Тот самый цимес...

Светлана Карасик
Слово на идиш, которое знают все евреи и очень многие неевреи.     Самый цимус…  Что-то сладкое, вкусное, праздничное…

Самое то…  Так сказать…

Действительное сладкое, действительно десерт,   причем весьма полезный и натуральный…

Мои мужчины, муж и сыновья  - почему то его не любят…

А я обожаю…

Моя бабушка готовила его в печи в чугунке.

Я в последние годы в мультиварке…

Получается одинаково вкусно и красиво.

Ярко, сладко и одуряющее пахнет корицей.

В общем, еще не съел, а депрессия уже минус…

Морковка и горсть изюма -  роскошь доступная даже бедным евреям,  даже в самые темные времена  черты оседлости.

А когда они были  эти  светлые времена?

Это было настолько давно,  что не верится, что было…

Две тысячи лет  начужой земле…

В изгнании…

Такое количество поколений выросло в  постоянном страхе, что распрямится и увидеть,что светлые времена уже наступили   так же тяжело, как  поверить ,  что воды Красного Моря  прямо сейчас разойдутся специально для тебя…

Этот страх  мне кажется  - сидит в костях.

Заставляет бесконечно терпеть.

Заставляет  шутить и кривляться.

 И отвечать вопросом на вопрос… 

А так хочется,   наконец,  выпрямится…

Прямо посмотреть в глаза другому человеку и сказать.

То, что  очень давно хотел ему сказать…

Да… Я еврей…

И мои предки пришли сюда  несколько сотен лет назад  не по собственной воле.

Они пришли сюда, вынужденные спасать свою жизнь.

Изгнанные с далекой жаркой Родины.

И теперь спустя эти долгие годы.

У меня две Родины…

Та далекая …

И эта…

Земля, где похоронены мои предки.

 Где родился я сам.

К огромному сожалению, я не знаю родного языка.

Я говорю и думаю на том, же языке, что и вы.

Но я еврей…

Мой народ выжил и сохранил себя в эти темные кровавые тысячелетия.

И я горжусь этим…

Я горжусь тем, что я жив…

И тем , что я еврей…

Я люблю свою Родину, ту в которой родился, которая принимает меня,  и на языке которой,   я думаю…

И я выпрямляюсь…

И я  больше никому непозволю унижать и оскорблять меня  - потому, что я еврей…



А цимес он вкусный…

Яркий,  сладкий и пьяняще пахнет корицей.

И я хочу угостить вас им…

Блюдом, которое напоминает мою  далекую жаркую ближневосточную Родину.

Историческую Родину, на земле которой я пока еще никогда не стояла…