Хлорофитум - это трава такая...

Марина Войтецкая
ХЛОРОФИТУМ – ЭТО ТРАВА ТАКАЯ…

Не помню я, откуда он взялся. В детстве его точно не было. Кажется, его где-то подобрал мой отец. Вот уж кто совсем не увлекался растениеводством, однако мимо брошенных горшков пройти все-таки не мог. Это он приволок фиалку, которая и теперь занимает целый тазик, простой беспородный, но очень красный и очень махровый гибискус, и хлорофитум, тоже просто зеленый. Везло ему с дворняжками. Зато на мне отрывался: очень хотелось ему вырастить из меня что-нибудь знаменитое. А мне все больше нравилась трава попроще.
Хлорофитум же разрастался, делился, кустился, требовал все новых горшков и заполнял собой не часто освобождавшиеся клочки жилплощади. Детку полосатого его собрата притащила я, потакая вредной привычке отщипывать куски всякий раз при встрече с новым сортом уже имеющегося у меня растения.
Как водится, название его я узнала намного позже и тоже случайно. Обнаружив знакомое лицо на картинке, поинтересовалась его именем, которое тут же и забыла по своему обыкновению. В той книжке за хлорофитумом числилось три разновидности: родной зеленый, новый полосатый и еще один, который заводить мне не захотелось, потому что на портрете он выглядел мелким и в зелено-бело-полосатую компанию не вписывался. Ему тоже полагались полоски, но располагались они по краям, да и сами листики были какие-то мелкие и невзрачные. Третий определенно был лишним.
С хлорофитумом Бонни я познакомилась в магазине. Его голландский «перманент» не вызвал у меня доверия. Я ни минуты не сомневалась в том, что эти кудри не сохранятся в следующих поколениях, и что вся эта завивка есть ни что иное, как рекламный трюк хорошо мне знакомого полосатика.
Но крошечную детку все-таки оторвала. Вот уже восемь лет бедняга доказывает мне натуральность своей прически, а я все еще пытаюсь уличить его в скрытом прямодушии, с пристрастием разглядывая его отпрысков на почти спирально закрученных цветоносах.
Консервную банку с комком пересушенной земли я подобрала во дворе недалеко от помойки. То ли недонесли, то ли отшвырнули уже выброшенный «цветок», но погребения в мусоре бодрый зеленый росток счастливо избежал. И как он ухитрился не засохнуть в этой окаменелости? Размочив сухарик, я вызволила найденыша из ржавой жестянки и посадила в приличный горшочек. В знак благодарности навстречу мне потянулись новые листики с белой окантовкой. Ба! Да это третий лишний! Он у меня все-таки завелся.
Теперь у меня было четыре разных хлорофитума. А по Москве уже победно шествовал голландский оранжевый засланец. Хлорофитум Оранж ничем не напоминал своих однофамильцев, язык не поворачивается назвать их родственниками. Он не просто поражал воображение своей расцветкой. Он натурально понтовался. В отличие от большинства растений, приезжающих из-за границы в скромных и практичных транспортных горшках, оранжевый хлорик был снабжен керамическим горшком, раскрашенным в тон его необычайной шевелюры. Такой прикид придавал ему значительности и делал незаменимым при выборе растения в подарок.
Я не люблю керамические горшки, стану я их еще специально покупать? Такая упаковка способна удержать меня от покупки скорее, чем высокая цена. Догадываетесь, чем дело кончилось? Правильно. Я купила хлорофитум Оранж сразу же, как только увидела его в продаже в транспортном горшке. А следовало бы повнимательнее отнестись к самому растению.
Я не хочу сказать, что растишка была замучена или повреждена. Наоборот, новый цветной жилец выглядел здоровым и жизнеспособным. Но характер показал: несколько месяцев не рос совершенно. А со своими старыми листьями обращался так, как будто сам не помнил, в какой последовательности они выросли. При этом нижние листья неизменно демонстрировали сытость и удовлетворенность. Более молодые же без всякой очередности то пускались дальше в рост, то начинали обесцвечиваться. Некоторые пытались завять и восстанавливали тургор только под угрозой ампутации. Иногда казалось, что самый лязг ножниц способен подействовать на это растение лучше всяких удобрений. Пить часто и помногу он, однако, не забывал и никогда не отказывался. Только следующей весной мне показалось, что растение, наконец, взялось за дело и стало просто расти.
– Можно я вам принесу еще один цветок? У меня дома он, похоже, загибается. Возьмете?
– Несите, а какой цветок?
– Да зеленый такой, на Ваши похож.
Действительно, заморыш. Да, еще залитый вроде. Но со стрелкой, нет с двумя даже. Корни тоже ничего, а вот шейка – тоненькая-тоненькая! Еле держится. Ладно, я ему сейчас кольцо поставлю, чтобы смог облокотиться. И куда ему еще детей тащить? Дети – тоже в землю. Создавайте пышность. А с этой стрелки их не посадишь – корней нет. Надо сначала в воду. Ну, не хватает еще на работе возиться с детками, придется домой забрать.
Рассматриваю новое приобретение. Никак тут тоже полоски? Зеленые на зеленом что ли? Да нет, желтые! Мутация? Или существуют хлорофитумы с желтой вариегатностью?
Надежда не оправдалась. Хлорофитумы с желтой вариегатностью существуют. Желтые полоски по середине листа. Он уже давно сидит в земле и даже пустил стрелку.
Следующий будет с желтыми полосками по краю? Или Бонни появится совсем зеленый? Следуя их логике, может закучерявиться и третий лишний.
Вспомнилась песенка «Двенадцать негритят пошли купаться в море…», только куплеты почему-то в обратной последовательности…