8. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. О названии-3

Василий Иванович Агошков
8.ВИ.Агошков. Становой Колодезь.


О названии, часть -3



В Диком Поле возникают новые города, заселяются, осваиваются новые районы, устраиваются сторожевые "засеки", организуется станичная служба. Но, прежде чем рассказать об этом, рассмотрим вопрос образования собственного имени "Становой" от "стан" в значении "стоянка, почтовая станция".

Снова обратимся к БСЭ. В отделе «почтовая связь» читаем: «Русская почта является одной из старейших в Европе; органи-зации регулярных почтовых сообщений предшествовало созда-ние в XIII веке так называемой ямской гоньбы, т.е. почтовых станций с лошадьми и ямщиками, для передвижения гонцов и посыльных с приказами и донесениями. Постепенно совершен-ствуясь, ямская гоньба превращалась в специальную службу для передвижения и передачи письменных сообщений с регламен-тированным распорядком работы».

В данном случае, мы можем говорить о том, что село воз-никло в XIII-XIV веках. В пользу этого явствует и тот факт, что Становой Колодезь находится от центра г.Орла в 20 км. Извест-но, что почтовые станции, постоялые дворы ставились друг от друга на расстоянии 20 км. Сравним: Змиёвка и Кромы от Орла – 40 км, Тросна, Глазуновка – по 60, Поныри – 80 км и т.д.

Если есть отклонения, то небольшие: считалось, что рас-стояние в 20 км – самое оптимальное для лошади.

Попутно разберём и второе значение из БСЭ слова "стан": "административное подразделение уезда в дореволюционной России". М.Н. Тихомиров в упомянутой нами книге пишет, что "Россия в XVI веке в основном делилась на уезды, волости и станы. Уезды делились на более мелкие территориальные еди-ницы: волости и станы. Станы не вытесняли волости, а сущест-вовали с ними. Орловский уезд в XVI веке делился на 4 стана". И ещё: «Волости и станы были относительно крупными территори-альными единицами, более мелкой единицей являлось село, с тяготевшими к нему деревнями и починками».

Итак, мы установили, что "колодезь" не мог называться "становым", так как он был не единственным в стане, если иметь в виду значение слова «стан» как территория.
Таким образом, мы подошли к 3-му значению слова «стан»: «военн.» – название стоянки русских войск до XVIII века. Вполне вероятно, что в пределах нынешнего села была органи-зована станичная служба.

Это диктовалось тем, что весь XVIв был временем непрерывной борьбы с Крымскими и Ногайски-ми татарами, которые совершали набеги на города и сёла, мно-гих жителей захватывали в плен и уводили к себе в качестве ра-бов, а поселения – сжигали.

Для безопасности южных границ силами крестьян и ремесленников строились крепости, устраи-вались лесные завалы («засеки»), надолбы, рылись рвы и насы-пались земляные валы.

Известно, что одна из дорог татар с юга на Москву прохо-дила по водоразделу, между речками Рыбницей и Оптухой, т.е. по той территории, где нынче находится село Становой Коло-дезь. Частые набеги татар требовали строительства новых укре-плений. В 1566 году – основана крепость Орёл, а вдоль дорог и рек были поставлены «сторо ;;жи» (сторожевые посты), на которых дежурили понедельно дети боярские и казаки по 4-6 человек.

Они были на конях и не должны были спать ни днём, ни ночью. При появлении неприятеля вестовщики во весь опор мчались в Орёл, где принимались меры для встречи врага. Вполне воз-можно, что на месте села Становой Колодезь был поставлен та-кой сторожевой пост и организована станичная служба.

Сопоставляя данные факты, можно сделать вывод: коло-дезь называется Становым потому, что около него останавлива-лись, и потому, что он был главным, основным. Скорее всего, сначала появилось название колодца, а затем вокруг колодца стали останавливаться и поселяться люди.

А если предположить обратное, что сначала появился чей-то дом, а потом колодезь, то колодезь не стал бы называться становым (за исключением, если бы в доме этом жил становой пристав), а имел бы название по имени или фамилии хозяина дома. Когда я пришёл к такому выводу, то решил обязательно поискать предполагаемое место колодца.
Около железнодорожной станции Становой Колодезь ни-каких намёков на колодезь нет. В другом месте, около правле-ния колхоза, кроме заросшего осокой и тиной болотца, ничего тоже не нашел.

Когда возвращался назад, то увидел двух разго-варивающих женщин. Одна – молодая, другая – старше. Я спро-сил, где можно найти какого-нибудь дедушку, который объяснил бы мне о происхождении названия Станового Колодезя и о ме-стонахождении колодца.

В результате разговора с женщинами выяснилось, что на месте болотца, которое я видел, была копань и рядом – коло-дезь. С большака (дороги) сворачивали обозы, заезжал для от-дыха и попить родниковой воды даже царь Пётр Первый. Пра-сковья Андреевна Канатникова и её дочь, Ольга Михайловна Шманёва, добавили, что у этого колодца были французы и что сейчас это место, на котором расположено болотце, называется Становое, а луг, начинающийся от болотца – Становым.

– «А село такое название получило позже, чем оно появи-лось», – заключила Прасковья Андреевна. 
– «А что же, оно было без названия?» – засомневался в правильности её суждений я.
–  «Нет, конечно. Село называлось Бутырки!»


см 4