Курляндский плацдарм Глава16

Алекс фон Джаго
       А вот одного морпеха пленного и вовсе от тяжелых работ - его господь талантом рисования одарил. Наткнулся на него случайно, когда он уже к отправке на континент приготовлен был - он куском угля на борту нарисовал что-то. Боцман за непорядок уже всыпать собирался и даже "разведенную грязь" стер частично, но и оставшегося достаточно было, чтобы руку мастера разглядеть. Потому  оставил я рисовальщика при себе, бумагой, грифелем, холстом и красками даже снабдил (что только не попадалось в той доле награбленного, что мне каперы за крышевание отстегивали), и велел для начала, пока не забыл, картину морского сражения, в котором сам участвовал, нарисовать. А вот потом только дошло до меня, что такой батальный холст и поместить то негде - разве что в церкви. Но там другая тематика полагалась. А остальные наши домишки утилитарную цель преследовали - от дождика с июля по декабрь уберечь. Потому как круглый год, хоть день - хоть ночь, хоть вода - хоть воздух, а температура постоянно одна 25-27 градусов стояла.
 Нынешнее положение требовало монументальности, пусть и потребности в том я не ощущал. И еще полста зэков пришлось в каменоломни отправить, а полста - котлован под будущий дворец копать. Даже архитектор в прошлом, непонятно каким путем во флот короля Георгия попавший, нашелся. Причем, как я смог убедиться - неплохой. Его и строителей тоже простимулировал - как закончат. И ЕСЛИ МНЕ ПОНРАВИТСЯ!!! - отпущу.
     И последняя моя слабость была - рукастых мужиков решил все же по назначению использовать. Ведь на каждом борту корабельные плотники в то время присутствовать обязаны были, и мастера парусные, да и прочих нужных специалистов масса. Жаль таких было на ТФТ гнать, но и в море впредь им путь был заказан - сбегут. Вот и пришлось для таких верфь зачинать. С хребта Мэйн-Ридис стекающую речку для лесопильной мельницы годную подыскали, котлованчик под сухой док копать начали. А в это время суда из лежащих рядышком венесуэльских джунглей самую экзотическую древесину на любую потребность перли. С тамошними властями я и раньше ладил, а как про наши победы новость дошла - так и вовсе ну очень разлюбезными стали. Чего эти джунгли жалеть то - их ведь больше океана. Только чур лесоповал и доставку чтоб сам организовывал, ну и презентики периодически не забывал передавать.

        Сразу после разгрома вражьей эскадры ясно мне стало, что скоро с островка убыть теперь не удастся. Потому срочно вызвал я к себе и супругу и детишек всех. Чего ж им на будущем VIP-курорте не расти, витамины и солнце тут те же, а все под отцовским глазом. Да и мне как-то нервное напряжение снимать требовалось. Доснимался! У Гретхен опять животик стал расти - хоть медаль "Отец-герой" учреждай.
      Даже скрипичную капеллу вызвал - на "старом" месте пусть уже ученики моих маэстро культуру в массы несут - здесь тоже гнездо музыкального просвещения пора создавать. Да и народу после трудов праведных одной церкви для релакса маловато. Быстро нашлись и на Тобаго у музыкантов и ученики, и последователи. Правда в подносимой мне каперами дани муз инструменты попадались самые невероятные, но маэстро споро соображал, в какой из них дудеть, в какой стучать, а на каком пиликать, и симфонический наш оркестр прям поражал. В МОЁ время здесь оркестр ВС на железных бочках хоть Баха сбацать мог - видно земля к этому располагает! А я же решил свою старую угрозу осуществить - лично талантам попродюсировать. С главными делами на острове разобрались, а вялотекущая наша англо-курляндско-мартельская война ведь все продолжалась. Правда, выражалось это теперь только  в грабежах моих каперов торговцев, что направлялись в английские колонии. Военных сил, защитить их у короны, не находилось - слишком уж разбросаны по земному шару интересы оказались, а в таких случаях обязательно где-нибудь тонко найдется. А где тонко - там ... . Но до несчастных королю особых дел и не было - спасение утопающих дело рук ... .

         В итоге, уже мне тех утопающих (в буквальном смысле) купцов жалко стало. И оставив "Мартелию" охранять Тобаго, все 12 апостолов взяли курс на Европу. Хотелось уже поставить точку в затянувшейся компании, а то Адмиралтейство видно решило, раз больше они на нас не нападают, то мы и радоваться должны? В трюме сидело полсотни пленных сэров-пэров и просто капитанов. На верхней палубе под звуки постоянно репетирующего оркестра резвились детишки, плывущие увидеть бабушку с дедушкой. Круиз в классическом виде! Так нет - в тесном форпике (подальше от ненужных ушей) себе импровизированный кабинетик организовал, где сидя на бухтах якорных канатов с цветом английской нации индивидуальные беседы беседую, вместо того, что бы солнечные и прочие ванны принимать и неге предаваться. Очень мне в будущем от неожиданностей застрахованным быть хочется. А для этого нужен агент, и лучше не один. Вот и лезу в душу каждому лорду и полу-лорду, слабину выискивая, и к вербовке готовя. Альтернатива ведь - клетка зверинца, в которой неудачных предшественников за плату который год уже демонстрируют. Аж дюжина джентльменов решилась и Родину и все что потребую продать, чтоб только такой участи избегнуть. Ясно, что для их правдоподобного внедрения отпускать всех придется. Но если это сделать за выкуп, то выглядеть будет убедительно. Да и пусть вначале об этом меня их король хорошенько попросит. Потому, проходя мимо Альбиона, на ялике под "слово джентльмена" отпущен был один из капитанов с моим ультиматумом королю. В этот раз я его остров не бомбардирую, но вот через три месяца обратно пойду, так пусть тогда не обижается - посеявший ветер пожнет бурю.
 
           Очень для меня удивительным оказалось, когда отпущенный мною капитан через месяц в Виндаве объяснился. Все ж и среди их джентльменов попадаются такие, что своим словом не бросаются и оно для них дороже жизни и свободы. А то вот наш Василий Иванович как про "слово жентльмена" проведал, так такая ему сразу везуха в карты поперла! Не передать.
             А мне к этому джентльмену надо будет повнимательней приглядеться - такому доверять можно, а вот разбрасываться такими людьми нельзя. Отпущу - ка его без выкупа и службу предложу, если согласится, то на кого положиться мне будет. Для начала имя запомню, благо несложное - Джон Смит.
        Но главным - являлся привезенный им документ. Нам с герцогом приносились извинения и выражались сожаления. А так же высказывалась просьба изыскать возможность для переговоров. Для начала, в качестве компенсации морального ущерба предлагался любой из островов на выбор, за исключением Британских. И передавалась огромная просьба до переговоров от бомбардировки воздержаться, заповедью "Око за око" пренебрегнув.
        Также передавались просьбы родственников, сидящих в Митавском зверинце сэров-пэров, получить за них выкуп. За нижних чинов никто выкупа не предлагал.
С Якобом мы решили махнуться - он передавал мне стремное Тобаго. Все равно удержать его у Курляндии ресурса не хватало. Вон - даже куда более сильная Швеция свою колонию в Новом Свете свернула. Апломб здравым смыслом заменив. А Курляндии доставался остров Св.Елены - так же, климатически благословенный, но стоящий несколько в стороне от рискованных зон. Еще пусть герцог весь выкуп забирает - наследник у него не очень умный получился - не приумножит сам, так хоть протянет подольше. И в обмен на забираемых мастеров -корабелов ( все равно лес для верфей вышел весь) отдавал я Якобу все трофейные корабли, два фрегата из коих были, кстати, еще виндавской сборки. Пусть у него теперь с вербовкой команд голова болит (старые то уже на Аляске старательствовали). Кстати, людей подбирать талант у человека был - менеджер по персоналу получался он от Бога. Но вот фрахтом эти суда я обеспечивал на долгие годы - хоть польско-московская война, наконец, и кончилась, но поток горемык меньше не стал. А воюющие стороны кроме истощения не получили ничего. Выигрывала по Андрусовскому (деревушка близь Смоленска) перемирию Россия небольшие земли на юге, но теряла их на севере, большими жертвами царем Иваном в Ливонской войне добытые. Уходили русские в частности и из Борисоглебска, опять Динабургом прозванного (только латыши его в 20 веке в Даугавпилс переименовали и загнобили основательно). И вновь отодвигалась Русь не только от Балтики, но и от надежной речной магистрали - Двины, способной с морем связать.

         Семьи у дюжины капитанов оказались неплатежеспособны и возвращения на родину тем не светило. Но образование и опыт - товар штучный, и морским специалистам предложено было срок заключения отбывать в качестве расконвоированных преподавателей моей мореходки. Если стараться будут, то через год дозволено будет им и семьи выписать, а потом еще раз  смотреть будем - уж очень у нас в спецах нехватка.
     Раз уж занесло нас на родину, то пока бабушка с кучей внуков наиграться пыталась, я с их дедушкой дела нашего семейного бизнеса ревизировал. Делалось это больше для проформы - ведь не станет же старый у своих кровинушек воровать - на тот свет золото не унести. Но знать состояние дел мне полагалось - дед то не вечный, хорошо еще что он на каждое направление толковых людей подобрал и кризисы здешнему бизнесу не грозили. Приятно был я удивлен, что большая часть поместий Инфлянты - оккупированной Речью Посполитой части восточной Лифляндии (Латгалии - в терминологии 21-го века) была заложена любившим пошиковать паньством нашему банку, и перспектив у шляхтичей на выкуп не было никаких. А вот лен в тех краях отменный растет и потребность в нем у нас так же растет постоянно. Значит, следует агонию экс-владельцев не продлевать и на всякие "Курва!" не реагировать. Только бизнес!

    На ведение переговоров от имени герцогства Якоб уполномочил моего соседа из Нереты - барона Кристофа фон Кофта. Человека неплохого и не глупого, которого и я старался по мере сил уберечь (наряду с герцогом). А встретиться с представителями Карла 2-го решено было в Дюнкерке, права на который Британия уже передала Франции. Вот в удобную бухту этого порта и зашел наш флот при возвращении на Карибы. Послы короля - Генри Ковентри и Дензил Холлс нас там уже ждали и все порывались хоть глазком увидеть те страшные орудия, что были установлены на наших судах. Не говоря уже об их приобретении. Ведь такая сговорчивость с нами вызвана была в основном тем, что через месяц после нападения на Тобаго, Англия вляпалась в войну с Голландией, и в той войнушке ставки были уже повыше, чем просто поруганная честь флага.
       В добавок добавилась и невезуха. С началом войн стране пришлось пережить и "Великую чуму" вначале (в семье моего банкира выжил только он сам), а на следующий год и "Великий Лондонский пожар", в котором сгорело 13200 домов и 87 церквей. Так что оборотка у банка разлетелась враз, и теперь ему был выделен новый серьёзный золотой транш для безотказной выдачи моргриджей.
      Ну а с дипломатией, разумеется, прошло все как по писанному - большое все ж дело предзнание. Так легко тогда нужный момент подгадать.