1. А может ли мальчик дружить с девочкой?

Валентина Яроцкая
     В начале семидесятых годов прошлого ( двадцатого)  века вопрос « А может ли мальчик дружить с девочкой?» был  одним из самых популярных вопросов на  классных диспутах,  а  также  на дружинных  сборах в пионерском  лагере.  До  разбушевавшейся сексуальной революции ещё  было  тогда далеко. Девочки  ходили в школу в  прилично-скромных  чёрных фартучках, носили прилично-скромные косички с  огромными  белоснежно-девственными бантами, а мальчики соответственно  интересовались  футболом и хоккеем больше,  чем  разными  там фиглями-миглями.  Пионерские  галстучки  скромно прикрывали  зарождение  нездорового ( с точки  зрения взрослых  тётенек-дяденек)  интереса к противоположному полу. Не было  этих  юмористических  сцен на уроке,  когда  сидящая  впереди   девочка,  слегка вперёд наклонившись, являет   сидящему  сзади мальчику все таинства  своего нижнего  белья – ну,  модой  это  называется,  талия  занижена, но  если  что  «из-под» и  виднеется, так не нравится – не смотрите…( Надо заметить,  что  некоторые  оранжерейно-интеллигентные   мальчики  надолго лишаются  дара речи от  увиденного   и   в результате отвечать   учителю о  косинусах-синусах или  подлежащих-сказуемых  никак  не могут).
 
      Да,  вспомнился  «век  минувший»…  Девочки в  брюках тогда, в старинные времена(!),  в школу  вообще  ещё  не  ходили – ни-ни,  брюки  – исключительно и только на урок  физкультуры   (обязательная спортивная  форма). Всё. Никаких других брюк. Ни-ни. Никакой  косметики. Низ-зя. Никакого  намёка. Никакого  «пола»,  кроме антонима к слову «потолок». Представляете,  как  блаженствовали  учителя и  родители,  спокойно готовясь к переходному возрасту своих  детишек  и  заранее   укрепляя  фундаментальные учительско-родительские позиции  чтением педагогической литературы.

     Первые «парочки» появлялись тогда  в  классах не в первом-пятом, как ныне, а гораздо позже. Ну,   «старьё» на свет   белый  вытаскивать ( из семидесятых годов)  не  будем, а вот достанем  что-нибудь   из  опыта  моих  учеников, выпущенных  пять лет  тому назад: в  шестом классе «дружба»  мальчика с  девочкой  закончилась  как раз тем,  что они  друг в друга  по уши влюбились, а потом  поссорились. Но титул «первая любовь»  этим  отношениям беспрекословно  был  присвоен всем  классом…  Так в   шестом  - не в первом же…

     Короче говоря,  бывшая книжная  девочка-отличница,   прочитавшая  не  только  повесть Анатолия  Алексина «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»,  но  ещё и  кучу всяких произведений русской и зарубежной классики,  была всегда убеждена, что «дружить»  мальчик с девочкой не может. Ибо вся  это пресловутая   «дружба» заканчивается,  как правило,  одинаково: амур-лямур-тужур-бонжур… То  девочка вдруг «воспылает», то  мальчик на  дружбу не согласен. Ну, глядишь, и  разругались,  и   разбежались… Или, в  лучшем случае,    взаимно  и  по обоюдному согласию  похоронят  «дружбу» в  склепике под названием «любовь».
 
      Скучно  на  этом свете, господа, все  ходы просчитаны, всё  известно заранее… Начинается дружбой, заканчивается чёрт знает чем… Сколько  книг не  читай, а  нового не вычитаешь… Но  жизнь,  штука непредсказуемая,   может  любую догму   расколбасить в  мелкие  щепки… Как  это и  случилось  с вопросом «А может ли  мальчик дружить с девочкой?» Оказывается,  в наше время  (  какой-сякой-такой  век нынче на дворе?) может,  может… Может!

       И  доказать это легко  – в два счёта. Время изменилось.  Условия изменились. Да, да, сексуальная  революция  сделала  своё чёрное  дело, начисто зачеркнув у  детишек-ребятишек  возможность наслаждаться  чистой  дружбой  между представителями  сильного и слабого пола. Однако!  Од-на-ко!  Информационные  технологии,   повсеместное   втягивание   всех  живых и мёртвых в  сеть Интернета  сделали и доброе  дело.  Теперь «мальчик»  может   дружить с «девочкой»  – при соблюдении  некоторых необременительных  условий.  Если  мальчик и девочка прошли  тот  опасный юный возраст,  когда  любая дружба  грозит  опустошиться в любовь… Если мальчик  и девочка, каждый из них, давно нашли свои   половинки и  любят  эти   «половинки»  настоящей, а не    скоро-от-ветра-проходящей любовью… Если  мальчик и девочка, к  тому  же,  живут  так  далеко  друг от друга,  что виртуальное  общение спасает их от  живого обаяния… Если   мальчик  и девочка объединены одной  большой  любовью к Поэтам ( к Поэтам, к поэтам и к  поэтессам -  именно! именно! зря ухмыляетесь – впрочем,  ухмыляйтесь на здоровье!) Если   в разных точках  земного шарика они  делают  одно общее дело, именуемое  Образованием-Воспитанием… Если  у них совпадают мысли-чувства по отношению к  понятиям «справедливо-несправедливо»,  а  также по отношению  к  велосипедам, походам,  кострам, звёздам, конфетам,  мультикам, овощам  и  тому  подобным   вещам… При  этом  оба ещё и  ужасно  ленивы  и  чрезмерно   болтливы…
 
            Ёлы-палы,  да  пусть  себе  дружат!  Пускай даже   книжку вместе напишут -  жалко,  что ли? Всё  равно  её  читать некому  будет. Ей  же ей,  нынче   никто не хочет быть читателем,  все  писателями   хотят.  А тут  такой  классный вариант: «Саша пишет Вале, Валя пишет Саше». То есть,  уточняем: «Валя  читает Сашу, Саша  читает  Валю».   И тогда, извините,    мальчик не просто  может  дружить с  девочкой,  он  должен с ней  дружить,  как любой  честный автор  обязан  дружить со своим  читателем. Тут и   любовь может, конечно,  слегка и ненавязчиво   поприсутствовать,  но  какая? То-то же,  именно та,  о  которой мечтает  любой автор: чи-та-тель-ска-Я!

         Между прочим, герои-читатели  ещё и серьёзным  делом  занимаются: А.М. Тихонов   уже десятки лет преподаёт лёгкую атлетику в Пермском педагогическом университете,  а В.В.Яроцкая   столько  же  лет  преподаёт в средней  школе то историю,  то   словесность  ( это  разнообразие   получается от   широты души  и  глубины взгляда на мир). Так если герои, составляя вместе педагогические записки,   займутся  любовными приписками – не верьте,  друзья!  У них  охранная грамота  имеется: это   их  любимые-родимые половинки,  дальние-предальние  расстояния между  Уралом и  Кольским Заполярьем   и,  конечно же,  пленившая  их от рождения  лень-матушка… С  места ни один  из них,  из  героев,  не сдвинется,  чтобы  с виртуальным  пространством  побороться-потягаться,  по  вокзалам-поездам  с  больными коленками-суставчиками  поболтаться.  Так  пусть себе  «мальчик» и  «девочка» у  своих мониторов  сидят,  монологи совмещают  с диалогами,  рассказывают  друг другу всякие педагогические  и  даже непедагогические истории ( ага, знайте, догадливые,   что  ничто человеческое и им  не  чуждо)…

         И не надо (  вот  только не надо!)  намекать на  всякие  там революции,  амуры и  лямуры…  Типун вам на язык! А  то  ещё накаркаете,  появится  этот призрак «лямур», закатит   глаза к небу или   начнёт  глазки  строить – и пиши-пропало,  такой шикарный  совместный проект накроется медным  тазом… Ведь  это  же  какое  чудо: не искать  днём с огнём  читателя,  не гоняться за ним  по просторам  Интернета, а    своего читателя,  родненького,  хорошенького,  тёпленького,  держать рядышком – пусть  даже и в виртуальном пространстве…

        Есть  люди, которые  любят обязательно что-нибудь процитировать…  Аз  есмь грешен… Выписки из  разных книжек – моё любимое занятие. И всегда пригодится – не  было случая,  чтобы ссылка на  мудрых не помогала глупым. Вот я нашла кое-что о дружбе.  Может быть,  это в моих рассуждениях и  будет самое  ценное.  «В старину дружбу считали самой полной и счастливой из  человеческих связей. Нынешний мир  её лишён… Прежде всего мы не ценим  дружбы, потому что её не видим. А не видим мы её потому,  что она из всех видов любви наименее естественная, в ней не участвует инстинкт, в ней очень мало или просто нет  биологической необходимости. Она почти не связана с нервами, от неё не краснеют, не бледнеют, не лишаются  чувств. Соединяет она  личность с личностью; как  только люди подружились, они выделились из стада. Без влюблённости никто бы из нас не  родился, без привязанности – не вырос,  без  дружбы можно и вырасти, и прожить. Вид наш  с биологической точки зрения  в ней не нуждается. Общество ей  даже враждебно. Заметьте,  как не  любит её начальство. Директору школы, командиру полка, капитану корабля становится не по себе, когда кого-нибудь из их подчинённых свяжет крепкая дружба. Эта противоестественность дружбы объясняет. почему её так  любили в старину. Главной, самой глубокой мыслью античности и средневековья был  уход от материального мира. Природу, чувство,  тело считали опасными для духа, их  боялись или гнушались ими. Привязанность и влюблённость слишком явно уподобляют нас  животным. Когда вы испытываете их, у вас перехватывает дыхание или жжёт в груди. Светлый, спокойный, разумный мир свободно избранной дружбы отдаляет нас от природы. Дружба – единственный вид любви, уподобляющий нас богам или ангелам».  Написал  это Клайв Стейплз Льюис, а  кто не согласен,  можете  спорить…

       Итак, Шуркин  читает  Валькину, Валькина  читает Шуркина… Ну, поехали?  У Валькиной к Шуркину  тысяча вопросов( нет, точнее количество  надо бы указать, всё же сосчитано,  бухгалтерия  работает: 1001 вопрос),  только  успевай отвечать… От  вопроса  о  любимом цветке   до  вопроса  о виртуозных педагогических приёмчиках…  Например,  требуется  сейчас  срочно  и честно ответить:  есть ли у Вас,  уважаемый Александр Михайлович,   любимчики?