Первые шаги в музыке 1

Ольга Косарева
          


                ВСТУПЛЕНИЕ

  Начну с небольшого вступления (кто пожелает его расширить, почитайте мои статьи «О преподавании»), представляющего собой «первый виток» беседы о работе с маленькими детьми.

    Хочу поделиться собственным опытом и мыслями по поводу преподавания в надежде, что кому-нибудь чем-нибудь помогу (все-таки сорокалетний педагогический стаж за плечами). Печатать буду небольшими «порциями», чтобы те, кто заинтересовался, смогли все серьезно осмыслить.

   Разговор пойдет о работе с обычными детьми, не наделенными особо яркими музыкальными способностями, то есть с теми, кого приводят в музыкальные школы родители. Родители чаще всего не надеются выпестовать из своего ребенка выдающегося исполнителя, они хотят воспитать культурного человека, богатого духовно, способного приятно музицировать. Значит, наша задача обучить учеников музыкальному языку и научить использовать его в музицировании.

  В процессе работы (в последующие годы) необходимо гибко формировать группы учащихся по способностям, но не просто разделять детей на «способных» и «неспособных», ущемляя тем самым их достоинство, а советоваться с ними: «В какую группу ты хочешь? Выбирай сам(а). В группе «Культурное развитие» мы будем продолжать работать так, как ты привык(ла). В группе «Профессионал» придется много заниматься, готовиться к поступлению в музыкальное училище». Замечу, что преподавателю проще работать с теми, кто выбрал группу «Профессионал»: натаскивать мы все умеем, был бы только для этого подходящий «материал». С другими детьми, выбравшими путь общего культурного развития, работать намного сложнее, тут требуется особый подход: чтобы интерес к занятиям не угасал, чтобы знания были полноценными, чтобы развивалась влюбленность в музыку.

   Успешность обучения зависит от множества причин, но главные, касающиеся личности преподавателя, выделить можно:
                – любовь к своим ученикам;
                – наличие четкой системы принципов работы;
                – тщательно разработанный подход к каждой форме работы.

                ВСТАВКА

Еще ничего не зная, начнем «рисовать» с помощью музыкальных звуков: петь собственные песенки, играть музыкальные композиции. Пока рука не поставлена, играем, нажимая клавиши ладошкой. Наша задача – следить за тем, чтобы руки были мягкими, гибкими, свободными («что ты так лупишь по клавишам?! – смотри, как бы пианино тебя не укусило, ему ведь больно, играй, как будто гладишь клавиши, они будут рады»). Опишу несколько подобных композиций.

   – Давайте все подойдем к пианино. Я еще не очень умею играть, и пальцы мои к игре непривычные. Поэтому буду играть ладошкой. Вот смотрите – взяла и нажала… еще раз нажала… как будто виноградные грозди давлю, чтобы вкусный сок получить – вот так… вот так… чтобы сока было много… Гроздь по-итальянски называется «кластер», давайте и мы наши грозди назовем кластерами. Слышите, как они в низком регистре зарычали – будто медведь пришел нашего сока попить…  В верхнем регистре пищат как  кто?..  как мышата?  – пусть будут мышата. А давайте сочиним сказку?

   Жил-был слоненок, веселый такой слоненок – вот он как бегает по низкому регистру… гоняется за бабочками… трубит… Споткнулся… побежал… опять споткнулся… Неуклюжий пока слоненок – ведь он еще ребенок. Навстречу ему летит маленькая  стрекозка… полетела, полетела по высокому регистру… вот к солнышку летит… выше… выше… раздумала… полетела вниз… пляшет в воздухе… что пляшет? а просто качается, кувыркается, песенку напевает (пою: «я стрекозка малая, быстрая, удалая»). И… р-р-раз – шлепнулась на слоненка: шлепнете сами – шлеп… шлеп… шлеп… Слоненок от неожиданности затрубил, подпрыгнул – бежит… прыгнул… да как дунет из своего хобота на стрекозку – дуем – у-у-х! а теперь низким голосом трубим: у-у-у… Стрекозка испугалась… вон как мечется… и улетела…

  Дома, если захотите, сочините свою сказку. Только помните, что в произведениях существуют свои законы: сначала надо представить героев – это экспозицией называется, потом как-то их столкнуть – это завязка действия, потом развитие – тут уж фантазируйте, сколько хотите, и развязка – чем все закончилось. Повторим новые слова? – эк-спо-зиция, завязка, развитие, развязка, еще раз… Кто хочет назвать своих героев? Забыла, как это называется… а – экспозиция, спасибо, что напомнили…

  – Проверка домашнего задания. Разбираем принесенные рисунки. Рисунок «Принц»  –  на тетрадном листке чернилами нарисовано: «ручки, ножки, огуречик». Комментирую: «Молодец! Смотрите, как вокруг бело – значит, царство это доброе, светлое. Принц высокий, руки распахнул, будто весь мир обнимает. Пальцы, правда, растопырил – это напряжение, что-то его тревожит, но на лице улыбка – справится наш Принц с любыми трудностями. Ну, теперь играй свою сказку. С кем встретился твой принц? С драконом? Очень интересно. Слушаем… Э-э-э, постой, постой, ты ведь нам музыкальную сказку рассказываешь? А тогда почему просто время от времени шлепаешь по клавишам? Ну-ка давай рисовать дракона: изобрази, как он топает своими короткими лапами… а теперь как рычит… как тело его длинное изгибается… здорово! настоящий дракон!...

  – Кто хочет поиграть в сказку «Колобок»? Все? Бежим к инструменту… В музыке такая форма, как в «Колобке» называется рондо. Главный герой – рефрен, остальные герои – эпизоды. Повторим эти слова – рондо, реф-рен, эпизоды… Забыла, как главный герой называется?... А форма?... А другие герои?.. Ну, все-то они знают, всем – пятерки. Ты будешь Колобком-рефреном, ты – первым эпизодом Медведем, ты – вторым эпизодом Зайчиком, ты – третьим эпизодом Лисой. Я буду рассказывать, а вы играйте, изображайте своих героев. Да песенки еще про них спойте. Стихи не умеешь сочинять? Ну и не надо. Что ты можешь сказать про Медведя? Он большой и толстый? Вот и спой нам эти слова. Ну, поехали… Здорово! Аплодируем исполнителям. Исполнители, поклонитесь с достоинством. Сколько я вам поставлю? Да за такое исполнение – всем по сто пятерок!

                (Продолжение следует)