Майкл Гоуэнс. Дело Троицы в спасении грешников

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЕЛО ТРОИЦЫ В СПАСЕНИИ ГРЕШНИКОВ
Майкл Гоуэнс
оригинал http://www.sovgrace.net/trinity.htm

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
Гал.4.4-6

Библия, поскольку она есть Слово Вечного, Праведного и Непреложного Бога, никогда не противоречит сама себе. Если ее правильно понять, то в ней есть удивительная симметрия и последовательность исторических фактов, на которые она ссылается, этических норм, которые она поддерживает, и богословских истин, которые она триумфально утверждает. Всякий раз, когда мы видим в ней противоречие, дисгармония присутствует не в Божьей книге, но в человеческом уме. Задачей интерпретатора, следовательно, является прежде всего синтез каждого стиха с его непосредственным контекстом, определенных книг, в которых мы видим некое учение, с другими, вдохновленными Тем же Автором, и наконец, тех или иных утверждений с Библией в целом. Все это делается путем сопоставления Писания с Писанием. Когда достигается такой уровень согласованности, что библейские истины сочетаются в единое целое наподобие фрагментов мозаики, составляющих единую картину, мы можем быть достаточно уверены в том, что наше мнение является правильным.
Конечно, точная интерпретация – дело непростое. Но она возможна. Божья помощь здесь дается для того, чтобы мы могли лучше и легче понять картину целого, в которую сочетаются богословские утверждения. Помните, что цель состоит в том, чтобы понять каждую истину в свете всех остальных, ибо все истины составляют богословское единство, согласованность, гармонию и симметрию по преимуществу.
Предпосылка, с которой я приступаю к построению гипотезы, состоит в следующем: библейская доктрина Троицы делает доктрины безусловного избрания, частного искупления, неодолимой благодати и вечной безопасности святых необходимыми. Иными словами, доктрина благодати, это единственное богословие спасения, являет соответствие той истине, что Бог Триедин. Это моя гипотеза. Давайте попытаемся проверить ее библейски.

Божественное Триединство

Писание однозначно учит, что Бог есть Триединство. Бог есть Отец, Сын и Святой Дух: «И сии три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино» (1 Иоан.5.7). Нападки на христианскую веру есть прежде всего отвержение доктрины Троицы, и другие стихи Писания можно приводить здесь скорее как аналогию к 1 Иоан.5.7, где все столь очевидно.
Этот стих определяет Троицу как три Лица в Единстве Одного Бога. «Сии три свидетельствуют на небе… и суть Едино». То есть Троица есть Триединство. Выражаясь языком Павла, это Божественная тайна. Это нечто большее, чем может понять конечное сознание. В таких отрывках, как Мтф.28.19, где Господь дает Церкви поручение крестить «во имя Отца, Сына и Святого Духа», звучит формула выражения этой загадочной доктрины. Обратите внимание на различие между Отцом, Сыном и Святым Духом, которое подразумевается через использование союза "и": "... во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Сам язык предполагает, что существует различие Лиц Божества. Отец не Сын, и Сын не Дух, а Дух не Отец. Они отличаются друг от друга. Обратим также внимание, что слово «Имя» используется сингулярно. Иисус не сказал «во Имена», но «во имя», в единственном числе. Это говорит о том, что существует единство сущности Божества. Согласно этому стиху, христианская вера выражается формулой, означающей доктрину Троицы в терминах различия Лиц при единстве Сущности. Иными словами, в Боге есть Три Божественных Лица – Отец, Сын и Святой Дух – равные по сути, по атрибутам, по домостроительству, могуществу, целям и славе. Отец является на 100% Богом, как и Сын, и Дух. Это тайна, так же как и тайна двух природ Христа, Который равно есть полностью Бог и полностью Человек, а не наполовину Бог и наполовину человек. Формула такого рода не объясняет все, что остается тайной, но по крайней мере она не искажает тайну Бога, говоря от Его имени.
Единство и Троичность есть основа бытия Бога. Когда христиане говорят, что они верят в Троицу, они не говорят, что это одна Личность, которая носит маски наподобие доктора Джекила и мистера Хайда. Это не значит, что Бог иногда играет роль Отца, затем принимает решение быть Сыном, а потом надевает маску Духа. Унитарная модель не может объяснить, как могут существовать внутренние взаимоотношения в Боге, выраженные в Иоанн.14.16: «И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек», и в Пс.2.1: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, пока не положу врагов в подножие ног Твоих». Бог не единица, но Единство. Это не три бога и не тритеизм. Есть Три Лица, но Бог один (1 Кор.8.4-7, Втор.6.4, Иоанн.10.30, 2 Кор.3.17). Библейское и историческое христианство бесспорно тринитарно (Лк.1.35, Иоанн.14.16, 15.26, Еф.2.18, Мтф.28.19, 2 Кор.13.14, 1 Иоан.5.7, Откр.1.4-5).

Спасение – это дело Божие

Итак, Бог есть Троица. Это одна предпосылка. Теперь давайте обратим внимание на вторую предпосылку Писания: спасение есть дело Божие, а не человеческое: «спасение от Господа» (Иона 2.9), «спасение не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9.16); «спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим.1.9).
Можно ли после этого говорить о спасении делами? Это означает, что Бог совершает спасение один, независимо от грешного человека и его помощи, и потому вся слава только Богу. «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор.1.30-31). Это означает также, что Три Лица Троицы совместо совершают спасение грешников. Спасение от Господа означает, что спасение есть дело Отца, Сына и Святого Духа, ибо Бог Триедин.
Богословы используют для описания этого совместного действия Трех Лиц специальный термин – домостроительство Божие. В любом действии Бога Три Лица находятся в полном единстве, согласии и соработничестве. Например, творение есть дело Отца (Быт.1.1), Сына (Кол.1.16, Евр.1.2) через посредничество Духа (Быт.1.2, ср. Быт.1.26-27). В деле творения нет разногласий или раскола внутри Бога. Единое действие Божества также явлено в Воскресении Иисуса Христа. Писание атрибутирует Воскресение Христа Отцу (Деян.2.24, 13.30), Сыну (Иоанн.2.19, 10.18) и Святому Духу (Рим.1.4, 8.11). Несмотря на то, что все Три Лица имеют свои служения и самосознание, между Ними есть удивительное единство и согласие.
Домостроительство Божие наиболее ярко явлено в деле спасения. О соработничестве Лиц Божества сказано, например, в Ис.48.16: «И ныне послал меня Господь Бог и Дух Его», и в 2 Кор.5.19: «Бог во Христе примирил с Собою мир». Нигде об этом не сказано ярче, чем в Еф.1 и Рим.8, где Отец, Сын и Дух изображены как действующие в едином Завете. Завет благодати был замыслен Отцом (Еф.1.4-5, Рим.8.28-33, 2 Тим.1.9), исполнен Сыном (Еф.1.7, Рим.8.34, Иоанн.6.37) и применен Духом (Рим.8.2,9,15). От начала до конца, спасение от Господа, без малейшего намека на несоответствие или несовместимость внутри Божества.
По крайней мере три отрывка Нового Завета сжато выражают домостроительство Божие во спасении. Сравнивая их друг с другом, мы можем заострить внимание на соответствующие действия каждого Лица в Божием деле спасения. Это, во-первых, Галл.4.4-6, где дан общий очерк, во-вторых, 1 Пет.1.2: «избранным по предведению Бога Отца, через освящение Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (ЕМВ); в-третьих, Иуд.1: «призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом». Ссылки на Отца, Сына и Святого Духа есть во всех трех отрывках. Сопоставив их, мы получим целостную картину соработничества Лиц Троицы во спасении.
1. Дело Отца. У Петра и Иуды Отец представлен как Инициатор завета о спасении. Избрание, предведение (1 Пет.1.2) и освящение (Иуд.1) имеют отношение к изначальному установлению Божию – избрать тех, кого Он возлюбил, и отличить их ко спасению, до сотворения мира. Каждый из этих терминов относится к Божию завету. Вопреки распространенному толкованию, "предвидение" не является синонимом атрибута Божьего всеведения, но это термин, отражающий идею завета любви (Быт.4.25, Мтф.7.23, Иоанн.10.27). Иными словами, он относится не к рациональному знанию, но к личностному, не к информации, а к взаимоотношениям. В этом смысле Бог предузнал людей, а не просто события: «Кого Он предузнал…» (Рим.8.29). Божие избрание людей до сотворения мира было основано на Его инициативе установить отношения завета с теми, кого Он возлюбил, с «избранными по предведению». Тех, кого Он возлюбил, Он отделил, то есть взял Себе в удел (Иуд.1). Опять же, речь идет об освящении, которое как дело Отца должно пониматься в перспективе завета искупления до начала мира. Так же, как Отец освятил Сына, то есть заключил с Ним завет благодати, и послал Его в мир (Иоанн.10.36), Он также освятил Его народ – то есть поставил его отдельно в Завете с ним, как со Своим народом, и даровал ему искупление: «Избавление послал Он народу Своему; заповедал навеки завет Свой» (Пс.111.9). Именно эта группа людей, в отношении которой заповедан Завет, искуплена Иисусом Христом: «Ибо одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10.14). Отрывок Послания к Галатам представляет Бога Отца как великого Руководителя спасения, пославшего Сына (5.4) и Духа (5.6), когда пришла полнота времени, с тем чтобы принять нас в Свою семью в Сыне. Отец, Который замыслил Завет, также устраивает его и совершает наше спасение (Еф.1.5).
2. Дело Сына. Галл.4.4-5 представляет Сына как Искупителя. Глагол «искупить» означает выкупить, заплатив цену. Он предполагает предварительное владение, ибо никто не может «выкупить» то, что никогда ему не принадлежало. По самому определению доктрины искупление неразрывно связано с избранием. Начинаете ли вы видеть само развитие плана спасения? Отец замыслил искупить Свой народ, и Сын осуществил план Отца, полностью обеспечив искупление всего народа. Сын не просто сделал людей способными принять искупление или последовать Его замыслу. Он фактически освободил их (1 Пет.1.18), Он достиг спасения (Иоанн.19.30), Он примирил их с Богом (Кол.1.21)! Когда Он вознесся и воссел одесную Отца, Он обрел «вечное искупление» (Евр.9.12). Во Христе мы имеем «искупление Кровью Его» (Еф.1.7). 1 Пет.1.2 представляет Сына как Искупителя, Который Своей Кровью очищает Свой народ от его грехов (Евр.13.12, Откр.1.5). Это освящение окончательно (Евр.2.11, 1 Кор.1.2). Иуд.1 представляет Его также как Защитника, Который охраняет души искупленных. Tereo (сохранить) означает «держать в поле зрения, охранять». Те, кто охраняем Добрым Пастырем, не станут отбившимися овцами (Иоанн.10.27).
3. Дело Духа. В Галл.4.6 Святой Дух представлен как Божественный Обитатель души. Отец посылает Духа обитать в тех людях, искупить которых Он послал Своего Сына: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва Отче!».Когда Он водворяется в душе, Он, Святой Странник, способствует духовному стремлению к Богу, сопоставимому с тягой ребенка к родителям. Посредством этого Духа усыновления мы взываем: Авва, Отче (Рим.8.9). 1 Пет.1.2 представляет нам Духа как Освятителя, Который лично прилагает Кровь Христа к душе, лично очищая сердце от греха. В отличие от освящающего дела Отца, которое мы назвали Заветом освящения, и освящающего дела Сына, которое есть окончательное освящение, работа Духа по освящению в связи с личным спасением может быть охарактеризована как освящение жизни. Когда человек рождается вновь, он очищается и омывается Духом Святым (Еф.4.24, Тит 3.5, Иоанн.13.10). Апостол Иуда представляет Духа как Призывающего, Того, Кто называет человека избранным и искупленным, и призывает его, мертвого во грехах, в новую жизнь Своим суверенным и живительным призванием (Иоан.5.25). Дух призывает только тех, кто избран Отцом: «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8.28). Но сказано дальше: «А кого Он предузнал, тех и предопределил… а кого предопределил, тех и призвал» (Рим.8.29-30). Видите ли единство и последовательность, царящие в Божием плане спасения? Важно, что слово kletos (призванный) в этом тексте подчеркивает власть, силу и Божественное величие призвания. Слово Божие говорит не просто о приглашении, но о творческом повелении, Божественном императиве. Возрождение – это действенный призыв, каждый раз исполняющий цель Божию.

Выводы

Моя гипотеза утверждает, что библейское учение о Троице делает доктрины безусловного избрания, частного искупления, неодолимой благодати и сохранения святых логически необходимыми. Нет ни одной другой школы сотериологии, которая считала бы, что это согласуется с Божественным Откровением. Если принять, что Библия говорит о бытии Бога, нам придется, если мы хотим быть последовательными, сделать выводы о суверенной благодати. На каком основании я выдвигаю столь смелые, если не сказать догматичные претензии? По сути – исходя из следующих фактов:
- Иные взгляды на спасение грешников разрушают Триединство Бога. Возьмем, к примеру, идею всеобщего искупления (что Христос умер для всех без исключения и предлагает спасение свободно для всех, кто покается, уверует, примет и т.д.). Общее искупление – это утверждение: только те, кто принимает предложение спасения, рождаются от Духа. Такая позиция подрывает единство Троицы, ибо она учит, что Сын умер за всех, но Дух дан лишь некоторым из них. Что можно сказать о представлении, что Бог избрал тех, кто, как Он предузнал, уверует в Него, хотя Он возлюбил весь род человеческий и спас его на Кресте? Определяя избрание с точки зрения предузнания веры людей, можно достичь согласованности между делом Отца и Духа, но что тогда можно сказать о Сыне? Такая позиция означает, что Отец избрал некоторых, Сын умер за всех, а Дух опять-таки призвал лишь некоторых из них. Опять же – это разобщенность. Многие христиане, рискну сказать это, считают, что Бог Отец любит всех людей одинаково, что Бог Сын умер за всех людей в равной степени, но Дух призывает откликнуться лишь тех, кто верит Евангелию. Эта позиция представляет дело так, что в Троице есть разногласия. Идея о том, что некоторые люди могут быть искуплены таким образом, что они все равно утратят спасение, также вносит в Божество элемент неопределенности и несогласия. Какие бы формы ни принимали возражения – участие человеческого фактора в деле спасения противоречит библейскому свидетельству о гармонии и единстве Троицы и делает результаты спасения расплывчатыми и неопределенными. Старая пословица ставит проблему в весьма сжатой форме: цепь не сильнее, чем ее самое слабое звено.
- Есть ли неопределенное спасение? В 2 Тим.2.19 сказано: «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь своих». В 2 Цар.23.5 сказано, что Божий завет – это указ, которому можно доверять. Мтф. 1.21 говорит о том, что Иисус "спасет людей Своих от грехов их". Эта определенность совершенно непонятна, если спасение зависит от человека на любом уровне.
- Доктрина благодати является единственной моделью спасения, которая сохраняет единство Троицы в согласованности и гармонии, от начала до конца. Бог Отец избрал Свой народ, Бог Сын избавил определенных людей, Бог Святой Дух призвал тот же народ от гибели во грехах к жизни во Христе. Ни один человек не может быть потерян Богом. Тот, кого призвал Отец, будет с Ним. Однажды Иисус сказал: "Вот я и дети, которые Ты дал Мне" (Евр.2.13 ЕМВ), не некоторые из детей, и не большинство из них, но все, кто возлюблен Отцом, освобожден Сыном и призван Духом. От начала до конца, спасение от Господа, от Его свободной и суверенной благодати.
- Ничто не свидетельствует более явно о последовательности и преемственности в деле Божием, чем Рим.8.29-31. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» Поскольку спасение – Божие, те, кто прославлены – это те же самые люди, что и предузнаны. Спасение от Господа, через Его свободную и суверенную благодать! Ни одна школа мысли не гармонирует с этой главной доктриной Библии. Никто не находит недостающие фрагменты мозаики. Доктрина Троицы делает учение о благодати единственным вариантом для тех, кто верен Слову Божию.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn