ВИ.Агошков. Становой Колодезь.
Карта 1, часть3
3. На водоразделе, на перевале.
Видимо, проектировщики Большой дороги на Курск к царю не обращались за советом, и спроектировали тракт так, как подсказывала местность. А местность не всегда была ровной и гладкой, как стекло. Иначе бы речки стояли на месте и никуда бы не текли.
А чтобы вода устремлялась вперёд, она должна иметь разгон: бежать сверху вниз. Такие возвышения в Орловщине назывались и называются ВЕРХАМИ. Это мы и видим по названиям деревень.
В одно время у предполагаемого истока реки Оки, в Глазуновском районе, висел щит, на котором было начертано стихотворение одного Орловского поэта. Не станем его называть, это не так важно, а важно то, что в этом сочинении поэт решил прославить реку Оку тем, что её воды текли «то вниз, то вверх». Такого, конечно же, не бывает, если не создать соответствующие условия, например, с помощью тех же насосов или шлангов. Вспомним, что водители машин наливают из бензобаков бензин в вёдра, предварительно губами создав воздушную тягу…
Чтобы реки и ручьи бежали вдаль от Большой дороги, то должна была данная дорога находится на определённом возвышении, иначе, в противном случае, сама бы трасса покрывалась водою. А это была бы не трасса, а трясина.
Представим дом и его крышу, сделанную буквой Л. Дорога, большая или малая, проходила по самому возвышению двух скатов – левого и правого. Посмотрим ещё раз на нашу карту.
Я обнаружим любопытную картину. Если дождь, например, выпадал на дорогу на Редькинском Рубеже, то капли, попадаемые на левый скат тракта, текли в реку Стишь, а капли, попадаемые на правый скат тракта, текли уже в речку Травну.
Дорога, как переносица на лице, переносила правый взгляд на левую сторону, а левый – на правую. Дороги на суше создавались людьми между истоков рек и речек.
И если вы посмотрите на карту России, то подтвердите наши выводы: в большинстве случаев люди обходят реки, создавая тракты на возвышениях, продуваемых ветрами.
Продувается ветрами, особенно зимой, и Становой Колодезь.