У. Дау. Закон и Евангелие

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЗАКОН И ЕВАНГЕЛИЕ
У.Дау (1929)
Предисловие к американскому изданию книги К.Вальтера
http://gospelpedlar.com/articles/Salvation/law_gospel.html
 
Трактат, представляемый здесь, в конечном счете посвящен поиску соотношения воли Божией и человеческой.  От Бытия до Откровения Писание учит нас, что воля Божия направлена на человека вдоль двух различных линий. В то время как божественная воля сама всегда едина и никогда не бывает внутренне противоречива, она работает с различными целями и для разных целей. Но независимо от того, как она работает, элемент человеческого греха всегда учитывается ею как фактор всей деятельности человека. Воля Бога, как связанная с возможностью и действительностью греха человека, являет себя в двух своеобразных отношениях ко греху человека и его греховным аффектам, противопоставляя себя им, заменяя их, подавляя и уничтожая.

Во-первых, Бог всегда желал, желает и никогда не перестанет желать, чтобы человек не грешил. Грех – это абсолютное отрицание моральных правил и порядка, который Бог создал для вселенной, которую Он создал и в которой поставил человека над всем Своим творением. Грех есть беззаконие, и тот, кто грешит, восстает против праведного правления Бога.
Бог создал человека по Своему образу. Это означает, что изначальный человек – существо, которое вышло из рук Всемогущего Творца неба и земли, которое Он создал из праха и вдохнул в него живую душу и дыхание жизни – было столь же праведным, как и его Творец. Человек был святым, ибо все его существо, тело, душа и дух,   со всеми их способностями и функциями на протяжении всей жизни человека на земле, были посвящены исключительно и полностью на служение Богу во всех вещах, которые Божественный Правитель мог заповедать ему, и для всех задач, на которые Он мог бы его назначить.  Он был праведным, потому что его сущность и действия были в полном соответствии с волей его Творца. Его человеческий разум, воля и склонности во всех отношениях гармонировали с Божественным разумом, волей и склонностями. Бог вложил атрибуты святости и праведности, которые существовали в Нем Самом, в человека, по сути созданного как отражение того совершенства, что существует в его Творце.
Бог заложил в саму природу человека верховенство правды, то есть способность поступать правильно. Это правило было постоянно закреплено в человеке. Св. Павел говорит, что даже грех не искоренил его полностью в сердце человека: «язычники, что не имеют закона, сами себе закон, ибо по природе законное творят», хотя закон и был дан Богом позже. Соответственно, если Бог по Своей природе является Законодателем, то человек должен подчиняться Ему как своему Божественному Правителю и Властелину, причем гетерономным образом. В Боге святость и праведность являются характеристиками Высшего Суверенного Бытия, которому никто не может приказать или дать право. В человеке святость и праведность – это характеристики, исходящие от Бога, в разумном существе, которое было сотворено зависимым от Бога и подчиненным Ему. Так что человек никогда и ни при каких условиях не может быть законом самому себе или единственным арбитром своих волевых актов, решений и желаний, не ответственным ни перед кем другим за то, что он может избрать делать или не делать.
О том, что Божественная норма святости и правды внедрена в человека, он узнает из способностей, которые были вложены в него Творцом, создавшим его по Своему образу и подобию. Эта способность в человеке называется совестью.Это естественная, инстинктивная способность человека во все время своего существования применять верховенство Божественной правды к самому себе, к своему нравственному состоянию, а также к действиям или бездействию, требуемым от него. Если Божественная норма закона может быть внедрена в нас, то совесть человека может рассматриваться в качестве судьи, меры действия закона и свидетельства, позволяющего вынести решение о виновности или невиновности.
Поскольку человек создан по разумному замыслу, он живет в моральной вселенной. Этот великий и обширный мир и история человечества в течение вот уже 60 веков являются свидетелями суверенного правления Бога над человеком и служат лишь правде Божией. Их возможности расходуются на благие цели великого Творца, их силы беззвучно движутся в соответствии с небесным ритмом законов, им данных. Человек обнаруживает отсюда, что этот мир не создан для греха, что даже законы природы могут противостоять греху, и порой грубая неживая материя сопротивляется тому, чтобы мы впадали в грех. Человек узнает, что на самом деле правильнее, проще и лучше было бы жить в мире без греха, и что при существующих условиях он всегда затрудняет и делает невыносимой жизнь свою и других людей – благодаря греху. Если бы  все грешили как только могли, мир пришлось бы создавать заново.
Божественная норма правды была вложена в первого человека и передавалась естественным путем к его потомкам, а впоследствии была дана в письменной форме в виде Десяти заповедей через Моисея избранному народу, Израилю, который Бог сделал знаменосцем принципов Своей справедливости в морально разложившемся мире и хранителем Его пророчеств и повелений, которые время от времени Он сообщал человечеству через Боговдохновенных писателей. Это десятисловие, Декалог, обнародованное спустя более чем 2000 лет после сотворения Адама, по сути создало все учение пророков, учителей, священников, правоведов и книжников, и во времена Нового Завета – Иисуса Христа и Его апостолов. Это Богодухновенное откровение в Священном Писании и богословии Церкви называется Законом.
Неписаный закон в сердцах и совести людей явил свое существование в усилиях естественного человека поступать правильно, вести достойную жизнь, служить ближним и своей стране, практиковать религию, мораль и гражданские добродетели. Принятые всеми народами установления и этические кодексы общества есть проявления неистребимых понятий о добре и зле, внедренных в сердце человека как естественный нравственный закон. Устрашающая функция закона также представлена в любом общественном устройстве, где присутствуют законодатели, суды, правосудие и кары, созданные для наказания за неправильные действия и защиты действий правильных и хороших.  Кроме того, страх закона явлен в каждом человеческом сердце через угрызения совести и ощущение вины за неправильные и злые дела. Древнегреческая Немезида и великие трагедии Шекспира – это не что иное, как голоса отчаяния виновных душ, обвиняемых и проклинаемых совестью.
Нравственный закон, и в писаной и в неписаной форме, весьма прочен. Никакие согласованные усилия беззаконных духов и людей не смогут вывести его из строя. Пока существует эта вселенная, никогда не будет так, чтобы люди не чувствовали силу нравственного закона в своей частной и общественной жизни, и у закона никогда не исчезнут сторонники и защитники среди растущего беззакония падшего мира, который стремится к своему окончательному краху. До конца всего сущего, до последнего Суда и его трубного гласа святая и праведная воля Божия будет утверждать в вечности кару закона для тех, кто причинил страдания Праведнику с небес, Который Сам есть конец закона для всех, кто верит в Него.
Конец закона: оправдана ли эта фраза Павла применительно к бесконечной вещи, Божественному правилу добра и зла? Да, потому что Бог, Который поддерживает Свои нравственные правила по отношению к людям, выражая Свою святую и праведную волю в законе, пожелал, чтобы нарушители Его закона получили возможность стать праведными в Его глазах. Тот, Кто ненавидит грех и грешников (Рим.5.10, Еф.2.3), в то же время есть Тот, Кто любит грешников, и Он возвестил Свое доброе и милостивое намерение помиловать нарушителей Своего закона через ту же серьезную, действенную и полную волю, которая была выражена в самом Его святом и праведном законе. Это второе явлениеволи Бога для спасения грешников от фатальных последствий их греха, если смотреть человеческими глазами, во времени и пространстве, произошло после греха, пришедшего в мир, и в результате такового. Для нас это явление воли Бога может выглядеть запоздалым. Представляется, что видя то, во что грешники превратили изначальный план Создателя о них, Творец не причинил им неумолимо наказание, которого они были достойны, но возложил акт возмездия грешникам на Самого Себя и предложил им путь ко спасению от временного растления и вечной погибели, которой они заслужили. Но такая точка зрения не совсем верна.
Для Бога нет ничего непредвиденного. Он знает все события до их возникновения, и Он определяет все, чему надлежит произойти. Хотя Бог и не причиняет грех, Он предвидел в вечности его вхождение в мир и в вечности же приготовил защиту от разрушительного воздействия греха, которую он впоследствии провозгласил в виде сострадательного, милосердного и утешительного обетования людям в их разрушенном грехом состоянии. Как эти две формы Божественной воли могут сосуществовать в Боге – это недоступно нашему пониманию, но они всегда сосуществуют в Нем, и Он возвестил об этом через Свое письменное Откровение. На самом деле вся Библия, как Бог вдохновил ее во святых писателях от Моисея до Иоанна, есть не что иное, как непрерывное явление Его святой, праведной и благой воли и свидетельство о ней. И если первый аспект Божией воли – это Закон, то второму дано дивное имя Евангелия, то есть вести, настолько благой, что она может прийти только от Бога. Все Писание, которое хронологически делится на Ветхий и Новый Заветы, логически делится на Закон и Евангелие, которые проходят через оба этих Завета.
В Своей доброте и благоволении ко грешникам Бог изложил в деталях все, что Он сделал, чтобы дать им возможность выбраться из их греховного состояния. Он провозгласил, что в Его усилиях вернуть грешников к Себе принимают участие все Три Лица Святой Троицы. Это проявление святой и праведной воли Бога Отца, Сына и Святого Духа, и поэтому Его благость и благоволение охватывают не только любящую и милостивую Божию волю в вечности, но и искупительную работу, совершенную Сыном Божиим, и освящение Святым Духом здесь, во времени. Содержание Евангелия было суммировано христианами в Апостольском Символе веры, тогда как содержание Закона суммировано в Десяти заповедях.
Евангелие, таким образом, представляет собой глубоко продуманный, разработанный и упорядоченный план Божий вывести человека из его бунта и греха к верности Богу в Евангелии. Согласно Божию плану, спасение грешника из его жалкого состояния по Евангелию состоит в том, что грешник должен узнать не только о Божьей любви к нему, несмотря на его грех, но что Бог настолько любит грешника, несмотря на то, что по своей природе он чадо гнева, что Он принес в жертву ради него Своего Сына и послал Святого Духа в его сердце, чтобы произвести в нем покаяние в грехах и веру в их Божественное прощение. Любовь Бога ко грешникам, о которой говорит Евангелие, не похожа на спокойный и безразличный настрой, который лениво-снисходительный родитель оказывает своим развращенным детям, указывая лишь на то, что они неправы, и будучи готов забыть о последствиях, ибо он по-прежнему любящий их отец. Нет, искупительная любовь Бога действует вместе с Его святостью и праведностью.  Эти    Божественные атрибуты, которые Бог изложил человеку в законе, не препятствуют Его любви к нам, но не сокрушая грешника, как Он мог бы сделать, Бог по Своей искупительной любви находит способ удовлетворить требования, которые Его праведность и святость предъявляют человеку, и Сам несет законное наказание, которое мог бы понести грешник, нарушая закон Божий. Бог послал Своего Сына, равного и единосущного Ему, стать человеком и подчиниться закону, который был дан человеку, чтобы исполнить его от имени человека. Через безгрешную жизнь Христа на земле, на любых условиях и во всех отношениях, которые закон Божий определяет для человека, была накоплена сокровищница праведности, которая исполняет все требования закона.Это сокровище Христос не собирает для Себя, ибо Он в нем не нуждается, будучи одновременно святым и праведным Богом и святым и праведным Человеком, Который никогда не делал ничего недолжного ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Это сокровище было предназначено Богом для грешников, чтобы Он признал их праведными. Другими словами, Бог в Своей любви постановил, что грешник, который потерял первоначальную праведность, в коей был создан, и провел свою жизнь в неправде, должен был стать праведным через праведность другого, Сына Божия, Который провел Свою земную жизнь в соответствии с законом как Заместитель грешников и от их имени.
Кроме того, безгрешный и безупречный Христос в конце Своего пребывания среди людей, претерпел смерть за грешников, ибо смерть есть возмездие за грех. Существует только одно объяснение смерти воплотившегося Сына Божия - это смерть заместительная, как и Его жизнь в соответствии с законом. Иисус умер смертью, которой заслужили грешники, и в Своей искупительной любви Бог считает смерть Сына Своего смертью, которой он должен был покарать каждого грешника за нарушение Его закона.
Евангелие, таким образом, охватывает все дело Христа на земле, и как Учителя людей, и как евангельского Первосвященника, Который очищает их беззакония, и как евангельского Царя, Который устанавливает Свой новый закон в мятежных сердцах силой Своей любви. 
Первый человек своим грехом не только изменил свое отношение к Богу, так что из верного подданного и любящего друга он стал мятежным бунтовщиком и ненавистным врагом, но он также изменил свое духовное состояние. Первый грех было доказательством того, что человеческий интеллект, воля, и привязанности больше не функционировали, как в состоянии невинности, ибо люди стали слепы, глухи, порочны и неуправляемы. Это изменившееся состояние породило другие греховные поступки и стало передаваться естественным путем от родителей к детям. Вред, который был нанесен яркому интеллекту, сильной воле и правильным желаниям Адама и Евы в роковой часих первого неповиновения, был унаследован их потомками.
Падший человек уже не понимал воли Божией и не стремился жить в соответствии с ней, что необходимо, чтобы угодить Богу. Несмотря на гром обвинений Божественного закона и совести против него, он продолжал жить в свое удовольствие и тем постоянно бросал вызов Богу. Но он любил обманывать себя, веря, что он соблюдает закон Божий, который он стал грубо изменять и бессмысленно искажать. Ему удавалось считать себя справедливым и даже праведным в глазах Бога, и он подавлял свои опасения и угрызения совести, которые возникали у него, тем являя свою беззаботность, распущенность и лицемерие. Хотя он сохранил отчасти знание Божественного закона, он не имел склонности жить даже по его частичному знанию, и также он не мог иметь знания о Божественном плане Евангелия и прощения грехов ради Христа, ибо никто по природе не знал этого Божия плана спасения.
Милость, благоволение и доброта, явленные Богом, привели к тому, что после того как Сын Божий завершил Свое дело искупления на месте грешников на земле, Бог послал Своего Святого Духа, чтобы люди обрели помощь Его Слова. Святой Дух ведет людей к истинному знанию их жалкого и безнадежного состояния как нарушителей закона, чтобы они обрели подлинную духовную скорбь о своих грехах, которая разбила бы их природное самомнение и упрямство и сокрушила их дух. Затем Он заставляет их понять дивную доброту Бога, пославшего Своего Сына как Спасителя, принять верой дело Христа, заместившего их, а затем научает их вести святую и праведную жизнь в благодарности Богу и по образу жизни Христовой, пока Бог после постепенного освящения их жизни не введет их в вечную славу Христову.   
Поскольку Бог всегда предстоит человеку и как Святой и Праведный, и как Благой и Милостивый, Он хочет, чтобы во всю свою жизнь на земле мы понимали Его волю и то, что угодно Ему. Это задача, достаточно легко понимаемая интеллектуально, но трудно проводимая на практике в мире, погруженном во зло, и в теле, склонном ко греху. Задача состоит в том, чтобы соблюдать Закон и Евангелие, строго отделяя их друг от друга, используя одно для лучшего понимания другого, но никогда не смешивая одно с другим.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn