17. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. Беерот...

Василий Иванович Агошков
17.ВИ.Агошков. Становой Колодезь.


«ПРОЛЕЙТЕ НА НАС ВОДУ…»

И укорял народ Моисея и говорил: дайте нам воды пить.
И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?   
(Исход, гл. 17, стих 2).
*.*.*
И возгласят обитатели огня к обитателям рая: пролейте на нас воду или то, чем наделил вас Аллах! Они скажут: Аллах запретил и то и другое для неверных.
(Коран, сура 7: Преграды, аят 48)
 
 
КОЛОДЦЫ (БЕЕРОТ)
 
 
В Торе рассказывается, что наши праотцы рыли колодцы.

«И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землёю. …И вновь выкопал Ицхак колодези воды… И копали ра-бы Ицхака в долине, и нашли там колодезь воды живой. …И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховот, ибо, сказал он, теперь Гос-подь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.

Оттуда перешёл он в Беэр–Шеву (Вирсавию). И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твоё, ради Авраама, раба Моего. И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатёр свой, и выкопали там рабы Ицхака колодезь.» (Быт. 26:15-25)

В комментарии …сказано: «Так делал Авраhам: он копал колодцы и называл их именем Всевышнего, потому что Авраhаму было свойственно нести людям знание о Всевышнем и учить их, что нет никакого смысла в идолах. И вот какую чудес-ную уловку придумал Авраhам, чтобы привести заблудших под крыло Шехины.

Он называл колодцы именами, связанными с истинной реальностью Всевышнего, и приучил [к этому имени] уста людей, приходивших начерпать воды из его колодца, к ис-тинному имени, ибо они говорили друг другу: "Пойдём, наберём воды из источника Бога Вечного!" – и так просыпалось их заблудшее сердце и склонялось к постижению истины.
И поскольку колодцы нужны всем, множество людей и да-же простонародье, приучалось знать истину и познавать Все-вышнего, Благословен Он.

Великое дело совершил Авраhам, лю-бимец Бога. Но после его смерти люди вернулись к своим идо-лам; и чтобы искоренить из уст людских имена этих колодцев, их засыпали; и когда переставал существовать колодец, забыва-лось также и его имя. И говорит Писание, что Ицхак следовал своему отцу Авраhаму и стремился откапывать те самые колод-цы, чтобы возвратить на прежнее место корону истинной веры».
(Комментарии Нехамы Лейбович к Торе

 

 
Изъяснение Слова, как вычерпывание воды из колодца;

изъяснять - "Словом «изъяснять» передано ;;; ‹беэ;р› — «углубляться», «проникать», «вникать», «исследовать».

Это же слово означает «колодец».

Изъяснение Писания, постижение его сокровенного смысла агадисты уподобляли вычерпыванию воды из колодца.

Призыв апостола «вникать в себя и в учение» (I Тим. 4, 16) становится легче исполнимым, когда мы понимаем, что слово Божье — «колодец вод живых» — находится не вне, а внутри нас.

Тогда для нас «вникать в себя и в учение» — это не два различных действия, а одно:

«Пей воду из твоего водоёма и текущую из твоего колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям.»

(Прит. 5:15-16)" (Д. В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет
http://shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=41)
 
 
"Ивритское слово Тора никогда не понималось как "закон". Оно всегда имело значение "учение" (Херфорд). Слово Тора иногда используется в значении "моральный закон и нравственное учение"…

http://messianicministry.info/beerot.htm