Гроций

Константин Рыжов
Гуго Гроций родился в апреле 1583 г. в Дельфте.  Его отец был весьма образованным, а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в гуманистической традиции. Восьмилетним мальчиком Гроций уже писал латинские стихи.

Будучи чрезвычайно усердным учеником, Гуго поступил в Лейденский, когда ему было всего одиннадцать лет и в дальнейшем удивлял преподавателей обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить.
По окончанию обучения в 1598 году Гроция пригласили сопровождать влиятельного чиновника, великого пенсионария провинции Голландия, Йохана ван Олденбарневелта, в дипломатической миссии во Францию. В возрасте пятнадцати лет Гроций попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания настолько восхитили двор, что король воскликнул: «Полюбуйтесь на чудо Голландии!»

Вернувшись на родину, Гроций занялся адвокатурой, выступая иногда и на учёном поприще. Тогда же он перевёл и некоторые математические и астрономические сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии.

В Голландии Гроций был назначен адвокатом в Гааге в 1599 году, а в 1601 году получил должность официального историографа Государства Голландия. В 1604 году он впервые обратился к исследованию проблем международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате в Сингапурском проливе голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом.

Благодаря продолжению общения с ван Олденбарневелтом, Гроций значительно продвинулся в политической карьере, став в 1605 году Генеральным адвокатом казны Голландии, Зеландии и Фрисландии, а в 1613 году - ратпенсионарием (мэром) Роттердама. В 1608 году он женился на Марии ван Рейгерсберген, которая родила ему восьмерых детей (четверо умерли в юности). Кроме того, она проявила выдающуюся стойкость, которая помогла ему и всей семье пережить бурю, разразившуюся в их жизни.

В эти годы происходил острый теологический спор между сторонниками Якоба Арминия, главного богослова Лейдена, с одной стороны, и ярыми кальвинистами, возглавляемыми Франциском Гомаром, — с другой. Возглавляемое ван Олденбарневелтом государство заняло позицию терпимости по отношению к спорящим. К Гроцию обратились с предложением написать эдикт, раскрывающий эту политику. Эдикт 1613 года излагал взгляды Гроция, которые он развивал в своих работах на тему церкви и государства: что только базовые принципы, то есть признание существования Бога и Его провидения, важны для основ общественного строя, и они должны быть приняты всеми, в то время как выбор системы взглядов на малопонятные большинству теологические доктрины должен оставаться на личное усмотрение. Однако эдикт не имел ожидаемого эффекта, и в республике вспыхнули вооружённые столкновения. Для достижения порядка ван Олденбарневелт разрешил местным властям использовать войска. Все это вызвало недовольство штатгальтера Морица Нассауского, принца Оранского. Мориц решил воспользоваться общественным недовольством как поводом, чтобы устранить помеху своей власти в лице ван Олденбарневелта  и поддержал гомаристов. Когда Генеральные Штаты Республики Соединённых провинций приняли сторону гомаристов, ван Олденбарневелт попытался мобилизовать военные силы провинции Голландия и продолжать борьбу вплоть до отделения от Республики. Но попытка мятежа провалилась, а арминианство позднее было осуждено как ересь (на синоде в Дордрехте в 1619 году). Мориц приказал арестовать ван Олденбарневелта и Гроция. В конечном счёте, ван Олденбарневелт был казнён, а Гроция приговорили к пожизненному заключению в крепости Лувестейн. Через 18 месяцев, в 1621 году, ему удалось бежать с помощью жены Марии и служанки. Из заточения его вынесли в сундуке с книгами.  Затем в одежде каменщика Гроций пересёк французскую границу.
Великого юриста хорошо встретили в Париже, где у него оставались знакомства. Он был удостоен королевской пенсии от Людовика XIII. Именно во Франции Гроций написал в дальнейшем свои самые известные труды. Прежде всего он продолжил работу над трактатом «О правде Христианской Религии». Латинский вариант, состоявший из шести книг, был впервые опубликован в 1627 году под названием «De veritate religionis Christianae» и стал первым протестантским трудом на тему христианской апологетики.

Время жизни Гуго Гроция пришлось на период Восьмидесятилетней войны  между Нидерландами и Испанией и Тридцатилетней войны (1618—1648 годы) между католиками и протестантами Европы. Неудивительно, что Гроций был глубоко обеспокоен вопросами конфликта между государствами и религиями. Его самый известный труд, начатый ещё в тюрьме и оконченный в изгнании в Париже (1623—1625 годы), был направлен на анализ возможностей избежания и ограничения таких конфликтов. Гроций писал: «Полностью убеждён… что существует общее право народов, которое действует для войны и во время войны, у меня было много весомых причин для того чтобы взяться писать по данному предмету. Во всём христианском мире я наблюдал недостаток в ограничении отношений войны, чего даже варварские народы должны стыдиться; я наблюдал как люди хватаются за оружие по незначительным причинам, или без причины вовсе, и когда оружие было поднято, все забывали о каком-либо уважении права, Бога и человека; это, как будто, в соответствие общему решению, безумие даёт всем свободу совершать любые преступления».

Работа Гроция делится на три книги:

Книга I раскрывает концепции войны и природной справедливости, рассматривая вопросы справедливой войны.

Книга II определяет три «справедливых причины» для войны: самооборона, возмещение убытка и наказание; детально анализирует основные международно-правовые институты.

Книга III обращается к вопросу, какими нормами руководствоваться, когда война началась, а также намечает пути к скорейшему прекращению всех войн.

Трактат «Три книги о праве войны и мира» («De jure belli ac pacis libri tres») был опубликован в 1625 году и посвящён Людовику XIII «Христианнейшему королю Французов и Наварры». Трактат развивал систему принципов естественного права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай.

 В своем трактате Гроций разрабатывает идею права, которое применимо в любых условиях, включая и войну. Бог дал людям естественную потребность в сообществе, и это может быть признано всеми людьми независимо от теологии или веры в спасение. Необходимость в мирном сосуществовании фундаментальна, и для его реализации все должны соблюдать определенные законы. Например, необходимо сдерживать обещания и соблюдать равенство. Такая естественно-правовая позиция влечет за собой опровержение волюнтаристского понимания Бога как Творца и Создателя норм (Лютер). Волюнтаристы не правы, утверждая, что всякий раз то, чего желает Бог, является по определению правильным. Наоборот, Бог желает правильного, поскольку оно является правильным. Поэтому правильное существует всегда и носит всеобщий характер. Оно может быть признано каждым. Гроций указывает на условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы государство было равноправным членом мирового сообщества. Размеры государства здесь не имеют значения. Важно лишь то, чтобы оно было стабильным и способным придерживаться заключенных договоров.
Трактат Гроция имел огромный успех и оказал огромное влияние на развитие международного права. К 1775 году он выдержал 77 изданий, большей частью на латыни, но также на голландском, французском, немецком, английском и испанском языках.

Между тем, после смерти в 1625 г. принца Морица многие ремонстранты начали возвращаться в Нидерланды, но Гроцию, отказавшемуся принести извинения, которые означали бы признание вины, отказали в репатриации, несмотря на его многочисленные просьбы. Вследствие этого он был вынужден покинуть в 1631 году Роттердам и получил убежище в Гамбурге. В 1634 году Гроций получил предложение поступить на службу Швеции в качестве посла этого королевства во Франции.  Гроций принял предложение и поселился в дипломатическом представительстве в Париже, которое оставалось его домом до его ухода со службы. В 1645 году Гроций прибыл в Стокгольм и просил отставки у королевы Кристины. На обратном пути через Балтийское море корабль, на борту которого находился Гроций, потерпел кораблекрушение. Его прибило к берегу около города Росток.  Измученный и больной, Гроций умер здесь 28 августа 1645 года.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190