Так начиналась война. В 1904 году. ч. 9

Сергей Дроздов
«Так начиналась война». (В 1904 году).


Рассказывая о событиях русско-японской войны, нельзя не коснуться некоторых  забытых документов и свидетельств.
В Петербурге, в Николаевской морской академии, зимой  1902-03 гг., проходили практические занятия по стратегии, в ходе которых был произведен подробнейший разбор подготовки и хода вероятной войны России и Японии. Русские стратеги рассчитывали, что она состоится весной 1905 года.
В ходе этой многодневной военной «игры» принимали участие виднейшие флотоводцы Российской империи:

 Главным  руководителем занятий и председателем  совета посредников (!!!)   был сам ЕИВ Великий Князь  Алексей Михайлович
Посредниками были :
• контр-адмирал Г.П. Чухнин (считался тогда одним из самых авторитетных русских флотоводцев);
• свиты ЕВ контр-адмирал З.П. Рожественский (будущий командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой в Цусимском бою)
• контр-адмирал А.Е. фон Нидермиллер (с 1903 г. помощник начальника, а с 1905 по 1906 г. и. о. начальника Главного морского штаба. Империи,  Член Совета государственной обороны (СГО).
• Генштаба генерал-майор Н.П. Михневич
• военный инженер генерал-майор К.И. Величко
• капитан 1 ранга М.П. Молас  (будущий контр-адмирал и начальник штаба С.О. Макарова в Порт-Артуре, погибший вместе с ним при взрыве броненосца «Петропавловск»)
• полковник артиллерии А.А. Якимович
Заведующий занятиями и делопроизводитель посредников     капитан 2 ранга Н.Л. Кладо. (Он считался виднейшим российским морским историком и теоретиком того времени).
Составленный им и  капитаном 2 ранга Л.Ф. Кербером подробнейший отчет  об этой стратегической военной игре  (на 328 страницах) – потрясающий  документ. Мы будем неоднократно обращаться  к нему. 
В этом отчёте есть всё: и поразительные предвидения грядущих событий,  и верные суждения, и точные рекомендации, и удивительные по наивности и простодушию предположения и выводы.

Давайте посмотрим, как причудливо переплетались  прогнозы этой военной игры и реальные события.
Безусловно, победу, или поражение войск,  в конечном счёте,  определяют ЛЮДИ. Качество личного состава,  укомплектованность специалистами ключевых должностей, их боеспособность, желание служить и умение воевать.
В отчете записано,  что русская Тихоокеанская эскадра  имела  РЕАЛЬНО накануне войны:
«Можно привести вполне ДОСТОВЕРНЫЕ  сведения на 1 ноября 1901 года.
Некомплект обер-офицеров на судах эскадры составляет 19,2%.
Эта нехватка     наименьшая в году.
Некомплект собственно вахтенных начальников     26%, из них 68,9% в чине мичмана.
Инженер-механиков не хватало 1/3 всего числа.
Из числа инженер-механиков на судах эскадры Тихого океана 23,3% закончили курс в гражданских заведениях, а поэтому связаны непродолжительным сроком службы.
Если и их исключить, то только 1/2 вакансий механиков заняты вполне определенно.
Нижних чинов-специалистов не хватает:
• Артиллерийских унтер-офицеров и комендоров - 13,4%
• Галванеров - 31,4%
• Минеров - 19,7%
• Старших кондукторов - 31,4%
Недостаток  в обер-офицерах и инженер-механиках не может уменьшиться к 1905 году, а потому следует считать эскадру Тихого океана вышедшей в море с нехваткой в обер-офицерах 20%, инженер-механиках     33,3%.
Что касается личного состава портов, то необходимо указать, что в Порт-Артуре     главной базе эскадры     контингент мастеровых     исключительно китайцы. В случае войны с Японией большая часть из них, вероятно, оставит работу».

Вот ТАК была готова лучшая эскадра царского флота к войне:
Катастрофическая нехватка на ВСЕХ ключевых должностях:
- (обер - офицеров – каждого пятого (и это - наименьшая нехватка(!!);
- вахтенных начальников - треть состава, мичманов – больше двух третей !!!
- инженер-механиков (а это важнейшая должность, от них зависит и скорость хода  и  боеспособность корабля) – некомплект  более 30%; К чему это привело?!
В ходе войны выяснилось, что большинство наших кораблей в бою, да и просто при несении боевой службы, не могли развить ход, предусмотренный их тактико-техническими характеристиками.
Из-за этого погибли многие русские корабли, это была одной из причин Цусимской катастрофы.  Японцы во всех сражениях имели преимущество в скорости хода, а значит – могли диктовать нам дистанцию боя, его начало и завершение и многие  другие условия. Одной из причин этих бед была низкая подготовка механиков и их подчинённых.
- как известно, С.О. Макаров, назначенный командующим Тихоокеанской эскадрой,  уже во время войны вынужден был вести с собой в Порт-Артур большое число мастеровых (с питербургских заводов), для того, чтобы они могли хоть как-то  вести там ремонт и подготовку к бою наших кораблей. Китайские мастеровые – разбежались после начала войны.
Другие показатели:
Боезапас
Положено иметь во Владивостоке и Порт-Артуре по 2 комплекта снарядов, но на самом деле это оказалось весьма затруднительным. Потому решено иметь всего 2 боекомплекта, распределенных между этими портами. В Порт-Артуре для броненосцев и крейсеров 2 ранга 2/3, для крейсеров 1 ранга     1/3, во Владивостоке     наоборот.
Запасы угля
Единственные угольные станции русского флота на Дальнем Востоке     Порт-Артур и Владивосток.
В Порт-Артуре на 1 октября 1902 года на казенном складе было: кардиффа     43061 тонна, японского     4857 тонн, сахалинского     6843 тонны.
Во Владивостоке на 1 сентября 1902 года было: кардиффа     30855 тонн, сахалинского     681 тонна.
Таким образом, в двух главных базах угля было 86 297 тонн, а полный запас на всех судах эскадры состава 1905 года     41188 тонн, а японский флот находится между этими базами. Такие условия привязывают эскадру к нашим портам и сокращают районы действия судов до пределов лишь в несколько сот миль».
(Это всё РЕАЛЬНЫЕ цифры 1902 года. Понятно, что к февралю 1904 года, когда началась война, положение немного улучшилось, но кардинальных изменений не произошло).
«В обоих портах Дальнего Востока на настоящее время по сухому доку, но только во Владивостоке док может принимать броненосцы. Таким образом, исправление больших кораблей в случае войны с Японией возможно лишь во Владивостоке».

Что тут скажешь: ЕДИНСТВЕННЫЙ сухой док, способный принимать броненосцы Россия имела только во Владивостоке. Казалось бы, логичным было и главные силы  Тихоокеанской эскадры базировать на этот порт. От него и до Японии «рукой подать», и на коммуникации островной державы удобнее воздействовать. Однако там было только 4 крейсера, а ВСЕ остальные корабли (в т.ч. все броненосцы) наши флотоводцы держали в мелководной и неудобной гавани Порт-Артура. После того как японцам удалось, после ночной атаки 4-х миноносцев, повредить наши лучшие броненосцы («Цесаревич» и «Ретвизан») и крейсер 1-го ранга «Паллада», вдруг «выяснилось», что ремонтировать повреждённые броненосцы НЕГДЕ…
 
«Какая  неожиданность, кто бы мог подумать!», говорил  герой В. Высоцкого в фильме «Служили два товарища».

Но самым главным источником всех наших бед была  неудовлетворительная организация  боевой  подготовки русской Тихоокеанской эскадры.
Как известно, царь Николай Второй был очень странным человеком. Русский флот он любил и старался развивать его (в меру своих способностей и понимания флотских вопросов).
Но беда в том, что в конкретные вопросы, существо деталей и актуальных проблем  он НИКОГДА не вникал. Не любил, да и не понимал важности этой работы, необходимости контроля и проверки исполнения, жёсткого спроса за разгильдяйство, неотвратимого и скорого возмездия за  лень и воровство. 
Надеялся Николай на своих приближённых и нередко сам находился под их влиянием. В начале XX века одним из самых могущественных и влиятельных царедворцев был граф  С.Ю. Витте. С 1892 по 1903 годы  он был министром  финансов России, а с  1903 по 1905 годы – Председателем  комитета министров империи. 
Это был очень талантливый финансист, много сделавший для укрепления рубля, но своей политикой «экономии» на военных расходах он нанёс неимоверный вред всей  русской армии и флоту России перед войной с Японией.
Отметим лишь, что именно по настоянию этого «эффективного менеджера» были затрачены громадные деньги на строительство и оборудование коммерческого порта Дальний (неподалёку от Порт – Артура). Именно на новеньких причалах Дальнего в 1904 году и была высажена армия Ноги, штурмовавшая и захватившая Артур…
По его настоянию, «для экономии средств» на русском флоте была принята система «вооружённого резерва», подорвавшая его боевую подготовку и  боеспособность.
О вреде этой дурацкой системы уже немало написано историками.
Посмотрим, что говорили о ней в своём отчёте крупнейшие русские флотские авторитеты:
«Наш флот из-за принятой нами системы вооруженного резерва, представляет собой не стройное целое, а не более и не менее, как собрание отдельных единиц, не приученных ни маневрами, ни эволюциями и стройными искусными действиями.
Плавание эскадры в ее полном составе длится лишь 4 месяца в году, остальные 8 месяцев плавает половина эскадры, а вторая половина состоит в вооруженном резерве. Таким образом, каждое судно до крейсера 2 ранга включительно плавает 8 месяцев, а на 4 месяца зачисляется в вооруженный резерв, то есть должно быть в полной готовности выйти в море, но практически этим временем пользуется для ремонта. Истребители и миноносцы плавают только по 4 месяца, а на 8 месяцев зачисляются в вооруженный резерв».

По сути дела, НАСТОЯЩЕГО флота у России на Тихом океане НЕ БЫЛО. В «вооружённом резерве» мы, по существу, получили лишь  плавающие казармы,  месяцами не выходившие в море и не имевшие опыта совместных действий, эскадренных стрельб и выполнения других боевых задач. Это крайне отрицательно сказывалось на дисциплине и боеспособности всей Тихоокеанской эскадры.

Вот что вспоминал капитан 2-го ранга В. И. Семёнов (участник обороны Порт-Артура и старший офицер крейсера 1-го ранга «Диана») о том, какие порядки, даже спустя несколько месяцев (!!) после начала войны, он застал на этом крейсере,:

 «С первых же слов приветствовал меня начальник штаба. - Я уж на вас прицелился: старшим офицером на «Диану»! Корабль действительно из числа «трех богинь» отечественного изобретения... Да что же делать? - другого нет! А поработать придется! Вот как поработать!..
Все значение этой фразы я постиг, только уже пробыв на «Диане» несколько дней. За эти дни в моем дневнике не записано ни одной строчки. Работы оказалось столько, что едва хватало времени на сон и на еду. Крейсер, начавший кампанию 17 января, до того 11 месяцев простоял в резерве! Если бы даже при уходе его из Кронштадта на Дальний Восток (осенью 1902 года) команда была сформирована строго по правилам, так и то в составе ее должно было бы находиться два призыва, т. е. около 1/3 людей, не видавших моря. На деле же этих мужиков, одетых в матросские рубахи, оказалось почти 50%, а морская практика доброй половины остальных исчерпывалась единственным походом из Артура во Владивосток и обратно...
Нравы и обычаи установились не только не морские, но даже и не сухопутно-казарменные, а просто... деревенские.
При выполнении какой-нибудь работы, хотя и не общей, но требовавшей значительного числа людей, вместо определенного приказания или команды - такое-то отделение туда-то! - унтер-офицеры просили «земляков» подсобить, и даже старший боцман вместо начальнического окрика приглашал «ребят» навалиться «всем миром», чтобы скорее «отмахнуть - и шабаш!..» Я отнюдь не преувеличиваю и передаю только факты...
Говоря про нравы и обычаи, установившиеся на крейсере, я назвал их «деревенскими», но это не совсем точно; такие нравы и обычаи должны вырабатываться в общих тюрьмах, конечно, при наличии мягкого и благожелательного начальства...».

Вот так: «мягкое и благожелательное» начальство и «деревенско-тюремные» нравы царили на  крейсере даже во время войны!

Стоит ли удивляться крайне низкому уровню морской выучки русской эскадры и отвратительной стрельбе её кораблей в перестрелках с японцами, при ТАКОЙ организации службы?!

Самое интересное, что накануне войны с Японией наши военачальники неоднократно получали предупреждения о грядущем нападении, но легкомысленно игнорировали их.


Всеми российскими делами на Дальнем Востоке тогда заправлял адмирал Е.И. Алексеев. Во многом «благодаря» его дури, надменности и крайне безграмотной внешней политике и началась война России с Японией.
Наместничество Дальнего Востока было образовано  указом 30 июля 1903 года из Приамурского генерал-губернаторства и Квантунской области.
Наместнику была присвоена власть по всем частям гражданского управления в крае, предоставлено верховное попечение о порядке и безопасности в местностях, состоящих в пользовании Китайской Восточной железной дороги, а также ближайшая забота о пользах и нуждах русского населения в сопредельных с ним зарубежных владениях. В руках наместника были сосредоточены дипломатические сношения по делам наместничества с соседними государствами (Китаем, Японией и Кореей); ему же вверено командование морскими силами в Тихом океане и войсками в крае. Для обсуждения важнейших дел при наместничестве образован был особый комитет Дальнего Востока.
Именно от наместника Алексеева во многом зависела степень готовности нашей Тихоокеанской эскадры к нападению.

Вот что рассказывал старший лейтенант  Р. П. Зотов:
«В конце лета 1903 года крейсер 2 ранга «Забияка» был послан самим наместником на стоянку в китайский порт Чифу, находящийся в 70 милях от порта Артур.
Командиром «Забияки» в то время был кап. 2 р. Лебедев, впоследствии, во время осады, погибший смертью храбрых при контратаке на редуты.
В конце декабря 1903 г. к крейсеру подплыл на китайской «шампуньке» штатский человек и на английском языке попросил разрешения подняться на корабль...

Выяснилось, что приезжий англичанин желает лично и по секрету говорить с нашим командиром. Получив согласие кап. 2 р. Лебедева, граф Кайзерлинг вместе с приехавшим спустились в каюту командира, где оставались около часу. После этого англичанин и Кайзерлинг вышли на палубу вместе с командиром...
Кайзерлинг рассказал нам следующее.
Приезжий англичанин поведал командиру о затеваемых японцами планах нападения на Россию, в частности на Порт–Артур, и в недалеком будущем. Нападение это будет неожиданным и — до официального объявления войны.
При этом англичанин убеждал, что он истинный друг русских, что он не насмехается над нашим командиром, а говорит совершенную правду, в предупреждение могущего быть зла от внезапности нападения...

На следующий день этот человек вновь прибыл к нам на «Забияку», и на этот раз привез с собой кипу карт, свернутых в трубку. Он опять прошел с графом Кайзерлингом к командиру. На этот раз туда же был приглашен старший офицер Лепко. Совещание было более длительным, чем предыдущее. Все с этого совещания вышли совершенно расстроенные. Оказывается, «доброжелатель» привез командиру карты с точным обозначением японских замыслов блокады нашего побережья, указанием опорных пунктов, складов для военного материала, угля, временных мастерских и прочего...

Прошло, я думаю, не более десяти дней после первого посещения нас англичанином, как мы снялись с якоря и отправились обратно в Порт–Артур.
По прибытии, командир в тот же день приказал мне собрать все документы и вместе с ними отправиться во дворец к наместнику. Этим назначением я был чрезвычайно недоволен, ожидая только скандала и неприятности.
Наместник принял нас в своем кабинете без посторонних свидетелей. Командир чрезвычайно волновался и обрывающимся голосом начал свой довольно подробный доклад о происшедшем в Чифу. Я стоял сбоку командира, держа в руках с десяток фотографий и усердно наблюдал за выражением лица наместника, которое принимало всё более сумрачный вид. Всё же он дал командиру кончить доклад, осмотрел карту, фотографии, не говоря ни слова.
Вдруг наместник уставился на командира и как разорется:
— Что это вы панику разводите?! Пришли без разрешения?!
И пошел, и пошел…
Прокричав минут пять, наместник сказал:
— Убирайтесь вон!
Он пригрозил командиру каким–то взысканием, а мне арестом. Командир, бледный как полотно, выскочил из кабинета наместника, а я с грустью сознавал, что по воле злой судьбы влип в грязную историю, да еще и под арест попал...

Приблизительно дней через 10–12 после нашего возвращения в Порт–Артур была ночная минная атака японцев, а на утро эскадренный бой на внешнем рейде, первая бомбардировка порта Артур и города… И… действительно, без предупреждения».
Через полвека трудно дать оценку этому случаю, до сих пор нигде не опубликованному».
(Всё изложенное выше было записано со слов Р. П. Зотова капитаном 2-го ранга А.П. Лукиным 27 ноября 1946 года в присутствии генерал–майора судебного ведомства Евгения Константиновича Томилина).

Очень характерный эпизод, свидетельствующий, как НА САМОМ ДЕЛЕ обращались с «господами офицерами» власть имущие в царской России.
И такого хамского балбеса (Алексеева)  Николай Второй умудрился назначить своим наместником на Дальнем Востоке.

Каких успехов можно было ждать от ТАКИХ руководителей и царедворцев?!

 (8 июня 1905 года, «ввиду изменившегося положения дел на Дальнем Востоке», были упразднены комитет и наместничество Дальнего Востока).

На фото: Алексеев Евгений Иванович (1843-1917) - внебрачный сын Александра II. На военно-морской службе, контр-адмирал. В 1899-1903 годах главный начальник и командующий войсками Квантунской области и морскими силами Тихого океана. С 1903 года наместник императора на Дальнем Востоке.

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/03/29/471