Джеймс Пуль. Спасенные и спасение

Инквизитор Эйзенхорн 2
СПАСЕННЫЕ И СПАСЕНИЕ
Дж.Ф.Пуль (1994)
http://asweetsavor.info/ejp/saved.html
 
"Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас: это Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2.8,9)."
 
Как эти понятия используются в Слове Божием?
 

Один брат написал нам об использовании термина «спасение» в нашей статье по 2 Фес.5.13, где мы писали следующее: «Если когда-либо бедный грешник будет спасен, то через избрание любви Божией, ибо «избранные получили, а прочие ожесточились» (Рим.11.7) («Остаток», сентябрь-октябрь 1993 г.. С.18).  Наш дорогой брат сказал следующее: «Я смущен использованием слова «спасение» в этом контексте, ибо оно означает что-то в будущем, тогда как 2 Фес.2.13-14 говорит о том, что уже совершилось».
Мы рады, что брат нашел время, чтобы выразить нам свою обеспокоенность. Наше общение с ним в течение многих лет привело нас к тому, что мы высоко ценим его в Господе. Даст Бог, мы попытаемся ответить на его просьбу и решить вопрос, учитывая, как мало света мы можем пролить на него, как и то, что у брата, вероятно, есть гораздо более серьезные мысли по этому поводу, чем у нас.
Мы не можем в рамках этой статьи изучить все тексты Библии, которые относятся к этим трем словам. Мы должны, следовательно, рассмотреть этот вопрос как можно более полно, предоставив читателям исследовать его дальше. Взирая на великое дело спасения, мы прежде всего стремимся узнать, что такое спасение. Во-вторых, мы должны спросить, когда субъект спасения фактически спасен. В-третьих, мы должны спросить, есть ли более, чем одно спасение.
 
Что такое спасение?
 
Спасение есть избавление и освобождение. Это может быть освобождение от греха и избавление от вины греха. Это может быть избавление от опасности или искушений. Это также может быть избавление от наших врагов. Обычно мы думаем о спасении как об избавлении конкретных бедных грешников от заслуженного наказания и осуждения, хотя само слово «спасение» во многих текстах часто означает нечто совершенно иное. Все грешники согрешили и лишены славы Божией, поэтому все они стоят осужденными по Его святому закону. Акт греха, даже один-единственный грех, противен нашему святому Богу и отчуждает нас от Бога. Таким образом, грешники отделены от Бога, как первородным грехом Адама, так и своим личным грехом. Они должны либо примириться с Богом, либо быть навсегда изгнанными от Его Лица. Это примирение мы будем называть спасением.
"Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти то, что потеряно (Лк. 19.10 KJV)". Мы полностью убеждены, что Иисус будет полностью успешен и в Своих поисках, и в Своем спасении. Он найдет все, что Он ищет, и спасет все, что Он найдет. Здесь нет никаких исключений. Как никто, кроме потерянных, не может быть взыскан и спасен, так мы должны заключить, что никто, кроме Его избранной семьи, не может быть взыскан из потерянных. Кого Он тогда ищет и спасает? Не просто потерянных, но всех потерянных. Таким образом, мы приходим к безошибочному выводу, что нет никакого плана спасения для мира в целом, но только для тех, кого Иисус в конечном итоге спасает. Спасение есть примирение потерянных избранных с Богом. Джон Ньютон прекрасно сказал: «Однажды я был потерян, но теперь найден». Избранные найдены и обретают спасение.
Надо четко сказать, что спасение не является синонимом нового рождения. Все, кто рождены свыше, несомненно будут спасены, и все, кто будут спасены, ранее были рождены свыше. Духовное рождение и избавление рожденных заново – всего лишь часть огромной работы спасения. Писание говорит: «Кто будет веровать и крестится, будет спасен» (Мк.16.16). Но это значит, что ни вера, ни крещение сами по себе не дают жизни. Как раз наоборот! Жалкий грешник сначала должен быть оживотворен, прежде чем он получит возможность поверить. Умершие в грехе, а также по плоти не способны верить. Облечение во Христа в крещении также само по себе не приносит жизни. Скорее это означает, что верующий имеет надежду на спасение через Него, Кто сделал его живым для Бога и мертвым для греха и закона навсегда. И в тексте не сказано: он должен быть спасен. Нет, он уже спасен! Мы не сможем найти ни одного слова Писания, где используются слова «спасенный» или «спасение», когда речь идет о духовном рождении, хотя бы мы долгое время размышляли над этим вопросом.
Единственное место в Библии, где задается вопрос и дается ответ, как спастись – это Деян.16.30. Тюремщик спрашивает, и Павел отвечает. Что имел в виду тюремщик, спрашивая Павла: «Что мне делать, чтобы спастись?». Он должен был быть в курсе, почему Павел и Сила попали в тюрьму под его надзор. Без сомнения, он слышал пение и молитвы двух святых Божиих. Потом он почувствовал землетрясение и увидел его результаты. Он был готов наложить на себя руки, видя, что узники оказались почти на свободе. Тогда он потребовал огня, вошел в темницу и с трепетом подошел к Павлу и Силе. Такой страх – это ощущение человека в большой беде. Был ли это страх смерти? Вряд ли. Тюремщик был готов умертвить себя как раз до этого. Он боялся кары начальства? Опять же, вряд ли, поскольку он был уверен, что рядом нет никого, перед кем ему придется объясняться. Был ли это, наконец, момент вроде нынешних «славных встреч», когда отчаявшиеся проповедники призывают «принять решение»? Нет. Мы достаточно убедились, что тюремщик испытал действие благодати, которая побуждала его обратиться к тому, о чем он, вероятно, вообще имел смутное понятие.
Кто-то может сказать, что все это как раз противоречит нашему мнению, что спасение и новое рождение не одно и то же. Но это не так, если иметь в виду, что вопрос тюремщика – это результат его опыта, а не желание получить его.  Что мне делать, чтобы спастись? Очевидно, тюремщик не знал о спасении по благодати. Если бы он знал, он бы не спросил, что он должен делать. Очевидно, что он знал, что некое избавление существует, иначе вовсе не стал бы спрашивать о нем. Будем ли мы осуждать несчастного тюремщика за желание что-то сделать, чтобы спастись? Его честность не заслуживает серьезных упреков. Павел просто предложил ему уверовать в Господа Иисуса Христа. Он не произносил антиарминианских проповедей. Апостол несомненно должен был предположить, что бедняга уже имеет духовную жизнь, иначе он просто не стал бы наставлять его таким образом. Итак, мы считаем, что на тот момент тюремщик уже был извлечен Богом из своего жалкого состояния. Он был спасен не тем, что он что-то сделал для того, чтобы стать тем, кем он не был раньше, но просто даром благодати. Бог оживотворил его в этот момент и тем самым спас. Позже мы прокомментируем это подробнее.
Хотя обычно мы говорим о спасении чисто сотериологически, некоторые отрывки Библии о спасении выходят за эту сферу. Хороший пример – попытка Петра идти по воде. Господь предложил ему это, и Петр почти подошел к Иисусу, но испугался. Когда он начал тонуть, он вскричал: «Господи, спаси меня!» (Мтф.14.30). Это достаточно ясное выражение. В мольбе Петра не было ничего неясного или неоднозначного. Петр не просил о рождении свыше или о помощи прийти на небеса. Нет, он просил помочь ему выжить – здесь и сейчас! Если бы Петр возопил: Господи, избавь меня, я тону – это было бы то же самое. У него просто не было времени рассусоливать. Горячий рыбак был на волосок от смерти, когда Господь морей благоволил спасти его. Петру было необходимо спасение именно в этом смысле, и он нашел подходящие слова.
Иисус тотчас простер руку свою, и взял его, и сказал ему: о ты, маловер, для чего же ты усомнился?» (Мтф.14.31 KJV). Иисус успокоил Петра. Петр просил спасения, и Господь с радостью спас его. Но что смутило Петра? Разве Господь похвалил его за сильную веру и доверие?  Наоборот, Господь спас его, потому что Петр был не в состоянии спасти себя. Хотя этот момент не касается непосредственно спасения,это действительно показывает другой взгляд на спасение или освобождение, который также часто встречается в Библии.
Переходим к другому вопросу, главному для нашего брата.
 
Когда спасенные фактически спасаются?
 
Прежде чем решить этот вопрос, рассмотрим ошибочное, хотя и популярное представление о том, что спасение происходит целиком в вечности. Ни один грешник не был спасен в вечности! Почему? В вечности вообще не было грешников. Ни один потомок Адама не нуждался в спасении или избавлении, пока он не пал вместе с ним в его первом грехе. Только после этого, но не раньше, грешникам стало необходимо спасение. Как избранная семья все, кто были и будут спасены, в некотором смысле находились в присутствии Христа. Они были, как ясно сказано в Еф.1.4, избраны в Нем прежде создания мира. «В Нем» ясно означает, что тогда они еще не были грешниками. Таким образом, они не могли получить спасение тогда, когда были еще вне греха.
Случай с Петром, который мы привели – это хороший пример того, когда спасается грешник. Петр не был спасен перед своей неудачной попыткой идти по воде, не был спасен, когда пошел по воде. Он был спасен, только когда начал тонуть, ибо именно тогда ему потребовалось спасение. Отрадно, однако, знать, что с точки зрения цели Бога Петр был в безопасности всегда, как будто он никогда не выходил из лодки! Читатель легко увидит, что неизменная цель Божия спасти и само спасение – две разные вещи, хотя и нераздельные.
Множество текстов Библии затрагивает тему спасения. Многие из этих текстов несомненно содержат вывод, что спасение совершено в последнее время и все же еще должно быть достигнуто. Ни один текст не делает это яснее, чем следующий:  сделано в последнее время, и все же должно быть достигнуто. Ни сделать это яснее, чем следующее: "Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева через Него. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его (Рим. 5.9,10)".
«Будучи оправданы» в настоящем времени – это достаточно ясно для нас и без богословских терминов. Это не означает далекого будущего. Те, что теперь оправданы, несомненно сейчас спасены от своей вины. Следующее выражение как будто имеет в виду будущее: спасемся Им от гнева через Него. Это было истиной, когда Павел написал это, и в равной степени верно и сегодня. Под гневом здесь явно понимается окончательная гибель неспасенных. Мы видим, таким образом, что спасение в Рим.5.9 подразумевает и настоящее и будущее, как единое целое спасения, как описано в Мтф.1.21: «Он спасет людей Своих от грехов их».
Рим.5.10 разделяет настоящее спасения и будущее. «Мы примирились с Богом» не может быть истолковано в смысле будущего, так же, как и «оправданы». В этом тексте примирение с Богом по сути то же, что и спасение от вражды и гнева, «когда мы были еще грешниками» (5.8). Однако ст.10 смещает спасение от настоящего к будущему формулировкой: спасемся жизнью Его. По совести никто не скажет, что здесь имеется в виду что-то, кроме будущего.
Таким образом, мы попытались показать, что спасение, как оно понимается здесь, является многомерным. Во-первых, здесь и всегда «спасение от Господа». Спасение включает каждое Его дело, совершенное со словами: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже (Евр. 10,9)".  Именно для спасения избранных Иисус жил под законом. Для спасения избранных Он умер от рук грешников. Для их спасения Он вышел из гроба.  Он сидит по правую руку от Отца во имя спасения Его семьи. Конечно, Он вернется в славе, чтобы окончательно спасти Свой народ. В каком бы смысле ни использовалось слово «спасение», оно всегда означает благодать. Мы можем с уверенностью сказать, что Иисус есть наше спасение в любом смысле слова, когда бы и где оно ни происходило.
Вероятно, самый неопровержимый текст, касающийся будущего спасения – это: «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим.13.11). Если бы для Павла и римлян спасение не было ближе, чем когда они уверовали, их вера не была бы верой в будущее спасение. Оно еще ожидало бы их. В этом смысле спасение есть плод веры, а вера – дар Божий, данный нам и работающий в нас, чтобы Дух рождал Свои плоды.
Возвращаясь к случаю тюремщика, который хотел спастись, мы также видим, что Павел и Сила говорили о будущем: «И они сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16,31). Спасешься в будущем! Ясно, что они имели в виду именно будущее – хотя будущим для нас является и нечто бесконечно далекое, и то, что произойдет через минуту.
Все это приводит нас к выводу, что спасение есть дело избавления, охватывающее все, что в конце концов приведет нас к нашему небесному дому. Спасение охватывает все, что совершилось для этого в прошлом, настоящее и то, что грядет, ибо это наш вечный  союз с Триединым Богом, который продолжится и тогда, когда времени больше не будет.   
Если мы можем ограничиться одним текстом, который суммировал бы все дело нашего избавления, он был бы следующим: Кто избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что он будет еще избавлять нас» (2 Кор.1.10). Прошлое, настоящее и будущее нашего избавления составляют все спасение и дело Божие.
Давид, сладкий псалмопевец Израиля, также говорил об этом избавлении.«Не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?» (2 Цар.23.5). Спасение Давида было связано с вечным заветом. Это было для него всем во всем и его главным желанием. Естественно, если Давид полагал спасение в вечном завете, он ничего не знал об условном спасении во времени. То же самое да будет и нашим желанием, если мы причислены к вечному завету благодати.
 
Есть ли более чем одно спасение?   
 
Спасение в Библии всегда упоминается в единственном числе. Никто никогда не найдет это слово, и ни один библейский писатель не упоминал о спасении во множественном числе. До второй половины XIXв. никто не писал о двух или нескольких спасениях. К сожалению, в сердца некоторых из тех, кто ненавидит предопределение и стремится ослабить его, закралась мысль о двойственном спасении – во времени и в вечности. Вечное спасение, говорят они – это дело Божие, спасение во времени – это дело рожденного свыше грешника. Вечное спасение дается по благодати, а спасение во времени условно. Относительно первого мы согласны полностью, но второе – это сущая ересь. Мы обязаны сказать об этом без обиняков и объяснить, почему это так.
Прежде всего такого учения о спасении нет в Библии. Мы хорошо знаем, какие тексты используются в поддержку этого извращения, но ограничимся замечаниями только к одному. "И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного (Деян. 2,40). Для кондиционалистов этот текст неопровержим. Спасайтесь, говорят они – это условное спасение во времени, которое зависит от вас. Мы могли бы предостеречь от этой распродажи обязанности верить, но следует учесть, что для Петра это конец его проповеди, а не ее начало и предпосылка. Есть многие другие слова, которыми он увещевал, например, «покайтесь и креститесь» (ст.38). Если покаяние дар Божий, то оно едва ли может быть условным. Народ должен был также получить дар Святого Духа (2.38-39), и это было основано на обетовании, упомянутом далее: «кого ни призовет Господь Бог наш». Почему же конечное заявление Петра делают условным обетованием, а остальные нет?
Когда Петр говорит «спасайтесь», он отнюдь не умоляет своих слушателей. Это повеление, которым пренебречь было нельзя.  Оно было принято достойно: более 3000 его слушателей крестились «хваля Бога и находясь в любви у всего народа», и присоединились к Церкви, к которой Господь «ежедневно прилагал спасаемых» Вряд ли они при этом «прилагались» сами, если Господь прилагал их! Кто посмеет предположить, что Господь прилагал их в силу их условного послушания?
Если они могли не подчиняться, могли или не могли покаяться, креститься и спастись, то как некоторые из них могли не войти в Церковь, в которой пребывал Господь? Если они могли не повиноваться, то и мы можем. Если возможно, что хотя бы одно дитя Божие может не подчиняться благодати, то все избранные смогут противиться ей. О какой Церкви говорил Иисус? Может ли она быть полна, если кто-либо из ее живых камней не на месте? Может ли в таком случае быть истинным спасение от Господа? Одно или несколько спасений у Господа? Честный читатель сможет увидеть всю абсурдность этой теории.
Есть лишь одно спасение, и оно совершается бесчисленное количество раз во все времена для всех избранных, для каждого в свое время и по его нужде. Есть только один Спаситель грешников и одно спасение от греха. "Ибо так заповедал нам Господь сказав: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли (Деян. 13.47)". "И она родит сына, и наречешь Ему имя Иисус. Ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1,21)".
В заключение приведем следующие краткие замечания. Во-первых, спасение Иисуса четко означает, что святые не были спасены в вечности. Во-вторых, Он спасает только Свой народ, но не остальных (ср. Мтф.7.21-23). В-третьих, «от грехов их» означает, что от всех их грехов. От условного спасения не остается ничего, если Он взял на Себя все грехи их. И если грешник может спастись от грехов во времени, то не является ли он, по крайней мере на время, своим собственным спасителем? Пусть те, кто упивается условным спасением, попробуют справиться с этой проблемой. Слава Богу, предестинарии свободны от нее.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn