Две литературные реальности

Владимир Махлин
  ДВЕ  ЛИТЕРАТУРНЫЕ  РЕАЛЬНОСТИ                26.03.2012г.

Из цикла эссе "ДВЕ РЕАЛЬНОСТИ"

В России всё непросто, всё написанное имеет второй смысл, все «лидеры» - вторую жизнь, все законы позволяют как  минимум две трактовки, решения принимаются в зависимости от того, кто их заказывает. На одной странице почти всегда два текста - один заложен в строках, а другой между строк. И так всё и везде!
 
Двойные стандарты настолько засели в нашем сознании, что мы и сами на каждом шагу ведём себя именно так. Так и живём в двух реальностях.

Этот принцип затронул даже такую сторону жизни, как литература. На первый взгляд, стоит ли говорить о литературе, если она практически покинула нашу жизнь. Нет, стоит, ведь я обращаюсь к целевой аудитории.

Казалось бы, литература! Ну, какие тут могут быть разные подходы. Литература - всегда пища для ума, души, сердца и, конечно, источник моральных ценностей.
 
Но и тут прокол вышел!

Несколько месяцев назад я гостил у своего друга в загородном доме; была большая компания. Одна из наших приятельниц поведала о посещении литературного вечера под названием  «Пионерские чтения», проходившем в книжном магазине на Новинском бульваре расположенном на шестом этаже арбатской высотки Lotte Plaza. Я, конечно, поинтересовался, какие писатели и поэты там выступали, о чем говорили, какие поднимали проблемы. На что последовал исчерпывающий и несколько неожиданный ответ с перечнем имён писателей: Тигран Кеосаян, Иван Охлобыстин, Маргарита Симоньян, Тина Канделаки, Ксения Собчак и ещё несколько медийных лиц, бизнесменов и других тусовочно-обеспеченных персоналиев.  Из всего списка единственным состоявшимся писателем была Ксения Собчак со своей серией романов - пособий, написанных для провинциалок мечтающих стать рублевскими шлюхами. Остальные участники лит. тусовки, в литературе замечены не были.  Настоящих  пионеров, как и писателей, в списке также не нашлось. Оказалось, что пионерские они потому, что организованы под эгидой литературного иллюстрированного журнала «Русский Пионер». Мне стало совсем интересно. Дальше я был нежно послан подальше в интернет для удовлетворения своего любопытства путём просмотра видеороликов, фотосессий и комментариев авторов сайта. Мои надежды увидеть и услышать главы из нетленки Ксюши: «Энциклопедия лоха», «Философия в будуаре»,  «Маски, блески, бигуди", "Азбука красоты»,  «Замуж за миллионера» в исполнении автора, были  обмануты. (Произведения перечислены в порядке социальной значимости). Вместо этого, каждый автор читал собственные произведения размером от трёх до десяти страниц, в соответствии с темой вечеринки заявленной организатором – журналом, типа: зависть, страх, секс, пьянка и про другие добродетели и пороки. А также байки из собственных похождений - в основном под шафе. Все произведения исполнялись в стиле телевизионных  авторов-юмористов, не только по литературному стилю, но и по манере исполнения. Массовая культура проникает не только в широкие народные массы, но и в высшие слои общества!

Клонирование - самый простой путь к успеху!

Публика подбиралась очень даже симпатичная - в правильных дорогостоящих прикидах, со свежими отпечатками СПА, салонов красоты и возвышающими личность огромными шпильками.   
В общем гламурненькая  тусовочка для своих, не имеющая никакого отношении к литературе, как собственно и журнал. Но если тусовочка для своих, тогда зачем такой интернетовский пафос! Я, конечно, могу быть не прав в оценках, и даже  уверен, что меня можно переубедить, рассказав о какой-нибудь новой концепции подачи литературы в наши недозревшие и безнадежно консервативные умы.
В наши дни всё стало просто и понятно, и объясняется двумя словами:  у попсы – это энергетика, а во всех остальных видах искусства - это концепция. Эти очень удобные термины красноречиво объясняющие отсутствие и формы и содержания.
А в остальном, какую мясорубку ни делаем - получается «Калашников», какой журнал ни выпускаем - получается глянцевый.
 
Вход на лит тусовку по приглашениям - Калашный ряд, это единственное и незначительное отличие от литературных вечеров в Политехническом музее в шестидесятые. Такие незначительные отличия как выступления Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Рождественского - не в счёт!

Всё, что я узнал о новой забаве успешных людей, так и оставалось бы в моей голове некоторое время, как файлы подлежащие удалению, если бы не посещение мной вчера Литературного клуба, что на Кузнецком мосту. Очень скромное пространство в цокольном этаже старого здания. Всё помещение - из двух комнат.  Первая - и гардероб, и гостиная, с огромным столом,  на котором чай и сладости. Вторая приспособлена для чтения стихов, с рядами кресел и стульев. Фэйс-контроля нет, камер нет, охраны нет, как я потом понял за ненадобностью. Как-то непривычно! Я не успел снять куртку, как тут  же был приглашен в следующую комнату, которая была полна людей, слушающих стихи, мне также было предложено, присоединится к чаепитию. При этом никто даже не поинтересовался - кто я. Я предпочёл послушать стихи, которые разбавлялись бардовскими песнями, в исполнении женщины приятной наружности с одухотворёнными глазами и статным мужчиной с зелёной блестящей гитарой. Стихи были очень достойные, но почему-то на всех был налёт грусти. Это кардинально отличалось от  пионерского веселья.

Когда закончили читать, все расселись вокруг стола, ко мне подошла хозяйка этого царства поэзии и предложила прочитать свои стихи. Но я стихов не пишу и не читаю, зато гонорар получил  в виде чая и конфет, поданных мне лично хозяйкой.
 
Так здесь принимают совершенно незнакомых людей!

Я не стал садиться за стол и решил наблюдать за всем со стороны. Эти люди, переместившись из зала для чтения в гостиную, не могли остановиться и продолжали читать стихи, поочерёдно вставая из-за стола.

Спустившись в этот полуподвал, я словно попал в зазеркалье. Все присутствующие были одеты очень скромно, возможно, это была их лучшая одежда.  Но как же ясно чувствуешь здесь, что это не имеет никакого значения. Они всё продолжали и продолжали читать.

Что это?

Рядом со мной сидел молодой человек, пришедший сюда впервые, как и я. Ему также было предложено прочитать собственные стихи, но скромность и стеснение помешали ему в этом. Думаю, что у него всё впереди.

Атмосфера была удивительная, и, конечно, главная заслуга в этом принадлежит Натали Никифоровой - Ответственному Секретарю Русского литературного клуба. Она виртуозно умеет принять, раскрепостить и настроить каждого желающего донести своё творчество до слушателей. Здесь были москвичи и гости из регионов, специально приехавшие в Русский литературный клуб. Особенное впечатление произвела женщина из Одессы - не только своими стихами, но и проблемой которую привезла из Украины. В Одессе есть большое количество людей – любителей русской литературы и поэзии, которые объединившись, решили открыть Русский литературный клуб. С чем и обратились к местным властям, где получили отказ в грубой форме и совет открыть Украинский литературный клуб. Им предложили заменить Пушкина и Ахматову на Павла Тычину и Лесю Украинку. Без комментариев. Эта женщина из Одессы приехала за помощью и поддержкой. Я своими глазами увидел, где реально находится связь между Украинским и Русским народами - не в министерских кабинетах, а здесь – в цокольном этаже Литературного клуба!

Когда я поднялся на улицу, мимо меня пронесся Бентли, шелестя покрышками Пирелли и поблёскивая  хромированной отделкой. Он быстро вернул меня из зазеркалья в реальную жизнь.

Я бегло рассказал о двух реальностях живущих в одном городе и не подозревающих о существовании друг друга. Я никого не хотел критиковать или обидеть. Это не более чем наблюдение за нашей действительностью, которая умудрилась раздвоить даже литературу.


Владимир Махлин.