Стэнли Филипс. Стойкость и сохранение святых

Инквизитор Эйзенхорн 2
СТОЙКОСТЬ И СОХРАНЕНИЕ СВЯТЫХ
Cтенли Филипс
http://www.pristinegrace.org/media.php?id=392

Среди баптистов существует конфликт по многим вопросам, производящий большое разнообразие позиций. Очевидно, что существует непреодолимый разрыв между доктринальными взглядами кальвинистов и абсолютным волюнтаризмом арминиан, составляющих значительную часть современных баптистов.
Баптисты-кальвинисты учат как стойкости, так и сохранению святых. Это историческое и библейское утверждение христианской веры и доктринальная основа старых баптистских церквей. Коротко говоря, мы считаем, что все избранные Божии – это спасенные во Иисусе Христе, «призванные святые» (Иуд.1). Это спасение во Христе, через Его Личность и ходатайство во всей вечности, так что апостолы могут заявить: «Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной во Христе прежде вековых времен» (2 Тим.1.9).

Святые не только спасены в завете благодати во Христе, данном прежде основания мира, но и силой Бога спасаются «через веру ко спасению, готовому открыться в последний день" (I Пет. 1. 5 KJV). Они призваны к добрым делам (Еф.2.10), ибо Сам Бог могущественно работает в них (Еф.1.19) для их освящения, по Своему благоволению (Фил.2.13), ибо «воля Божия – освящение ваше» (1 Фес.4.3), чтобы представить нас святыми Отцу Небесному.
Все это соответствует Лондонскому Исповеданию 1644 года и вере ранних баптистов, наставленных в святости суверенного Бога. Но в этом и заключается разница по данному вопросу между баптистами-кальвинистами и другими баптистами. В целом, большинство баптистских миссий проводят доктрину вечной безопасности верующего. Как часто заявляли другие, они считают, что «однажды в благодати – навсегда в благодати», или «спасенный раз спасен навсегда». Но есть разница между данными двумя позициями. Наша вера основывается на суверенитете Бога, работе Святого Духа, активном послушании Христу и Его совершенном искуплении за наши грехи, как прочной основе для доктрины безопасности спасения. Но другие ее сторонники придерживаются лишь номинального децизионизма и при этом активно выступают против драгоценных оснований доктрины благодати, которые только и могут обосновать надежду на вечную безопасность! Говоря вкратце, они отрицают сохранение святых и предпочитают стойкость верующих, то есть отрицают, что Бог хранит святых ради Своей славы. Они считают, что святые могут не ходить в вере и добрых делах и в то же время они остаются спасенными, что мы не должны быть обеспокоены стойкостью в вере. Решение само по себе достаточно для вечной безопасности.
Для верующих в предопределение это мнение является действительно опасной доктриной, ведущей к самоуспокоенности. По сути дела, человек может вступить в церковь по плотским, семейным или касающимся престижа мотивам, и как только он «принял решение за Христа», он не может быть потерян, несмотря на его мятежи, неверие и греховность. «Однажды спасен - спасен навсегда» - эта доктрина с оттенком децизионизма привела к беспечному равнодушию и опасным заблуждениям. Доказательств в ее поддержку баптисты приводят больше, чем любая другая деноминация в Америке, но их жизнь не приносит Богу свидетельств нравственного изменения. Множество баптистов США никак не меняют американскую культуру в сторону благочестия и морали. К сожалению, мiр легко проник в баптистскую среду. Смесь «стойкости» и действенной благодати – это опасная полуправда.
Можно ожидать, что если часть баптистов говорит о стойкости и отрицает сохранение святых, то другие должны принять иной вариант и говорить о сохранении святых, а не о стойкости! Действительно, это так и есть.
Когда Роберт Рэнделл был исключен из церкви Уэльса за арминианство, он уехал в Нью-Хэмпшир. Там он заложил фундамент движения, известного как Баптисты свободной воли. Оно настолько повлияло на баптистов Нью-Хэмпшира, что они были вынуждены в значительной мере пересмотреть Лондонское исповедание веры и подготовить компромиссное Нью-Хэмпширское баптистское исповедание 1833 года. Этот процесс совпал с подъемом современного миссионерского движения среди баптистских новаторов – что объясняет, почему многие баптисты-арминиане, например в Джорджии, подписались под Нью-Хэмпширским исповеданием.
Баптисты свободной воли и многие Северные баптисты наряду с харизматами настаивают на «стойкости» святых. Их девиз – «Претерпевший до конца спасен будет». Каждый обязан принять Христа, покаяться и верить, и стоять в вере до конца. Так или иначе подобные люди, «принявшие Христа», убеждены, что покаяние предоставлено естественной воле и способности человека. Все, что делает Бог, с этой точки зрения – это поддерживает послушание святых до конца жизни. Таким образом, они настаивают на том, что святые могут отпасть от благодати и в конечном счете погибнуть. То, что они стоят или падают, в конечном счете зависит от воли человека.
В соответствии с Писанием и опытом благодати, в библейской доктрине должен соблюдаться баланс. Бог не просто начинает дело спасения и ждет, чем все закончится. Он не просто зритель нового творения. Он также не позволит человеку начать дело, а затем просить под него «кредиты». Скорее, "Тот, Кто начал доброе дело в вас будет выполнять его" (Фил.1.6), с тем чтобы честь и слава принадлежала Ему, а не мы хвалились!
Высшее проявление суверенной власти Божией в том, что в Своем помиловании Он радикально меняет сердце, разум и чувства падшего человека. Это Он делает святых способными к духовной жизни, хотя они мертвы по преступлениям и грехам (Еф.2.1), через суверенную и независимую работу Святого Духа, Которого дает им. Сам Бог начинает Свою работу в жизни бедного грешника. Он дает человеку представление о Нем, как о Суверенном Боге. Он дарует ему послушание. Бог безусловно не позволит Своему славному делу сорваться по воле грешника – но Он будет руководить жизнью и делами Его святых, сотворенных на добрые дела (Еф.2.10). Это Бог, Который делает так, чтобы человеку нечем было хвалиться.
В доктрине суверенной благодати Божией есть кажущийся (но не реальный!) парадокс. Для любого верующего очевидно, что Бог есть и будет полностью суверенным. Он неизменно исполняет все, что замыслил – иначе Ему недоставало бы или власти, или мудрости, чтобы сотворить все для Своей славы. Вера множества «евангеликов» не охватывает этих двух атрибутов и создает ошибочные характеристики Бога, являющегося объектом такой веры. Тем не менее ясно, что у человека есть воля. Воля падшего человека стоит в оппозиции к воле Божией. Действительно, «плотские помышления есть вражда против Бога… они закону не покоряются, да и не могут, посему живущие по плоти не могут угодить Богу» (Рим.7.8 ЕМВ). Разумеется, если Бог и человек желают взаимоисключающих вещей, то кто-то должен отказаться от своей воли. Для подлинного верующего всегда будет тайной то, что падший человек становится советником Бога, а Бог уступает ему. В таком случае человек становится суверенным, а Бог нищим! Но Божья воля тем не менее изменяет волю человека во всех ее противоречивых желаниях. Как Бог это делает: Вечный Завет Христов означает, что «в день силы Твоей народ Твой готов в великолепии святыни» (Пс.110.3).
Сбалансированная доктрина стойкости и сохранения святых означает, что великая гармония воль отражает славу и честь нашего суверенного Бога. Мудрость и вечная цель Бога во спасении – прославить богатство Своей благодати, величие которой сияет в избрании. Стойкость – это Божья власть над грехом и любящая защита Его драгоценных людей, поддерживающая их в качестве живого свидетельства благодати перед падшим и нечестивым миром. «Сосуды милосердия, приготовленные к славе» (Рим.9.23) – это свеча, которая не может быть поставлена под спуд, и город, который не может укрыться. Вся работа Бога для них - "в похвалу славы Его благодати." (Еф.1.6). Таким образом она обязывает святых ходить в святости, иначе нет никаких доказательств, что их дела «в Боге соделаны» (Иоанн.3.21).
Это причина того, почему баптисты Старой школы решительно отвергают какие-либо ложные обвинения в том, что они считают, что Бог является автором греха. Это противоречит нашему опыту, явленному в стойкости святых. Он есть Бог, Который начал Свое дело в них, и Бог, Который продолжает работать с их волей и освящать их ради славы Своей. Мы не можем не делать добрые дела, на которые сотворены.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn