Собственность частная и собственность государствен

Сергей Корягин
Текст написан для форума "Философский штурм".  Неплохую сказочку Вы сочинили про две формы собственности, Николай. Для меня третий путь – это разумное сочетание в общественном механизме как частной, так и государственной собственности. К этому и устремлены т.н. продвинутые страны мира. Кособокость марксистских притязаний выросла из кособокости мышления – и прежде всего самого Маркса. (Существуют по природе кособокие люди, одни ходят, выставляя левый бок вперед, другие – правый.)  Случилась в истории России беда: небольшая кучка убогих политиков захватила власть и в течение десятилетий калечила народ. Слава Богу, сегодня их скинули, сегодня Россия учится «ходить прямо», учится тяжело.

Страны Скандинавии, Западной Европы и Северной Америки прошли длинную историю, прежде чем научились сочетать общее и частное, избегать перекосов. Научились ли?.. А что происходит сегодня в России после падения большевизма? Предпринимательский дух граждан, вырвавшийся, наконец, на свободу и гулявший по стране два десятка лет, с трудом входит в разумные рамки. (Так долго голодавший человек набрасывается на пищу и не сразу находит приемлемый для здоровья режим питания.) Приняты разумные законы? Приняты, но недостает «игрокам» того, что называется правовым сознанием. Необходимо создать традиции, необходимо приобрести опыт. На это потребуется не одна сотня лет.

Государственный чиновник и частный собственник у нас, как правило,  объединены в одном лице (иногда в двух, но родственных «лицах»). Это нежелательно для общества, потому что держать две силы в руках – политическую власть и собственность (богатство),  в то время когда у других нет ни того, ни другого, – явный дисбаланс, который может стать причиной недовольства граждан. Думаю, это пережиток азиатчины – тех общественных отношений, какие  существовали в странах Древнего Востока. Разделить власть и собственность (власть и богатство) – сложно, тем не менее, к этому надо стремиться. Есть, однако, в этой проблеме такой нюанс, с которым приходится считаться: бедный чиновник более склонен к взяткам, чем чиновник богатый. Поэтому общество вынуждено будет смириться с высокой, не всегда оправданной, оплатой его труда. И сегодня власть упорно ищет формулу, в рамках который чиновник останется «патриотом» своего дела и перестанет воровать.   

Чтобы в государстве частных собственников государственная собственность не осталась сиротой, ею должны управлять заинтересованные лица. И в высшей степени профессионально подготовленные. Честные и готовые служить общей цели. Какие пропорции общего и частного здесь возможны? Различные. В так называемых социальных государствах, чтобы обеспечить минимум стратегических нужд, а также с гарантией удовлетворить все запросы рядовых граждан, государственная собственность может доминировать. Образование и здравоохранение как фундаментальные блага здесь на особом счету.  Государственная собственность может доминировать над частной и в милитаризованных государствах, готовящихся к войне.

В тотально огосударствленной советской экономической системе большинство предприятий, естественно, производило или оружие или продукцию, легко приспосабливаемую к нуждам войны, – идеология социализма требовала великих жертв. Гражданская промышленность производила для населения самый минимум. Лишь в последние десятилетия перед смертью режима, когда деньги от нефти и газа полились рекой, вожди дали гражданам некоторую поблажку – стали строить для них жилье (примитивное, но в большом количестве), школы, детские сады, стали закупать за границей продукты питания и промтовары. Народ запил, запел и заплясал, после долгого довоенного, военного и послевоенного голодомора его счастью не было границ.   Незлопамятный, он очень скоро забыл обо всех пережитых бедах. Вторник, 27 марта 2012 г.