Кэтрин Райан Хайд Пурпурное сердце

Лана Балашина
Когда тебе 21 год - кажется, что вся жизнь впереди, и откладываешь выяснение самых главных вопросов на потом.

Потом - надеешься сказать матери, что любишь ее, потом - сказать брату и сестре, как они дороги тебе, потом - любовь, потом, все потом... А потом уже ничего не будет - герой книги погиб в 42 -м. Редко кто получает такую возможность - но через 40 лет он вернулся и договорил со всеми, пусть даже и с таким опозданием.

Уолтер сумел получить прощение тех, кого обидел когда-то, сумел понять и простить друга и невесту, ставшую его женой, простился с матерью.
Пурпурное сердце - это медаль, полученная Уолтером  в той войне.

Этот прием – возвращение души умершего человека  - часто используется в книгах и фильмах. Например, прекрасный фильм «Призрак» с Деми Мур и Патриком Свейзи.
Авторы оставляют для героя якоря в настоящей жизни, которые не дают им найти покой: маленькие дети, о которых надо заботиться, любимая, которой грозит опасность, жажда мести или справедливости.

Что держит душу Уолтера?
 Не успевшая оформиться  любовь к Мэри Энн, девушке-соседке, она перед его отъездом на фронт сделала Уолтеру подарок, который, как ему кажется, он не смог оценить?..Брат и сестра, с которыми он не простился и по которым скучает?…
Отец, оставшийся на пороге маленького магазинчика?..Мама, которая любила его больше всех – он вспоминает лимонный пирог, который всегда готовился только для него?.. Друзья, оставшиеся в городке и то, что сам он умер в 21 год, не пожив толком ?..

Вот что говорит Уолтер – о том, какое это счастье – просто жить…

"...Как бы то ни было, у меня последняя возможность рассказать вам о тех мелочах, которые составляют счастье жизни.
Возможно, они покажутся глупыми. Но нет, На самом деле они не глупые. Наверное, я просто преподношу их так, что они кажутся глупыми.
Скажем, я просыпаюсь ночью оттого, что голова Никки лежит у меня на шее. Я ощущаю тепло его шерсти, слышу его дыхание. Он слегка подрагивает. Издает какой-то непонятный звук, и мне становится ясно, что собакам тоже снятся сны. Интересно, что им снится?
Или в жаркий день я беру в руки бутылку «кока-колы» и чувствую ее обжигающий холод. Бутылка так уютно лежит в руке, словно специально сделана под мою руку. И я делаю первый глоток, вкус которого именно тот, что надо, и холодок пробирается внутрь меня. В этот момент я ощущаю свое тело как живой организм.
Или я бегу так быстро и трудно, что кажется, сердце вот-вот разорвется, а оно лишь чуть шире приоткрывает клапаны.
И разумеется, первый кусок лимонного пирога.
Сейчас оглядываясь назад, я понимаю, что каждое мгновение жизни одинаково важно. И даже самый напряженный или небогатый событиями день воспринимается как подарок."


Кстати, тема войны проходит как одна из центральных тем романа – она уносит жизни, тяжелыми шрамами остается в душах выживших, не дает им быть безмятежно счастливыми.

Якорем, удерживающим Уолтера, становится зависть к его старому другу Эндрю. Причем мне кажется, что это он так о себе думает – на самом деле он любит Эндрю. Недаром в конце книги предполагается, что примирившиеся приятели встретятся. Так и представляю их где-нибудь на рыбалке… Сорок лет, разделяющие их, Уолтер легко перемахивает – они остались ровесниками.

Эндрю вернулся с войны, женился на Мэри Энн. Но был ли он счастлив? Он всегда знал, что в сердце его жены  живут воспоминания об Уолтере. Вернувшись с войны, он идет к матери друга - и видит в ее окне золотую звезду - символ утраченного сына.

Я написала только о том, что больше затронуло меня лично. Но в романе прекрасно прописана тема перевоплощения Уолтера в Майкла, через личные  воспоминания героев. Знаете, бывает всегда что-то такое, чего не мог знать посторонний человек: как звали кошку старой соседки, каким было море в один из важных для вас дней, чем вас угощала мама, знак победы, который вы когда-то показали младшему брату на стадионе…
И тема любви – Майкл на 40 лет моложе Мэри Энн, но она становится дорога и близка ему, ведь он смотрит на нее глазами Уолтера.