А проблема человечества, редакция 2012

Анатолий Пилаф
Из религиозных пророчеств либо просто из здравого смысла следует понятие апокалипсиса (А) — как краха цивилизации.
Прогноз возможных сценариев миграции либо скачкообразного перемещения состояния системы «человечество» в точку А – дело целесообразное, хотя, несколько неблагодарное: пессимисты не в почете. С точки зрения вечности человечество живет сегодняшним днём.
С позиций пессимиста, состояние системы «цивилизация человечества» может переместиться в точку А вследствие трех групп факторов:
-воздействие внутреннего субъективного фактора (следствие деятельности разума самого человека: ядерная катастрофа, экологическая, биологическая и т.д.);
-воздействие внешнего субъективного фактора (внешний разум);
-воздействие несубъективного фактора (воздействие материи Земли и космоса, не обусловленное деятельностью разума).
Поскольку воздействие одного из этих факторов или их сочетания есть событие весьма маловероятное, но возможное, и принимая, что временная координата пространственно-временного континуума не ограничена, следует: А – неизбежен!
Тем не менее, выделив эту проблему в отдельную, особозначимую, глобальную проблему человечества, нацелив на её решение и внимание и ресурсы цивилизации людей, можно попытаться «отсрочить» событие А. «Отсрочить» — здесь имеет смысл успеть найти способ управления ресурсами материи окрестного пространства, чтобы парировать эти факторы до момента времени наступления события А .
Однако, какими бы ни были масштабы человечества и масштабы управления ресурсами (энергией – в первую очередь), остаётся субъективный фактор. Налицо две противоречивые тенденции, следуя которым человечество должно:
-интенсивно расширять масштабы своего влияния во всём, в первую очередь масштабы овладения энергией, в противном случае, рано или поздно, наступит событие воздействия несубъективного фактора, масштабы которого превзойдут масштабы возможной осознанной ответной реакции человека и неосознанной реакции среды обитания, где он существует;
-ограничить масштабы своего осознанного влияния на среду обитания, окрестное пространство и на самого себя, иначе, рано или поздно, произойдет фатальное для человечества воздействие субъективного фактора (дитя и спички).
Налицо противоречие — оно требует особого внимания ввиду жизненной важности проблемы (налево пойдешь — жизнь потеряешь, сам себя убьешь; направо — тоже будешь неживой).
Целесообразно выделить проблему А как одну из основных проблем цивилизации людей. Целесообразна постановка задачи на поиск решения проблемы А — в первую очередь для гипотезы возникновения события А по причине субъективного фактора. Интуитивно напрашивается запрос на поиск решения, которое не просто снижает вероятность наступления события А вследствие субъективного фактора, а исключающего возможность возникновения события А по вине человечества, но не ограничивающего интенции человека в освоении масштабов воздействия на окрестное пространство — как по мощности, так и по интегральным энергетическим характеристикам импульса воздействия.
Достигнутое человечеством соглашение по запрещению испытаний ядерных боезапасов снизило риск возникновения события А по вине человечества, однако, с другой стороны, ограничило человека в задаче поиска способа предотвратить событие А при воздействии несубъективных факторов.
В случае фатального воздействия материи на Землю и ее окрестности может статься, что и всех накопленных человечеством (не уничтоженных) ядерных боезапасов окажется недостаточно для парирования угрозы. Однако в этом случае термин «ЯДЕРНЫЙ БОЕЗАПАС» приобретет несколько иной смысл, вернее тот, который по самой физической природе оного существовал изначально — «ИСТОЧНИК СВЕРХВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ» или SOURCE OF ULTRAHIGH CAPACITY (SUC).
Конечно, до тех пор, пока в лексиконах народов Земли ИСТОЧНИК СВЕРХВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ воспринимается в первую очередь как БОЕЗАПАС (SUC, предназначенный для уничтожения другого человека), мораторий на запрет испытаний SUC оправдан. Подождем (изменения сознания человечества). Но не будет ли поздно?..
Поиски решения этой проблемы можно вести традиционным путем: выделить проблему, довести до сведения правительств государств, создать планетарную организацию для выявления и контроля фатальных тенденций изменения состояния цивилизации и событий, способных инициализировать событие А. Однако, проблема А – особозначимая проблема, которая, возможно, не будет иметь однозначного «вечного» решения, возможно, искомое решение будет иметь динамический характер, учитывать динамику состояния системы «космос – ноосфера — цивилизация людей».
Вывод: интеллектуальная элита, задействованная на решение проблемы А, должна опережать в своем развитии и знаниях интеллектуальный контент человечества.
Другими словами: если в мире суждено родиться одновременно двум гениям, то «добрый», будучи по замыслу статьи в некоторой смысле оппонентом нового, непременно должен опередить «злого» и найти противоядие к тому, возможно, весьма полезному средству, которое вот-вот будет привнесено в ноосферу «злым». Понятие «злой» здесь наполнено апостериорным смыслом, предполагающим возможный вариант летальной реакции ноосферы на новое.
«Противоядие» в контексте статьи прошу понимать в смысле «как это новое безопасно использовать», а не «как это новое запретить или предотвратить его создание».
Понятия «Злой Гений» и «Добрый гений» в контексте статьи прошу понимать не только в смысле «субъект» (человек или организация), но и как «процесс» (в социуме, ноосфере и пр. пространствах), управляемый субъектами. Аналогами понятий «злой» и «добрый» для человечества, как системы, можно мыслить понятия «инородное тело» и «антитела иммунной системы» соответственно для организма человека, как системы.
Да, это будет тормоз развития нашей цивилизации, но в любом движущемся устройстве предусматривают тормоза… Организационной формой решения этой проблемы, как отмечалось выше, может быть независимый от государственного влияния международная организация – «Институт проблемы А», например.
Условиями функционирования этого учреждения видятся:
-пожизненность работы людей, избравших стезю борца с проблемой А (это не монастырь, но цели частично пересекаются);
-отбор кандидатов на работу в «Институт проблемы А» осуществлять преимущественно из среды давших своё доброе согласие и подающих надежды на гениальность детей детских домов (именно детей: жизнь человека с точки зрения вечности – что горение спички);
-двухэтапность подготовки кандидатов, претендующих получить пожизненное место в «Институте проблемы А»: первый этап — обучение в специальных школах, причем каждого индивидуума по разработанной специально для него программе, учитывающей, естественно, его право выбора, но скорректированной по результатам предварительного тестирования личности кандидата; финальный этап – обучение в самом институте;
-необходимость особой психологической подготовки элиты института А, предусматривающей целеориентацию кандидатов на защиту интересов человечества (в некотором смысле — будущие «СТАЛКЕРЫ», определенные как персонажи фантастами Борисом и Аркадием Стругацкими);предпочтителен дистанционный метод обучения ввиду необходимости снабдить защитников интересов человечества многогранными знаниями (каждому потенциальному гению разрабатывать программу специалистами ряда «узких» ВУЗов под общим руководством специалиста-куратора базового института – «Института проблемы А»; если эта идея будет осуществлена, претендую на право автора предложить место строительства Русского филиала «Школы проблемы А» – с. Красный Ясыл, Пермской обл. (см. на карте google )
-привлечение ресурсов интеллектуального контента человечества для анализа проблемы А различными методами, включая способ научно-фантастического литературного моделирования системы «космос – ноосфера — разум» под общим руководством специалистов института проблемы А; руководство может быть выполнено косвенным образом — путем систематизации генерируемых контентом гипотетических моделей разума и сред его обитания, систематизации результатов моделирования вышеупомянутой системы в окрестности некоторых гипотетических точек её состояния, другими словами, осуществить моделирование проблемы А в пространстве состояний системы «космос – ноосфера — разум»;
-осуществление поддержки писателей-фантастов, творчество которых можно охарактеризовать как научное литературное моделирование проблемы А; таким образом, будет исподволь формироваться частичка «доброго» гения в мозгу каждого человека, ознакомившегося с результатами литературного моделирования;
организация специального конкурса для научно-фантастической литературы, критерии отбора конкурсных работ ориентировать на решение вышеупомянутой и некоторых иных смежных задач (литературно-художественные критерии рассматривать как необходимое условие).