Киiве мiй

Юрий Шмелев
                                               Киiве мiй.
          

         Язык до Киева доведет. Так говорили в старину, да и сейчас еще употребляют. В этом скрыта квинтэссенция отношения русского народа к праматери городов своих - Киеву. И всяк верующий православный христианин мечтал совершить паломничество и прикоснутся к святыням Киево-Печорской Лавры, поклонится городу на Днепре. Далеко не всем выпадает такое счастье, побывать в этом городе. Мне, слава Богу, довелось. И даже, дважды.
         В Первый раз я был там лет десять тому назад, да и то проездом. Мы тогда семьей ехали на машине отдыхать на юг и решили заехать к родственникам моей жены Татьяны. По материнской линии она у меня украинка, ее мама родом из Полтавщины. Теперь сестра матери, то есть Танина тетка жила в Хмельницкой области, а это уже почти Западная Украина. На Украине в то время было обостренное внимание людей к национальному вопросу и мы беспокоились, как к нам "москалям" отнесутся люди по пути следования. Сразу должен сказать ни одного косого взгляда или грубого слова мы не услышали, люди были приветливы и очень добры к нам. Что уж говорить о родственниках, они были безмерно рады нашему приезду. У меня до сих пор звучит в голове их мягкий певуче- красивый говор, теплота их глаз, сияющих от радости, при разговоре с Таней и нашей семьей. Это был настоящий праздник сердца и души. Правда была одна "загогулина", как говорил известный персонаж. Вечером наши дети, тогда еще подростки захотели погулять по поселку, в котором жили наши визави, но они не разрешили им этого делать без сопровождения своих старших детей, опасаясь случайностей. Но это не испортило нам настроения, дураки ведь везде бывают и наши дети очень хорошо погуляли по украинскому селу. Страхи оказались напрасными.
     Вот тогда то, мы проездом и посетили славный город Киев. Конечно, имеются люди, которые хотят вычеркнуть из нашей генетической памяти родство русских и украинцев, но их усилия тщетны. Украинский город Киев лично для меня никогда не был чужим и приехав в этот город, мы полюбовавшись на его панораму с противоположного берега Днепра, отправились первым делом в общую для наших народов святыню: Лавру. Полдня провели мы там и это были часы настоящего духовного общения с окружающим нас миром. Миром памяти предков. 
      Отправляясь в нынешнее путешествие, я даже не думал о Киеве, как не стыдно в этом признаться. Но видимо, все таки есть Провидение и оно направило меня туда. В Казани я не стал брать билет из Москвы на Симферополь, потому что не хотел связывать себя сроками отъезда из нашей столицы. По приезду же в Москву, я не ринулся в кассу, а встретился со своими друзьями и лишь после того, как мы вдоволь пообщались пошел за билетом. К моему  удивлению на Симферополь подходящих билетов не оказалось и тут как будто кто то подсказал мне: а на Киев билеты есть? Да, был ответ. Я с удовольствием сел в вагон и поехал в украинскую столицу.
        В отличии от предыдущего поезда "Татарстан", этот поезд был куда как плох. В советское время такие составы курсировали между областными городами, но никак не меж двух государств. Вагон был откровенно стар, плохо покрашен снаружи и неопрятен внутри. Стекла лишь немного просвечивали с одной стороны, с другой они были безнадежно грязны. Но проводница держалась гоголем, проверяла билеты и документы, помечая у себя в бумажке гражданство пассажиров. Купе, в котором мне предстояло ехать оказалось свободным и я в гордом одиночестве пустился в путь до Киева. Проводница предложила чаю, на что я охотно согласился. Ближе к полуночи, в Бресте в вагон вошли российские пограничники и таможенники. Ко мне у них вопросов не оказалось. Командир поставил мне штамп в паспорте и поезд тронулся дальше в путь. Через полчаса или чуть больше поезд остановился и вошли уже украинские таможенники и пограничники, посмотрели мои документы, поставили свой штамп в паспорт и удалились. Мы были уже на территории братского государства. До Киева оставалось около пяти часов езды, я лег спать.
         Разбудила меня проводница традиционным: "вставайте, за двадцать минут до прибытия туалеты закрою".  Раннее утро еще держалось за темноту прошедшей ночи, когда я вышел на перрон центрального киевского вокзала. Прямо около нашего вагона оказался вход в помещение вокзала, нужно только подняться по лестнице. Я не заметил, чтобы кого то встречали, да это не удивительно, на часах половина пятого утра. Как ни странно, но здесь были носильщики, как и положено с тележкой и бляхой на груди. Своим присутствием они придавали солидность и вокзалу и городу, сразу утверждая, что ты приехал не в захолустье какое то, а в столицу. Вокзал оказался очень удобным для использования, если можно так говорить о монументальном сооружении, поднявшись по лестнице на этаж, я увидел, что это широкий переход над путями, соединяющий два вокзальных здания. Не нужно длинных переходов по вокзальным залам и коридорам, чтобы перевести дух и осмотреться. Камера хранения также оказалась рядом, а не за углом или в далеком подвале. Может это кому то покажется пустяком, но тот кто много ездил в одиночку, понимает как важно избавится на время от багажа, чтобы сходить и привести себя в порядок в стационарном туалете вокзала, купить билет на следующий этап поездки, спокойно попить чаю в буфете. Все это на центральном вокзале в Киеве можно сделать без суеты и паники.
         Сдав на хранение багаж, сходив в туалет, я подошел к стойке одного из многих, работающих в эту рань "буфетов" и купил бутылочку, забытого у нас в России, "боржоми". Вкус этой воды почти убедил меня, что я вернулся в СССР, где нет ни Онищенко, ни множества гордых и свободолюбивых государств, так не любящих ныне Россию. Но обстановка вернула мне чувство реальности: я слышал и видел, что здесь не продолжение России, а Украина. Это ощущалось во всем: в непривычных купюрах, которыми расплачивался за воду, в разговорах пассажиров и текстах объявлений, даже в самой атмосфере вокзала. Купив без проблем билет до Симферополя на вечер и расплатившись этими непривычными гривнами , стал искать WI-FI, чтобы выйти в интернет. Таковой услуги на всей территории вокзала, оказывается не предусмотрено.  Мне подсказали, что это имеется в Макдональдсе на привокзальной площади и в одном кафе на вокзале. Нашел я это кафе, благо оно работает с пяти утра. И, как теперь можно понять, погрузился почти до восьми утра в иной от действительности, виртуальный мир, где все гораздо проще, нет границ и  полная самостийность.
      Наконец, утро в самом разгаре, пора и в город. Нужно бы посмотреть этот знаменитый и такой родной для любого русского человека город. Метро рядышком, билет две гривны, то есть менее восьми рублей на российские (сравните: в Москве 28 рублей), народ веселый и в основном молодой. Едем в город, поехали. Осмотрелся в метро, схему изучил, оказывается совсем рядом, через пару остановок, Крещатик. О, это то самое, что мне надо. Впереди у меня целый день и весь Киев передо мной.