Праздник в Дубровках

Игорь Квасов
          В музей-усадьбу Сергея Клычкова я собирался съездить давно. И вот представился хороший повод – 110-летие со дня рождения поэта. Деревня Дубровки в очередной раз собирала любителей творчества своего земляка.

          17 июля я встал пораньше и отправился на остановку автобуса Дубна-Талдом. Народу было много. «Неужели все едут в музей?» -- с иронией подумал я.
Подошёл автобус. Через час мы были в Талдоме. Весь народ побежал куда-то вправо. Я хотел было по стадному чувству бежать вслед за всеми, но вовремя остановился. «Явно они бегут не в музей…» -- поразмыслил я.

          Остановка мгновенно опустела. Я не знал, куда мне идти и сел на скамейку. Решил осмотреться. Ко мне подошла женщина.

          - Вы ждёте Запрудненский? – спросила она меня.
          - Нет, -- ответил я. – Я только что приехал.

          Я постеснялся спрашивать женщину про музей. В наше время это как-то не современно. Сейчас спрашивают: « Как пройти на рынок?» А спросить: « Как пройти в музей?» - даже странно…

          - А-а … - покачала головой женщина и потеряла ко мне интерес.

          Время шло. Надо было что-то предпринимать и я всё-таки решился спросить:
          - А вы не знаете, как пройти в Дубровки?

          - В Дубровки? Знаю! Перейдёте железную дорогу, прямо и потом влево. Идти километра два. Пешком дойдёте. Там такая замечательная дорога! По бокам деревья,  тенёк, птички поют. У нас там находится Дом-музей поэта Сергея Клычкова! – с гордостью выпалила женщина.

          Я поблагодарил её и пошёл в том направлении, которое она мне указала. Дойдя до развилки, я засомневался: куда именно свернуть – влево уходило несколько дорог. И я решил у кого-нибудь уточнить, как правильно идти. Невдалеке на обочине сидел парень. Я подошёл к нему.

          - Здравствуйте! – говорю  я. – Как пройти в Дубровки?
          - Здравствуйте, - парень встал и учтиво улыбнулся. – В музей? Вот сюда, - показал он рукой нужную дорогу, - дойдёте до деревни и в самом конце, справа всё увидите. Не перепутаете.

             Я шёл по зелёному коридору и наслаждался природой. Как и рассказывала женщина: пели птицы, за кустами вырисовывались розовые, голубые, фиолетовые цветы .На душе было такое умиротворение, какого я не испытывал давно.

          

          Показались домики. Я вошёл в деревню. Слева и справа от дороги стояли недавно построенные дачи вперемешку со старыми, полуразвалившимися деревянными домами.
          Я шёл и думал: «Какой же из них Дом-музей?» Из одного двора выскочила собака, подошла ко мне, обнюхала. Поняла, что не местный и пошла вперёд, как бы приглашая за собой. «Наверное, она проводила до музея не одного посетителя?» - предположил я и пошёл за собакой.

          Собака действительно привела меня куда нужно.  Не соврал и парень, сидевший на обочине шоссе: дом Клычковых нельзя было перепутать ни с каким другим или не заметить. Это был буквально дворец,  по сравнению с соседними домишками – каменный, крепкий, статный, двухэтажный дом с мансардой. У входа в усадьбу гостей встречала рубленая избушка-сторожка. Во дворе «пасся» колодец-журавль, там же
суетились организаторы праздника в последних приготовлениях. Я решил пока осмотреть музей. Поднялся по крутой лестнице и очутился на втором этаже в коридорчике. Впереди была ещё одна лестница, более крутая, зазывающая на мансарду. А проход влево преграждал клычковский сказочный персонаж Антютик. Это был бородатый старичок, очень маленького роста, одетый в кафтан и штаны, обутый в лапти, а на его голове красовалась огромная шляпа.

          Антютик за просто так в помещение никого не впускал, ему нужно было бросить денежку.
          Я бросил в корзинку «золотой» и прошёл в комнату. По стенам были расставлены стенды с материалами о Клычкове: книги, фотографии, рукописи, письма, воспоминания современников; выставлены вещи, предметы быта прошлого. Экспозицию дополняли работы известных художников и скульпторов.

          В следующей комнате, зале, были размещены такие же материалы. Всё внимательно просмотрев, я вошёл в третью комнату. Книжный шкаф, стол, стулья, стенные часы, картина – всё принадлежало когда-то Клычковым. К сожалению, не много  их вещей сохранилось до наших дней…

          Пока я рассматривал мебель Клычковых, в зал стали стекаться гости на экскурсию. Кто-то представил публике заведующую Домом-музеем Сергея Клычкова Татьяну Александровну Хлебянкину. Она оказалась  прекрасным экскурсоводом. Её рассказ был краток, но ёмок. Она осветила ключевые моменты жизнедеятельности и творчества Сергея Антоновича и работы Дома-музея:
          - Дом поэта, - говорила она, - снова распахнул свои двери 19 июля 1992 года. В его стенах ожили мемориальные комнаты Клычковых. На первом этаже музея открылась русская чайная, а с 22 апреля 1996 года, в День Земли, Музей Журавля – единственный в мире. Нам ещё предстоит возродить любимый поэтом «Хутор Дубравна» с пасекой и яблоневым садом, создать музей-заповедник и построить часовню во имя преподобного Сергия Радонежского в память погибших в годы репрессий, а рядом, в рощице – Поляну Сказок.
            - Сергея Клычкова, - продолжала Татьяна Александровна, - называли новокрестьянским поэтом, продолжателем традиций Фета – в поэзии и Мельникова-Печерского и Лескова – в прозе. Он – автор семи поэтических сборников; трёх романов из жизни российского крестьянства, из задуманного им девятикнижия под общим названием «Живот и смерть», а так же переводов с вогульского «Мадур-Ваза победитель» и киргизского – эпос «Манас», грузинских и башкирских поэтов, ряда полемических статей.

          Речь Татьяны текла ровно, плавно, слова мягко  ложились на душу и я воочию представлял, как оживают картины родной природы, сказочные народные образы леших и русалок, лесной царевны Дубравны и красавицы Лады, мысленно видел лица односельчан  -   Голубковых, Каблуковых, Морковкиных.

          - В старинной деревне Дубровки, -  повествовала Татьяна Александровна, - основанной, по преданию, старообрядцами в 1677 году, поэт жил постоянно с рождения до 1900 года и перед первой мировой войной, а затем  бывал наездами. Тут, в творческой светёлке, Сергей Антонович написал большинство своих произведений…

          « Хорошо бы заглянуть в эту светёлку, - подумал я, - а ещё лучше погостить здесь и подышать этим «творческим воздухом».

          - В Дубровках, - вещала рассказчица, -  в гостях у Клычкова часто бывали знаменитости: поэты Сергей Есенин, Василий Казин, Михаил Герасимов, Пётр Орешин, земляк Иван Сергеевич Романов, писатель Михаил Пришвин, скульптор Сергей Коненков и другие. Есенин посвятил Клычкову любимое многими стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»
В начале тридцатых годов, - понизила голос Татьяна, -  Сергея Клычкова зачислили в «кулацкие поэты», потом незаконно репрессировали и расстреляли как врага народа  8 октября 1937 года в Москве в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Реабилитирован он был только в 1956 году, и поэтому полвека не издавались книги Клычкова, предано забвению творчество…
          Экскурсия заканчивалась. и гости потянулись на выход. А я вернулся к Антютику и поднялся на мансарду.

          - Да-а… Отвыкли мы ходить по таким лестницам, - посетовал пожилой мужчина, поднявшийся следом за мной.
          - Да, - поддержал я разговор. – Мы всё больше на лифте, на лифте…

          Мансарда была небольшая, почти пустая. Из её окон очень хорошо просматривался Чертухинский лес.

           - Вот туда бегал Серёга. – И мужчина долго всматривался вдаль, как будто пытался разглядеть Сергея Клычкова, бегущего мальчишкой в лесную чащу. – Эти места его вдохновляли.

           Я тоже посмотрел в окно – места были завораживающие.

           - Посмотри-ка вот сюда, - посоветовал мой неожиданный экскурсовод и указал на маленькую комнатку. Это была та самая светёлка, о которой говорила Татьяна Александровна.
          Я заглянул и обомлел – такая это была уютненькая комнатушечка с двумя маленькими окошками. «Вот здесь только писать, - подумал я, - обстановка располагает…»

           Я вышел на улицу. К импровизированной сцене стекались гости и местные жители. Некоторые усаживались на заранее сделанные скамейки, некоторые устраивались рядом, прямо на траве, в тени деревьев.

            Сцену украшал портрет Клычкова. Молодой, красивый человек как бы со стороны наблюдал за происходящим.
           Как и ожидалось на подобных мероприятиях, праздник начался с торжественной части. Я настроился было на казённые, общепринятые, ничего не значащие фразы. Но ошибся. Выступавшие говорили искренне, от души. В их словах чувствовалась боль за Отечество, русскую литературу, долголетнее забвение творчества Сергея Клычкова.

          На сцену выходили писатели, поэты, барды из Москвы, Дмитрова, Кимр и других городов. Звучало множество песен и стихов о Клычкове, Родине, природе, о жизни и просто тёплых и добрых слов. Праздник вышел  замечательным!
          Я ехал домой с чувством приобретения нового друга. Дом-музей Клычкова стал для меня родным. На следующий год, во второе воскресенье июля, я непременно приеду сюда опять.

1999 г.