Притча о Кшатрии и Странствующем Риши

Александр Вардецкий
"Я великий воин" - сказал Дуродхъяна. И уверил себя в том, что это истинно так. Через некоторое время к нему зашёл странствующий риши. Дуродхъяна накормил его и одарил многими дарами. "Скажи мне, о Дуродхъяна" - молвил ему риши. -"Зачем мне все твои дары?".
-Ты странствующий брахман, - сказал Дуродхъяна. - Это честь для кшатрия - умастить дарами подобных тебе.
-Ты хорошо сказал, брат мой, но я не могу их взять.
Дуродхъяна рассвирепел.
-Я великий воин, и ты смеешь мне перечить? - гневно прокричал он.
-Ты ещё не великий воин, -спокойно сказал странствующий риши, и отхлебнул чай из своего стакана.
-Да как ты смеешь! - взревел Дуродхъяна и в гневе опрокинул стол.
-Истину говорю тебе я. Завтра же ты будешь побеждён. - невозмутимо промолвил мудрец.
Дуродхъяна в гневе расхохотался: "Как имя того великого воина, который победит меня?"
-Комар, - сказал риши, и отряхнув ноги вышел из покоев Дуродхъяны.
Следующим днём, когда Дуродхъяна осматривал новых коней, предложенных неким вайшьей, который прибыл из-за гор, его укусил комар. Укус распух и раскраснелся. Всю ночь Дуродхъяна мучился от жара. Через три дня он сильно ослабел, и всякий раз, каждые три часа он мучался от ужасной агонии, сотрясавшей его мощное тело. Так прошла неделя. Дуродъяна лежал на постели. Он видел, как Яма, ходит неподалёку, в саду. "Бог мудрости, справедливости и смерти. Прошу тебя, позови мне того мудреца, который был у меня. Я хочу просить его прощения, и умереть с чистым сердцем" взмолился кшатрий к Богу Смерти. Бог Смерти исчез, махнув своим кроваво красным плащом. Через некоторое время к Дуродхъяне вошёл странствующий риши и спросил : "Звал ли ты меня?"
-Да, звал, - с трудом произнёс кшатрий. - Я умираю. И перед тем как оставить мир - хочу просить твоего прощения. Комар и вправду победил меня. Теперь неважно, велик я или мал. Перед смертью все равны.
-Ты понял это, о Дуродхъяна, сказал риши, - за это - я исцелю тебя. Ты был великим воином. А теперь стал - ещё более великим. Ты понял - что перед смертью все равны. Но ты не понял ещё одну вещь. Не стоит гордиться тем, чего ты достиг. Ты победил в битвах, обрёл богатства, но не обрёл мудрости. А без неё - все твои достижения - прах, который может развеять даже такая мелочь как этот комар.