово Божие говорит в 1 Кор.2.9-10: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Но Бог открыл это нам от Духа Своего». Все мы родились мертвыми во грехе и не способными понимать духовные вещи. Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, ибо для него это глупость, и не может разуметь, ибо об этом надо судить духовно» (1 Кор.2.14). Из-за духовной смерти, с которой мы родились в естественном рождении, мы не можем знать ничего Божьего, пока Святой Дух не возродит нас. Вот почему Христос сказал Никодиму и всем нам в Иоан.3:    "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Святой Дух приходит к нам, пока мы еще мертвы в своих грехах, духовно слепы и глухи. Восстанавливая нас, Он дарует нам новое рождение, сходящее свыше и позволяющее оживотворенной душе услышать действенное Евангелие и верить в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя. Так святые могут петь: «Господь, я не выбирал Тебя и не мог».
 
Предузнание
 
Теперь мы подошли к пятому и последнему звену цепи спасения. Есть различные представления о том, что значит предузнание. Многие думают, что это просто знание вещей заранее. Они говорят, что поскольку Бог всемудр и вечен, Он предузнает все события, которые когда-либо могут случиться. Конечно, это правда, что Бог как всезнающий предвидит все события, которые когда-либо произойдут. Однако если вы что-то представляете, вы можете знать лишь с некоторой определенностью, что вы будете делать. Мы не можем предвидеть с уверенностью все, что решили сделать. Бог же предузнает все события потому, что Он заранее определил их по совету Своей всемудрой воли. Именно поэтому все пророчества Библии реализовались так, как и были предсказаны. Бог определил заранее не только события, но и средства, необходимые для исполнения того, что было заранее определено и о чем давались пророчества. 
Тем не менее слово «предвидеть» в Библии используется не просто со ссылкой на предзнание Богом событий. В Рим.8.29 и 11.2 совершенно ясно, что Павел говорит о личном знании Богом людей. Если в Мтф.7.22-23 Господь говорит отступникам: «Я никогда не знал вас», то можно быть уверенным, что речь идет о чем-то большим, чем просто знание о существовании этих людей и их деятельности. Он имеет в виду: Я никогда не знал вас в любви.
Это  можно четко видеть и на других примерах Писания. Если Адам познал Еву (Быт.4.1), и Каин познал свою жену (Быт.4.17), и Мария сказала Ангелу: «Как же будет это, когда я мужа не знаю» (Лк.1.34) – то в каждом из этих стихов можно легко видеть, что слово «знать» здесь используется таким образом, что это нечто гораздо больше, чем просто знать о ком-то. В этих стихах конкретно имеются в виду любовные отношения, и так же мы должны  понимать это слово в Мтф.7.22-23, Рим.8.29 и 11.2.  Первое, что Бог сделал, когда Он решил спасти людей и даровать им жизнь вечную – это суверенно избрал их в любви к Ним, а затем предопределил их к вечной жизни и славе. Об этом и говорит Павел в Рим.8.28-30, и о том же в Иер.1.5 Бог говорит пророку: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя», т.е. возлюбил тебя, «и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя и послал пророком для народов». Наконец, о том же мы читаем в Еф.1.4-5: «Он избрал нас в Нем еще прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив нас к усыновлению как детей через Иисуса Христа».
Таким образом, надлежит знать, что Бог сначала явил Свою любовь к нам, а затем определил нас к вечной славе. Этот порядок пронизывает всю главу Рим.8. Прочтите ее снова. Сначала речь идет о предузнании. Те, кого Бог предузнал, предопределены к славе. Если мы будем прославлены, то потому, что Бог предузнал нас. Он суверенно явил любовь к нам еще прежде создания мира и предопределил нам быть подобными образу Сына Своего Единородного в вечной славе.
Это и есть золотая цепь спасения Божия. Она простирается от вечности в прошлом, где Бог предузнал Своих людей до сотворения мира, а затем предопределил их стать подобными образу Его возлюбленного Сына. Те, кого Он предузнал и предопределил – это те, ради кого Он послал Своего Единородного Сына в мир умереть, чтобы они были «оправданы даром по благодати Его искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3.24). Все, кого Бог Отец предузнал от вечности в прошлом, были также предопределены быть подобными образу Сына Его. Он умер за них, ибо они свободно оправданы, и Святой Дух призывает их во времени. Наконец, им предстоит прославиться в воскресении.
Это Божий план спасения. И он работает! Он работает потому, что в нем все связано друг с другом. Как и в любой другой цепи, стоит изъять здесь одно звено – и цепь разорвется и станет бесполезной. Но эта цепь нерушима. Она держится на всемогущей суверенной воле Божией. Это всемудрый план, который прославляет Бога как его Автора и Совершителя. Этот план работает, потому что он весь основан на благодати. Грешнику ничего не сделать, Бог делает все. Только по свободной и суверенной благодати Божией можно спастись от ужасного возмездия за грех. Тем не менее, по милости Божией все, кого Он предузнал еще до создания мира, спасутся, и все они будут прославлены.
Дорогой друг, спасибо, что вы нашли время прочесть мои слабые усилия объяснить, как велико и славно Божье спасение. Я понимаю, что вы вправе не согласиться со сказанным здесь. Когда я был молодым верующим, я сам не верил в это. Так было со многими дорогими детьми Божьими, но по долгом молитвенном изучении Слова Святой Дух показал мне, что все это действительно истина. Даже если вы не согласны с ней, молитесь и читайте Слово, чтобы знать правду. Бог научит вас. Я должен сказать вам, что если у вас есть надежда обрести славу и вечную обитель с Богом, с Иисусом Христом, Сыном Божиим, со всеми святыми ангелами и искупленными детьми Божьими, то это будет только потому, что вы включены в золотую цепь спасения до основания мира.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn