Синдром Кости-моряка

Андрей Тюков
"Учитель ничему не учит", - говорит восточная мудрость.

Широко известны в узких кругах истории о том, как пришёл к знаменитому мастеру новичок, а тот заставил его пять лет ходить вокруг кучи угля во дворе. Вот и весь тренинг. Или десять лет колоть дрова. Или, скажем, варить рис в котле. А потом этот рисовар и обученный обходить кучу дровокол, взял - да и выказал при случае недюжинное кунфу. Все ахнули.

Смешно лишь на первой куче.

В анекдотах про чудаковатых старичков, беззубых носителей искусства "одним махом семерых побивахом", есть большая и ароматная, как свежесваренный рис, правда.

Учитель ничему не учит. Своим присутствием он лишь создаёт специфическую среду, в которой со временем распускаются те ограничители наших естественных способностей, назовём их лигатурами, которые и мешают нам "порхать бабочкой и жалить пчелой". Мы рождаемся крылатыми. Подвязывают эти крылья сначала любящие родители, потом воспитатели/учителя/отцы-командиры/жёны/дети/мудрое начальство, и тэ дэ, и тэ пэ.

Совершенномудрый убирает случайные черты - и мы взмываем в этот яростный и светлый мир, прекрасные, как дети в колыбели.

Как он делает это? Никак. Это делаем мы. А он лишь даёт нам время и место для этого. Сам процесс не имеет значения. Можно научиться рисовать тушью на рисовой бумаге, когда дерёшься. Научиться драться - выводя убегающие вниз иероглифы.

Совершенномудрый входит - и умолкают голоса. Когда аист возвышается над болотом, стихает болтовня лягушек. Он побеждает не сражаясь, узнаёт не спрашивая, отвечает без единого слова. Он выше вербальных условностей, он там, где живы сами сущности, а не те приблизительные имена, которые мы присвоили сущностям для нужд своего обихода. Он без слов. Он видит содержание мысли. Он поднимается на вершину горы, где никого нет.

Грустно тому, кто оставил всех. Он сверхчеловек, он, а не тот, в безвкусном трико летящий над городом.

Он пережил реакции, упразднил синдромы, разрушил стереотипы. Кирпичики его Личности красным прахом осыпались вниз. Кто сравнится с ним? Никто. Кто видит его? Говорит с ним? Понимает его? Кто знает его? Никто.

Он скрытый имам, хранитель мудрости. Он тот, кто видит видение и слышит слышание. Он лунная тень на твоём стекле: была - и нету... Запишись к нему в ученицы.

P.S. Причём тут Костя-моряк? А как же: "И все биндюжники вставали, когда в пивную он входил...".