В начале семидесятых годов прошлого ( двадцатого) века вопрос « А может ли мальчик дружить с девочкой?» был одним из самых популярных вопросов на классных диспутах, а также на дружинных сборах в пионерском лагере. До разбушевавшейся сексуальной революции ещё было тогда далеко. Девочки ходили в школу в прилично-скромных чёрных фартучках, носили прилично-скромные косички с огромными белоснежно-девственными бантами, а мальчики соответственно интересовались футболом и хоккеем больше, чем разными там фиглями-миглями. Пионерские галстучки скромно прикрывали зарождение нездорового ( с точки зрения взрослых тётенек-дяденек) интереса к противоположному полу. Не было этих юмористических сцен на уроке, когда сидящая впереди девочка, слегка вперёд наклонившись, являет сидящему сзади мальчику все таинства своего нижнего белья – ну, модой это называется, талия занижена, но если что «из-под» и виднеется, так не нравится – не смотрите…( Надо заметить, что некоторые оранжерейно-интеллигентные мальчики надолго лишаются дара речи от увиденного и в результате отвечать учителю о косинусах-синусах или подлежащих-сказуемых никак не могут).
Да, вспомнился «век минувший»… Девочки в брюках тогда, в старинные времена(!), в школу вообще ещё не ходили – ни-ни, брюки – исключительно и только на урок физкультуры (обязательная спортивная форма). Всё. Никаких других брюк. Ни-ни. Никакой косметики. Низ-зя. Никакого намёка. Никакого «пола», кроме антонима к слову «потолок». Представляете, как блаженствовали учителя и родители, спокойно готовясь к переходному возрасту своих детишек и заранее укрепляя фундаментальные учительско-родительские позиции чтением педагогической литературы.
Первые «парочки» появлялись тогда в классах не в первом-пятом, как ныне, а гораздо позже. Ну, «старьё» на свет белый вытаскивать ( из семидесятых годов) не будем, а вот достанем что-нибудь из опыта моих учеников, выпущенных пять лет тому назад: в шестом классе «дружба» мальчика с девочкой закончилась как раз тем, что они друг в друга по уши влюбились, а потом поссорились. Но титул «первая любовь» этим отношениям беспрекословно был присвоен всем классом… Так в шестом - не в первом же…
Короче говоря, бывшая книжная девочка-отличница, прочитавшая не только повесть Анатолия Алексина «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», но ещё и кучу всяких произведений русской и зарубежной классики, была всегда убеждена, что «дружить» мальчик с девочкой не может. Ибо вся это пресловутая «дружба» заканчивается, как правило, одинаково: амур-лямур-тужур-бонжур… То девочка вдруг «воспылает», то мальчик на дружбу не согласен. Ну, глядишь, и разругались, и разбежались… Или, в лучшем случае, взаимно и по обоюдному согласию похоронят «дружбу» в склепике под названием «любовь».
Скучно на этом свете, господа, все ходы просчитаны, всё известно заранее… Начинается дружбой, заканчивается чёрт знает чем… Сколько книг не читай, а нового не вычитаешь… Но жизнь, штука непредсказуемая, может любую догму расколбасить в мелкие щепки… Как это и случилось с вопросом «А может ли мальчик дружить с девочкой?» Оказывается, в наше время ( какой-сякой-такой век нынче на дворе?) может, может… Может!
И доказать это легко – в два счёта. Время изменилось. Условия изменились. Да, да, сексуальная революция сделала своё чёрное дело, начисто зачеркнув у детишек-ребятишек возможность наслаждаться чистой дружбой между представителями сильного и слабого пола. Однако! Од-на-ко! Информационные технологии, повсеместное втягивание всех живых и мёртвых в сеть Интернета сделали и доброе дело. Теперь «мальчик» может дружить с «девочкой» – при соблюдении некоторых необременительных условий. Если мальчик и девочка прошли тот опасный юный возраст, когда любая дружба грозит опустошиться в любовь… Если мальчик и девочка, каждый из них, давно нашли свои половинки и любят эти «половинки» настоящей, а не скоро-от-ветра-проходящей любовью… Если мальчик и девочка, к тому же, живут так далеко друг от друга, что виртуальное общение спасает их от живого обаяния… Если мальчик и девочка объединены одной большой любовью к Поэтам ( к Поэтам, к поэтам и к поэтессам - именно! именно! зря ухмыляетесь – впрочем, ухмыляйтесь на здоровье!) Если в разных точках земного шарика они делают одно общее дело, именуемое Образованием-Воспитанием… Если у них совпадают мысли-чувства по отношению к понятиям «справедливо-несправедливо», а также по отношению к велосипедам, походам, кострам, звёздам, конфетам, мультикам, овощам и тому подобным вещам… При этом оба ещё и ужасно ленивы и чрезмерно болтливы…
Ёлы-палы, да пусть себе дружат! Пускай даже книжку вместе напишут - жалко, что ли? Всё равно её читать некому будет. Ей же ей, нынче никто не хочет быть читателем, все писателями хотят. А тут такой классный вариант: «Саша пишет Вале, Валя пишет Саше». То есть, уточняем: «Валя читает Сашу, Саша читает Валю». И тогда, извините, мальчик не просто может дружить с девочкой, он должен с ней дружить, как любой честный автор обязан дружить со своим читателем. Тут и любовь может, конечно, слегка и ненавязчиво поприсутствовать, но какая? То-то же, именно та, о которой мечтает любой автор: чи-та-тель-ска-Я!
Между прочим, герои-читатели ещё и серьёзным делом занимаются: А.М. Тихонов уже десятки лет преподаёт лёгкую атлетику в Пермском педагогическом университете, а В.В.Яроцкая столько же лет преподаёт в средней школе то историю, то словесность ( это разнообразие получается от широты души и глубины взгляда на мир). Так если герои, составляя вместе педагогические записки, займутся любовными приписками – не верьте, друзья! У них охранная грамота имеется: это их любимые-родимые половинки, дальние-предальние расстояния между Уралом и Кольским Заполярьем и, конечно же, пленившая их от рождения лень-матушка… С места ни один из них, из героев, не сдвинется, чтобы с виртуальным пространством побороться-потягаться, по вокзалам-поездам с больными коленками-суставчиками поболтаться. Так пусть себе «мальчик» и «девочка» у своих мониторов сидят, монологи совмещают с диалогами, рассказывают друг другу всякие педагогические и даже непедагогические истории ( ага, знайте, догадливые, что ничто человеческое и им не чуждо)…
И не надо ( вот только не надо!) намекать на всякие там революции, амуры и лямуры… Типун вам на язык! А то ещё накаркаете, появится этот призрак «лямур», закатит глаза к небу или начнёт глазки строить – и пиши-пропало, такой шикарный совместный проект накроется медным тазом… Ведь это же какое чудо: не искать днём с огнём читателя, не гоняться за ним по просторам Интернета, а своего читателя, родненького, хорошенького, тёпленького, держать рядышком – пусть даже и в виртуальном пространстве…
Есть люди, которые любят обязательно что-нибудь процитировать… Аз есмь грешен… Выписки из разных книжек – моё любимое занятие. И всегда пригодится – не было случая, чтобы ссылка на мудрых не помогала глупым. Вот я нашла кое-что о дружбе. Может быть, это в моих рассуждениях и будет самое ценное. «В старину дружбу считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Нынешний мир её лишён… Прежде всего мы не ценим дружбы, потому что её не видим. А не видим мы её потому, что она из всех видов любви наименее естественная, в ней не участвует инстинкт, в ней очень мало или просто нет биологической необходимости. Она почти не связана с нервами, от неё не краснеют, не бледнеют, не лишаются чувств. Соединяет она личность с личностью; как только люди подружились, они выделились из стада. Без влюблённости никто бы из нас не родился, без привязанности – не вырос, без дружбы можно и вырасти, и прожить. Вид наш с биологической точки зрения в ней не нуждается. Общество ей даже враждебно. Заметьте, как не любит её начальство. Директору школы, командиру полка, капитану корабля становится не по себе, когда кого-нибудь из их подчинённых свяжет крепкая дружба. Эта противоестественность дружбы объясняет. почему её так любили в старину. Главной, самой глубокой мыслью античности и средневековья был уход от материального мира. Природу, чувство, тело считали опасными для духа, их боялись или гнушались ими. Привязанность и влюблённость слишком явно уподобляют нас животным. Когда вы испытываете их, у вас перехватывает дыхание или жжёт в груди. Светлый, спокойный, разумный мир свободно избранной дружбы отдаляет нас от природы. Дружба – единственный вид любви, уподобляющий нас богам или ангелам». Написал это Клайв Стейплз Льюис, а кто не согласен, можете спорить…
Итак, Шуркин читает Валькину, Валькина читает Шуркина… Ну, поехали? У Валькиной к Шуркину тысяча вопросов( нет, точнее количество надо бы указать, всё же сосчитано, бухгалтерия работает: 1001 вопрос), только успевай отвечать… От вопроса о любимом цветке до вопроса о виртуозных педагогических приёмчиках… Например, требуется сейчас срочно и честно ответить: есть ли у Вас, уважаемый Александр Михайлович, любимчики?