Дайте, пожалуйста, закурить!

Фермер
Мы высаживали рассаду. Рабочих рук не хватало. Я попросил девчат из соседнего поселка, которые работали уже несколько дней, пригласить еще кого-нибудь. На следующий день вместе с ними приехали два брата. На вид лет 11 – 12, а на самом деле младшему было 13, а старшему 15 лет. Выглядели они моложе потому, что были щуплые, небольшого роста и носили потрепанную одежду, явно с чужого плеча.
- Как вас зовут? - обратился я к ним.
-Колька, - хмуро ответил младший.
- А тебя?
- Серега, - ответил за брата Николай.
- Он что, немой?
- Не, - Коля отвел взгляд в сторону.
- Ладно. Ты Никола будешь носить рассаду из парника на поле, а ты, Серега, поливать бороздки из шланга.
Я пошел заводить насос. Работа началась. Коля и Сергей двигались медленно, угрюмо, но не сачковали. Примерно через час мы устроили перекур. Ко мне подошел Николай и спросил:
- Курить есть?
Абсурдность вопроса, а я уже курил, подсказала ответ:
- Есть, - ответил я и показал горящую сигарету, надеясь, что он поймет и скажет, если уж не «пожалуйста», то хотя бы просто – «дай закурить». Я был явно доволен своей шуткой.
- Курить есть? – во второй раз спросил Коля. Он все так же смотрел мимо меня.
- Есть, - я достал и показал пачку, явно давая ему понять, что надо сказать, скорее по инерции, так как почувствовал, что шутка не удалась и это меня раздражало.
Ни в позе, ни в выражении лица Николая ничего не изменилось.
- Курить есть? – прозвучал тот же вопрос третий раз.
Мне стало стыдно. Чего я хочу от этого бедного, забитого ребенка? Правильной, литературной речи? Может еще лекцию прочитать о вреде курения?
- На. - Я протянул ему две сигареты.
Он, молча, взял и повернулся в сторону брата.
- Спички есть? – крикнул я вдогонку.
Он кивнул головой, не оборачиваясь. Я принес из дома пачку сигарет, подошел и отдал им.
Еще несколько дней они приходили на работу. Утром Коля, молча, подходил ко мне. Я, молча, давал ему пачку сигарет.
С тех пор прошло много лет. Иногда, я вспоминаю тех ребят и думаю, наверное, так и надо. Молча. Отдал и все.