Сэмюэл Моррисон. Эти непонятые пуритане

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЭТИ НЕПОНЯТЫЕ ПУРИТАНЕ
 
Сэмюэл Элиот Моррисон
http://www.revisionisthistory.org/puritan1.html


Пуритане являются одной из основных мишений тех, кто больше всего болтает о своей «всеохватности» и считает злодейством осуждать чужие религии. Но не только они критикуют пуритан. Возможно, те, кто любит жизнь, готов гнаться за сокровищами, выпить по случаю и презирает христианский аскетизм, также пойдут войной на наших пуританских предков.
Драматург Артур Миллер оставил след в театре пародией на пуритан в «Распятом», а Голливуд выпустил по этой пьесе фильм с модной девушкой в главной роли. Летом 1996 г. я увидел другой «шедевр» - экранизацию «Алой буквы» Готорна, превращенной в феминистскую мелодраму со всеми тонкостями советского реализма.
Было бы несправедливо обвинять в этом Готорна, чья критика пуритан ошеломила современников. Любая новая версия книги должна бы сосредоточиться на теме самого рассказа, а не превращать его в свинцовую феминистскую фантазию. Однако у меня есть проблемы и с самим Готорном. Этот большой писатель был одним из наиболее известных последователей единственного увлечения XIX века, которого он придерживался – антиномизма.
Пора хотя бы вкратце описать отлакированные двухвековые предрассудки.
Американские пуритане были приверженцами экономики, основанной не на жадности, а на средневековой еще католической концепции справедливой цены и оплаты труда. Да, они истово трудились и ненавидели безделье, но как выжить без этого в пионерском сообществе?
Пуритане свободно ориентировались не только в Женевской Библии (которая предшествовала Библии короля Якова, санкционированной монархом в надежде вытеснить женевское издание с его антиаристократическими комментариями), но и в греческой и римской истории и литературе.
Пуритане не пренебрегали спиртным, например, пивом и сидром, без которого не могли обойтись даже дети из-за угрозы болезней, вызванных плохим качеством колодезной воды. Но пьянство было запрещено и строго наказывалось, и все это делалось в соответствии с Писанием (1 Тим.5.23).
Сегодня мы видим и наблюдаем, как сбывается пророчество о том, как «иудео-христианское» общество, вроде бы основанное на Ветхом и Новом Завете, потонет в смеси жадности, глупости и шутовства последних дней. Телеевангелисты, говорящие от имени Господа, заменяют Божий закон человеческим гуманизмом и предательством. Библия неизвестна большинству из нас – из-за того, что общество отмахивается от множества известных фокусников, профанирующих ее реальное содержание, учение и законы.
Прежде всего Библия много говорит о том, что власть должна трудиться, а общество – быть иерархически выстроенным. О справедливости для бедных, угнетенных, иностранцев, если они не враждебны. Хотя легалисты любят указывать пальцем на уличную преступность, Библия говорит и о тех, кто грабит с ручкой и биржевым портфелем в руках: на коррумпированных юристов и банкиров.
Хотя мы говорим о «варварстве и садизме» наказаний у пуритан, нередко использовавших акции публичного унижения, в Новой Англии это была попытка избежать длительных сроков лишения свободы, так как Библия ничего не говорит о тюрьмах, кроме военного плена и ожидания суда. Весь многомиллиардный пенитенциарный бюджет США является небиблейским!
Я безусловно не утверждаю, что пуритане были совершенны и исповедовали единственно истинную религию. В своей книге «Они были белыми рабами» я представил многие документированные случаи игнорирования христианами в Америке библейских законов о долговом рабстве, в том числе среди пуритан. Нетерпимость пуритан к католикам, квакерам и баптистам была огромным злом. Но поскольку современная Америка по-прежнему избегает своих библейских корней и очертя голову бежит от любого использования библейского права, мы не только отрекаемся от Бога, но и становимся все более неспособными защитить человека.
Нынешняя ненависть к пуританам имеет скрытую повестку дня. Это не ненависть к их ошибкам и уважение к их достоинствам, это ненависть ко всем христианам, воспринимающим Библию и веру во Христа всерьез.
Нет никаких сомнений, что пуританство сегодня не пользуется популярностью. 300-летие Массачусетса оставило американскую общественность совершенно холодной. Даже в самом штате праздник был отмечен извиняющимся тоном, когда пуритан хвалили за религиозную свободу, которую они никогда не соблюдали, и за демократию, которая пришла вопреки им. 
Для среднего человека это неубедительно. Он считает, что отцы Новой Англии – это мрачные убийцы радости, мешавшие простым людям пользоваться тем, что было доступно им самим, и чьей жизненной целью было давить красоту и калечить человеческую природу. Многие люди имеют представление о пуританах как о желчных стариках, делавших воскресный день отвратительным, или стервозных незамужних тетках, стремившихся наверстать упущенное, огрызаясь на тех, кто предпочитал кисть или смычок перу и молотку. Было бы, однако, ошибкой судить о пуританах по их излету, когда плод вырос в изломанное дерево и оставил после себя лишь скорлупу.   
Каждая эпоха прошла в своих условиях, и поэтому пуритане пострадали почти столько же от лучших побуждений историков, сколько от бездумной критики. Около 1800 года общим представлением о пуританах было то, что они восстали против Англии. К 1830 году они стали также глашатаями демократии. В глазах следующего поколения они стали для Севера пророками человечности – разве они не попытались поднять гонимых и объединить их в колонии? В то же время для Юга они были людьми, которые несли ответственность за ненависть и геноцид, и даже за запрет спиртных напитков!.. 
Правильный подход к пуританским основателям Новой Англии должен исходить из истории Средневековья. Это люди, которые приняли Реформацию без Ренессанса.
Это были в основном крестьяне и ремесленники, возглавлявшиеся образованными священнослужителями, получившими образование в Оксфорде и Кембридже, а также отдельные помещики и городские купцы. В их сознании не было классовых комплексов, их связью была религия, и их точка зрения по большинству вопосов была отчетливо средневековой. Отчаявшись осуществить свои цели на родине, ибо весь ход событий работал против них и ситуация становилась с каждым годом все хуже, они предприняли смелую инициативу создания в новом мире града Божия – той христианской цивилизации, которая существовала в умах Августина и других мечтателей Средневековья.
Несмотря на всю антикатолическую направленность пуритан, они были гораздо ближе к идеям средневекового католицизма, чем протестанты ХХ века. Здесь нет парадокса. Хотя пуритане ругали «папистов», они создали теократическое государство, которое в отличие от римского проекта было реальным. Все различия в теории и практике бледнели перед реальным единством цели.
Что было центральным элементом католической мысли Средневековья? Человек создан для славы Божьей, и его уникальный долг и предназначение – в том, чтобы служить Богу и исполнять Его волю. Именно так мыслили о жизни и пуритане. Просто они также считали, что католичество после смерти Августина приняло неверный оборот, повредило доктрину и извратило приоритеты, и что Уильям Лод пестовал все эти искажения вместо того, чтобы идти с Реформой до конца.
Пуритане сбросили все наслоения веков, отвергли все компромиссы, которые церковь повела с обстоятельствами и с человеческой природой, и обрели абсолютный, высший авторитет в Библии.  Они проповедовали только Христа, Христа, как они видели Его в Евангелии, без украшений, и создали Церковь, которая должна была вполне соответствовать изначальной, апостольской. Они тосковали по прямому пути к Богу, и потому верили и жили по-Божьи.
Если пуританин презирал великолепие древнего богослужения, то потому, что он не хотел иметь ложных и чувственных символов между собой и Искупителем. Если он отказался от ходатайства святых, то потому, что Он мог встретиться с Богом лицом к лицу. Если он предпочитал сарай готическому собору в качестве места отправления культа, то не из-за вражды к красоте как таковой, а потому, что красивая архитектура, витражи и церковная музыка показались ему барьером между христианином и Христом.  Эту программу было невозможно провести в Англии Карла Iи Лода. Пуритане сочли, что христианский образ жизни невозможен в легкомысленной и развращенной стране. Они эмигрировали, чтобы остаться верными ему. 
Пуритане полагали, что все основные истины Божия Откровения к 1630 году стали ясны, и что за исключением деталей, их богословие должно оставаться неизменным и вечным. Они сделали его оплотом системы образования. Дети должны были учиться читать, чтобы знать Библию, священники – учить три языка, латынь, греческий и иврит, чтобы читать Писание и Отцов Церкви в оригинале. Невежественное служение ужасало пуритан еще больше, чем неграмотность населения, и они приняли меры к защите и от того и от другого, создав за несколько лет в Новой Англии замечательную систему начальных школ, гимназий и колледжей. Эта система с ее акцентом на Библию, риторику, математику и классические языки, прекрасно воспитывала мальчиков и готовила к нелегкой жизни того времени.
Пуританская Новая Англия заложила ту традицию свободного народного образования, которая стала подлинно американской. Замечательная группа ученых, появившаяся в стране, не возникла сама по себе. Они наследовали гуманитарной традиции пуритан, вывезенной из Оксфорда и Кембриджа, и победили бедность и индейскую усобицу. Около 1650 года студенты Гарварда сочиняли латинские речи и стихи, помнили классические шутки… и читали «Чудотворные деяния Спасителя в Новой Англии». Президент Гарварда Элнатан Чонси перепечатал и «Геспериды» Херрика, и «Пастырский календарь» Спенсера. Энн Бредстрит из приграничной деревни Мерримак писала стихи в стиле Шелли.
Богословие Новой Англии должно было удовлетворять интересы пуританских интеллектуалов, но его теологические спекуляции не вели в интеллектуалистический тупик. Джонатан Эдвардс говорил, что добродетель есть красота. Деревни колониальной Новой Англии обладали самой красивой ландшафтной архитектурой к северу от Мехико, а клиперы, бороздившие пуританские гавани, были самыми красивыми созданиями рук человека в этой стране. И после этого говорят, что пуритане ненавидели красоту, воспринимали творчество как грех и верили в силу безобразия!
Пуритане не оставались равнодушны к красоте, но они не могли рассматривать ее как независимое качество, отдельное от пользы и нравственности людей. Их отношение к светскому искусству было скорее равнодушием, чем активной неприязнью – что не так далеко от отношения среднего американца сегодня. Пуритане не думали о предметах искусства как таковых. В отличие от английских дворян того времени и американских мультимиллионеров наших дней они не ввозили старых мастеров из Италии или антикварную мебель из Франции, они создали нечто гораздо лучшее – художественные традиции нации и красивые вещи повседневного быта. Все вещи в их глазах должны быть полезны, в противном случае они лишь возбуждают тщеславие.
Единственной желательной формой живописи оставался семейный портрет, музыки – мелодии псалмов. Все остальное было тратой драгоценного времени.  Вот пуританская концепция существенно современная, а не средневековая, и она образовала самую сердцевину американской жизни. Средневековый священник не заботился о том, как его паства тратила время, пока она исполняла свои профессиональные обязанности, она могла располагать досугом. Но для пуританина праздность была грехом, ибо каждая секунда времени есть дар Бога людям и может быть использована для служения. Речь не идет только о молитве, ибо человек может наилучшим образом служить Богу в своих повседневных занятиях и делах. И интеллектуальный, и ручной труд может быть более приятен Богу, чем медитации отшельника или самобичевание аскета. Но нужно быть занятым всегда. «Мы преисполнены решимости утвердить свое особое призвание в Господе, - говорится в ковенанте Сейлема, - избегая праздности, этого бича любого государства». Пуритане выводили этот код из посланий энергичного еврея – Апостола Павла. Поэтому многие законы колоний были направлены против азартных игр и табака. Карты и театр были при любых обстоятельствах пустой тратой времени и, следовательно, полностью запрещались. 
Это был код общения пионеров Новой Англии, где праздность летом грозила обернуться голодом зимой, где дети воспитывались в привычке к труду. Помимо этого учения об усердии пуритане как таковые не внесли  чего-то нового в американскую экономическую мысль, но тем не менее Новая Англия создала американскую промышленность, торговлю и судоходство, которые позволили ей обрести свободу. Здесь мы лишаем пуритан одного из немногих современных лавров. Пуританство было отчасти протестом против средневековой экономики. Но политика невмешательства и американский культ успеха не были никак связаны с теологией пуритан. Это вздор. Основатели Новой Англии наследовали экономическим идеям Фомы Аквинского. Они строго запрещали ростовщичество и спекуляцию, преследовали несправедливое установление цен, регулировали производство и заработки и даже деятельность торговых гильдий.
Демократия, независимо от того, благо она или проклятие –  чадо фронтира, а не пуританизма. Она скорее возникла в Пенсильвании, чем в пуританских колониях. Здесь мы должны  возразить против анализа многих историков и их восприятия прежней политической науки. Пуритане Новой Англии развили конгрегационализм, который, конечно, давал рядовому человеку гораздо больший вес в Церкви, чем любое другое ее устройство. Но прав был Сэмюэл Хартфорд, который охарактеризовал новоанглийскую общину как «говорящую знать и безмолвствующий народ». Он мог сказать то же самое и о тогдашнем правительстве Англии. Ее лидеры приняли суровые меры предосторожности против воли и самовыражения народа, и пуританский высший класс не верил в добродетель среднего человека и способность его греховной природы к самоуправлению и власти. И хотя простые люди приобрели в этом обществе большее уважение, чем прежде, лишь в XIXвеке им стали доверять больше, чем образованным лидерам и специалистам, терпеть слабых лидеров и культивировать другие вещи, присущие «демократии».
Это правда, что некоторые черты американских политических институтов, такие, как голосование и выборы в установленные сроки, могут быть прослежены до основания штата Массачусетс, но это потому, что колония была торговой, а не потому, что она была пуританской. Ее лидеры должны были по возможности создать условия для честной работы должностных лиц, а основатели Коннектикута создали прекрасную систему, где губернатора и совет держали у власти до тех пор, пока они могли служить народу.
При это пуритане все же дали американским институтам очень многое. Их наследием был дух гражданственности, уважение к закону и порядку. Пуританам не было свойственно уклонение от ответственности, степень подотчетности официальных лиц была высокой. Я не нашел сведений о неправовых действиях государственных учреждений ни в одной из колоний Новой Англии вплоть до XIXвека – это появилось тогда, когда религиозная санкция испарилась. Закон и порядок стали пуританским девизом.
По этому вопросу были трения в первые дни колонии Массачусетс. Губернатор Уинтроп утверждал, что к тем, кто пришел в общину, следует относиться строже, чем к тем, кто ее создавал, потому что таковые больше склонны к нарушениям. Однако Хайнс, Дадли, Хукер и Коттон возразили, что строгая дисциплина в судопроизводстве не менее важна, чем в бою, и для нее критерий – это не оседлость, а честь и слава Евангелия. Тогда Уинтроп признал свое поражение. С того дня строгость и законов, и их соблюдения были кодексом колоний пуритан, и в значительной мере благодаря этому им удалось избежать раздробления, что неизбежно при жизни на фронтире и потере прежних санкций. Эта суровая дисциплина могла быть тяжела для отдельных людей, но она положила начало американскому законопослушанию. Новая Англия никогда не проходила через период кулачного права, и никому не пришлось оставить родину, чтобы попасть в царство беззакония – таких несчастных просто не было.
Новая Англия в конечном итоге оказалось не более градом Божьим на холме, чем старая добрая Англия. Ее строгая мораль и мужество рассеялись.  Тем не менее для нас сегодня и для Америки будущего это суровое стремление реализовать Новый Завет в глуши Нового Света не может считаться провалом.  Важно то, во что верили пуритане, важно, что они были стойки и стремились к высшей правде, а не к исполнению своей воли и желаний. Дух Новой Англии еще жив, и будет печальным днем для республики тот день, когда он умрет.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn