Позёмка

Анатолий Дудник
Рыбалка не задалась. Накануне «ныряющий» циклон  принёс с собою, на редкость, переменчивую погоду.  И хотя уже стало ясно и морозно, даже мелкие окуньки не клевали.   «Ладно, вернусь без рыбы, но с загоревшим лицом. Скажу удивлённым знакомым, что неделю отдыхал во Франции на горнолыжном курорте» - фантазировал я, подставляя лицо солнцу и любуясь   береговой чертой, где на ветру натужно, как самолёты на аэродроме, гудели вершины  подмосковных ёлок.

За час до плановой съёмки с якоря собрал свой ящик, ледобур и побрёл  по плотному снежному насту к товарищу. Посидел рядом с ним и, улучив момент, когда рыбёха  была подсечена, сфотографировал его и так и этак.  Придёт время, и я покажу напарнику очередную подборку фотографий. «Созрел?» - спросил он. «Созрел!» - честно признался  я,  и  через пять минут мы легли на обратный курс.  Ещё двадцать минут шли: сначала по водохранилищу, затем на подъём  по степи к оставленной автомашине – так короче. У товарища санки, у меня - ледобур в левой руке,  «баян» на правом плече, который подлым образом всякий раз норовил сползти. Товарищ пришел к автомобилю куда раньше меня. В конце пути чертовски хотелось минут пять просто посидеть на ящике и перевести дух, но увиденное вовсе не располагало к отдыху.

Конечно, лучше бы моя зарисовка называлась «Метель», но метели не было. Просто с утра дул ровный средней силы ветер, который переносил с места на место выпавший ночью снег. Как приехали, предусмотрительно поставили машину на косогоре, там, где заканчивался расчищенный участок полевой дороги, ведущей к  водохранилищу, и вот: ближе к пятнадцати  часам, вдруг, убедились, что дорога  занесена снегом. «А ведь товарищ  порывался  переехать на другое место и, как пить дать, переехал бы, если бы я его не отговорил!"  - корил я себя, пытаясь успокоить дыхание и совесть.

C такой картиной  ещё не сталкивался: заносы были на всём видимом участке пути.  Отводя от напарника взгляд, пытался, как и хозяин попавшего в ловушку автомобиля,  расчистить ногами колею для колёс. Протоптав тропинку, которую в считанные минуты вновь замело снегом, изрядно устав – я ещё с дороги не мог восстановить дыхание, передвинули автомобиль с нескольких попыток только метров на тридцать. Толкая автомобиль в передний   бампер, картинно растянулся, но фотографа не было. «За нами  на берегу ещё четыре джипоподобных легковушки, но когда они поедут – кто его знает!» - рассуждали мы в тоске, прекратив бесплодные попытки. Душ, чистая тога и рюмка коньяка у телевизора с английской премьер-лигой высокой чёткости казались несбыточной мечтой. 

Представил, как через пару часов оставшиеся на льду рыбаки  пробьются  через снежный плен и  увидят нас в раскоряченном  на  дороге положении. «Ну, что? Я пошёл?!» - в очередной  раз я  намекнул приятелю на наш последний шанс.  Приняв к сведению, что непременно надо найти трактор, желательно небольшой, чтобы он прочистил дорогу, а непросто выволок автомашину на большак, отрывая бампер и  остальные потроха, я устремился по заметённой дороге к ферме, выпирающей на бугре словно крепость из кинофильма про индейцев. «Чем круче автомобиль – тем дальше бежать за трактором!" – думал я.  Когда-то мы над этой фразой смеялись. Три четверти  обратной дороги  оказались  напрочь занесены глубоким снегом – во многих местах даже колеи не было видно!

Более десяти лет по пути на рыбалку мы  проезжали мимо этой огромной фермы. Я, как на экскурсии, прошёл через весь коровник вместе с  встретившимся рабочим. По обоим  бортам стояли загородки с симпатичными черными коровами с белыми пятнами на лбу и боках. Мычали, как настоящие! У каждой в правом ухе была то ли бирка, то ли просто нанесённая краской надпись. Под ногами шуршало свежее сено. «Или солома!» - думал я  про себя.

За коровником два трактора, наверное,  типа «Беларусь» - другие марки я просто не знаю, с которыми  управлялся невысокий, щуплый на вид мужик моих лет. Ковшом одного трактора он ловко перекладывал навоз с огромной кучи в  просторную тележку другого и, заполнив её, пересаживался в кабину второго трактора и вывозил удобрения куда-то в поле рядом с фермой.  Вдвоём с моим проводником, тот, словно просто так, спросил, сколько ещё автомашин на берегу, убеждали механизатора помочь нам и не дать  добрым людям сгинуть в чистом поле под снегом.  «Я-то в отпуске, куда ни шло, а приятелю утром на дежурство!» - прокручивалась мысль.

Механизатор отнекивался – говорил, что начальник приедет и устроит разнос за левую работу.  Тем временем я ответил на телефонный звонок – товарищ беспокоился. Смутно догадываясь, что очередная  тележка  с отходами жизнедеятельности отечественных коров вот-вот перевесит  занесённую иномарку с двумя незадачливыми рыбаками, я  громко объявил таксу. Отметил, что на миг   изменился   взгляд собеседника и понял, что, назвав непомерно высокую  для  этих мест цену спасательной операции, тем не менее, поступил правильно.

Через пять минут, выполнив рейс  и отцепив тележку,  примостив рядом с собой какую-то фуфайку, тракторист широким жестом пригласил меня в кабину. С трудом взобрался, втиснулся и осмотрелся по бортам: такое впечатление, что трактор внутри кабины разобрали и забыли заново собрать: всё ржавое, разболтанное с торчащими пучками  проводов. «Однако работает!» - отметил я. И шапку поправить не успел, как мы понеслись  с «разгребалкой» наперевес!  Высокая посадка, шум мощного мотора, вибрация, значительные колебания  корпуса на ухабах и уверенные размашистые манипуляции   тракториста за рулём вызвали давно забытое детское ликование. Меня просто переполняло и перекашивало от радости и восторга. «Франция отдыхает!» - проскочила мысль, когда мы, минуя присыпанные снегом копи, выехали за  пределы Форт Нокс - военной базы в штате Кентукки, места хранения золотого запаса США.

«Как же он будет заруливать для чистки?!» - немного справившись с эмоциями и гримасами,  гадал я. Словно в ответ, прямо на подъезде к дороге у нас опустился отвал – так, кажется, правильно называется желанная «разгребалка».  С небольшим усилием  и на приличной скорости, преодолевая снежные заторы,  через несколько минут мы подъехали к севшей на брюхо автомашине. Товарищ смотрел на нас с надеждой, а мы на него, как наши танкисты - освободители Праги.  После широкого разворота трактора с выездом в степь  иномарка была взята на буксир.  Выходить из трактора  не хотелось.

Через минуту отцепились и рассчитались, попросив тракториста на обратном пути пройти дорогу перед нами более тщательно. Шли малым ходом следом  то ли за буксиром, то ли ледоколом, честно отрабатывавшим  задание на проводку. У приятеля, как никогда, было довольное лицо,  будто опять взял трофейную щуку весом более пяти килограммов – машину не поломал и на дежурство  не опоздает. У меня тоже на душе всё  как-то устаканилось - теперь я точно знал, чем буду завтра заниматься.  Товарищ ещё  час   назад, когда мы сидели  на мели, видя как я уныло  гребу сапёрной лопаткой снег,  сказал, что мне будет, о чём написать.

Ехали  радостные домой: много ли человеку надо?! На синем небе не было ни единого облачка. «Славно покатались!»