Воздухоплавание и авиация. НЛО-1. Часть 6-11-4-1

Валерий Шпинев
Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ И АВИАЦИИ. НАЧАЛО КОСМОНАВТИКИ. НЛО-1. Дайджест (до 1700 г.). Часть 6-11-4-1.

Громовая Птица — легендарное существо в мифологии североамериканских индейцев, обладающее сверхъестественной мощью. Чаще всего изображается и почитается индейцами тихоокеанского побережья, однако также встречается в различных формах на американском юго-западе и Великих равнинах. Также громовые птицы почитались в древнем культе юго-восточного церемониального комплекса. (http://ru.wikipedia.org).

Название «Громовая птица» происходит от верования, что гигантские крылья этой птицы поднимают ветер и вызывают гром. На языке лакота птица называется Wak;;y; — от слов k;y;; («крылатый») и wakh;; («священный»). На языке нутка птица называется Kw-Uhnx-Wa, а на языке оджибве — animikii или binesi (последнее слово относится только к крупным громовым птицам). (http://ru.wikipedia.org).

Тотемный столб, изображающий Громовую птицу - Kwakwaka’wakw  (Северо-запад США). (http://ru.wikipedia.org).

Доколумбовы культуры Северной Америки (культ и мифология):
Громовая Птица • Кива • Паяса • Подводная Пантера • Птичий камень • Рогатый Змей • Трубка мира • Фигурный курган • Человек-птица • Юго-восточный церемониальный комплекс. (http://ru.wikipedia.org).

Юго-восточный церемониальный комплекс, - известный так же, как Южный культ смерти, Южный культ или Воинский культ вождеств (1200—1650). (http://ru.wikipedia.org).

Социальная организация миссисипской культуры была основана на культе войны. Боевые символы встречаются наряду с другими артефактами, на которых изображены космические символы, животные, люди и мифические существа. (http://ru.wikipedia.org).

Сходные предания были известны… финно-угорским народностям Северо-Восточной Европы и Зауралья, далекие предки которых являлись соседями скифов (а ранее… - и арийских племен… в индоиранский период). «Крылатым» или «Небесным Карсом» называется фантастическая птица в легендах хантов и манси. Вот как описывает ее С. Патканов, изучавший в конце XIX в. фольклор зауральских хантов: гигантской величины птица с человекоподобной головой и большим клювом; позади рук, снабженных длинными и острыми когтями, вырастают два мощных крыла; «крылатый Каре» умеет говорить по-человечьи; обладая необыкновенной силой, он может унести на спине человека. В сказаниях манси Каре выступает иногда как чудовище, разрушающее дома и селения или, напротив, оказывающее помощь герою. Оно может перевезти его на себе в далекие страны, даже к Северному океану: «Между лопатками ко мне садись... Взлетел. Несет. К Ледовитому морю прилетели. Опустились» (из преданий манси, записанных В. Чернецовым). (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

Образ фантастической птицы в мифологии уральских народов вполне соответствует иранскому Симургу и индийскому Гаруде. Нельзя, конечно, утверждать, что именно такой образ уже существовал в мифологии индоиранских племен и их соседей в общеарийскую эпоху. Представление об особом облике этой легендарной птицы, какой она описана в традициях Индии, Ирана и Зауралья, могло сложиться и в результате независимого развития, появиться в связи с более поздними контактами, быть элементом широко распространенных «бродячих сюжетов». Ведь сходные черты фантастической птицы можно найти в легендах различных народов, например в арабских (птица Рух) и русских (Жар-птица) сказках. И тем не менее можно предполагать, что образы всех этих чудесных птиц в своей основе восходят к единому и очень древнему источнику. (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

Археологические и этнографические материалы показывают, что огромная чудо-птица входила в круг мифологических образов, издавна бытовавших у финно-угорских племен Северо-Восточной Европы и Урала. Уже в XIX в. ученые обратили внимание на большое число встречающихся в этих областях металлических изображений реальных и особенно фантастических животных, птиц и птицеподобных существ. Многие из таких изделий до XVIII-XIX вв. служили амулетами, идолами и жертвенными приношениями богам в специально предназначенных для этого культовых местах. Такие предметы из районов Прикамья, верховьев Печоры и восточных склонов Урала в конце XIX в. были изучены пермским краеведом Ф. Теплоуховым. Ученый выделил целый ряд типов в изображении этих «баснословных существ» и показал, что они являются популярными образами мифов и легенд пермских и угорских народов. К наиболее часто встречающимся, относятся изображения фантастических существ с чертами птицы и хищного зверя, а также иной тип — птицеподобные существа, имеющие на груди изображение человеческого лица; нередко на теле птицы — фигура стоящего в рост человека. (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

Сходные предметы были обнаружены в Прикамье и Зауралье и при раскопках памятников археологических культур. Это дало ученым материал для датировки таких находок (работы А. Збруевой, А. Смирнова, В. Чернецова). Металлические фигуры, в том числе изображающие птиц с человеческими лицами на груди и человека в рост на теле птицы, засвидетельствованы на этих территориях для археологических культур начиная со второй половины I тысячелетия до н.э. (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

По религиозным воззрениям угорских народов, как показывают этнографические материалы XVIII — начала XX в., некоторые божества могли перевоплощаться в птиц. С птицами связывались и специфические шаманские представления, бытовавшие некогда у этих народов; в образе птиц мыслились шаманские духи и души шаманов. Для верований северного шаманизма было характерно представление о различных зооморфных, в том числе птицеподобных, существах — божествах-духах, «предках» шаманов, самих шаманах, «странствующих» в образе птицы. Сходную роль могла играть и «птица», способная нести на себе человека. Так, в легендах эвенков рассказывается о птице, переносящей человека в страну «вечного дня». В одном из преданий, записанных С. Паткановым у хантов, «Крылатый Карс» переносит героя в «верхний мир». Сходные представления, как уже отмечалось, существовали в индийской и иранской традициях. Однако в религиозных верованиях северного шаманизма по сравнению с религиями индоиранцев подобные черты гораздо органичнее вписывались в систему общих мифологических воззрений и религиозных обрядов. Обширнее и сам «репертуар» животных — реальных и сверхъестественных, непосредственно связанных с шаманскими верованиями: звери смешанной породы, птицеподобные существа, птицы. Среди культовых предметов из Прикамья привлекают внимание изображения птицы-зверя — обычно это птица с головой волка или собаки. Образы звероподобных птиц и фантастических крылатых хищников «грифов» в Приуралье археологически засвидетельствованы по материалам ананьинской культуры (VII-III вв. до н.э.). Население Прикамья в ту эпоху поддерживало оживленные контакты с племенами скифского мира, о чем свидетельствуют многочисленные находки собственно скифских изделий, а также предметов ближневосточного и греческого происхождения. Для искусства ананьинских племен характерны и черты «звериного стиля»… Некоторые изделия из скифских курганов отразили представление о «собачьей» природе фантастического зверя-птицы. И у Эсхила заскифские грифы описаны как священные «псы». «Собачья» или «волчья» сущность грифов могла быть связана с мифологическими представлениями, бытовавшими у племен Приуралья еще в очень далекую эпоху, вероятно, еще до сложения собственно скифского искусства и его «звериного стиля»… (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

По-видимому, религиозные и мифологические представления северных племен повлияли и на сложение образов тех персонажей скифского эпоса, которых греки сопоставляли с форкидами и Горгонами, сделав их «обитательницами» далеких северных районов за Скифией. При раскопках в Приуралье памятников конца I тысячелетия до н.э., археологи обнаружили металлические пластины с изображением крылатых существ (иногда трехголовых) с «медузообразными» женскими лицами на груди… (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).               

У многих народов севера Европы и Сибири бытовали предания о том, что на далеком севере якобы находятся недоступные для земных людей страны, место богов и духов, загробная обитель душ умерших. В легендах хантов и манси эта область помещалась в низовьях Оби или на острове в Ледовитом океане. Считалось, что на острове жизнь сходная с земной: там охотятся на зверей, живут в селениях, и только солнце и луна бывают лишь в половину (по материалам В.Н.Чернецова).
У манси существовало поверье, что души умерших на спине птицы отправляются на север к холодному морю. Среди ранних эвенкийских представлений о мире интересен сюжет о «верхней земле». В этой небесной обители мягкий климат и счастливая жизнь, прекрасные пастбища, сочные травы, удобные для передвижения реки, богатые рыбой, круглый год светит солнце и всегда тепло. Входом в «верхнюю землю» служит Полярная звезда: попасть к ее обитателям могут лишь шаманы, …при «особых» камланиях; если земным людям все же удается каким-то необычным путем туда проникнуть, то они остаются невидимыми для жителей «обители», и шаманы предлагают «пришельцам» вернуться обратно на землю… В некоторых вариантах этого мифа рассказывается, что люди с земли добирались до счастливой обители на птицах, чаще всего на огромной фантастической птице. Долгим рисовалось такое «воздушное странствие» в страну «вечного дня». Одна из легенд эвенков повествует о желании героя попасть в «верхнюю землю». Согласилась доставить его туда могучая птица, но предупредила: «Большое мучение этот путь». Когда герой все же долетел на птице до благодатной обители, то увидел там счастливую землю, без пыли и глины, сочные травы, но не нашел там даже следа земного человека. Считалось, что в этой обители живет главный дух и учитель шаманов. (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

В древних преданиях эвенков и некоторых других народов Северной Европы и Сибири представления о небесной и загробной земле во многих деталях сходны. В загробный мир попадают души умерших или шаманы; если кто-либо из живых людей случайно проникает туда, то «жители нижней земли» не видят его, и шаман также прогоняет его обратно. По бытовавшим у кетов представлениям, загробный мир будто бы расположен в Ледовитом океане. У обских хантов бытовало поверье о царстве «нижнего света» далеко на севере за устьем Оби, в холодном океане или даже за ним, где всегда темно, но текут реки и живут люди. (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

По легендам эвенков, «нижний мир» находится на дальнем севере; туда из «верхнего мира» впадает главная шаманская река, там все надежно охранялось целым сонмом «духов-воинов» в облике страшных чудищ. Путешествуя по священной реке, шаман мог попасть и в «верхний», и в «нижний» миры. Проходя по землям верхней обители и приближаясь к солнцу, он изнывал от жары, а если проходил через снеговые тучи, то страдал от холода; когда шаман направлялся в «нижний» мир, то вступал в область мрачной полярной ночи, столь темной и страшной, что сам уже не двигался дальше, а посылал своих духов-помощников в облике птиц… (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

Описанные легенды и сказания отразили мифологические представления, связанные с очень древними религиозными верованиями, возникшими еще в то время, когда не было четкого противопоставления «верхнего» и «нижнего» миров. И лишь позднее, как отмечал академик А. Окладников, шаманская религиозная казуистика примирила оба цикла представлений о загробном мире. Но все эти «миры» духов, блаженных и усопших в древних преданиях и поверьях народов Сибири и Северной Европы обычно связываются с далеким севером, часто непосредственно с Ледовитым океаном, в традициях ряда народов Урала и Северо-Восточной Европы — с реальными или мифическими горами. Именно туда — на север, где высочайшие горы и обитель счастья, совершали «полеты» шаманы, колдуны, волшебники… Именно туда, в эту чудную долину, из своей обители отшельника перенесся «вещий финн», чтобы достать священную воду и оживить ею мертвого Руслана.
Склонившись, погружает он
Сосуды в девственные волны;
Наполнил, в воздухе пропал,
И очутился в два мгновенья
В долине, где Руслан лежал...
Читая эти строки из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила», невольно сравниваешь «мгновенный» полет финна с «небесными странствиями» шаманов, иранских и индийских святых мужей, подвижников, риши. Вспомним, например, о мудром Нараде: «Иди, Нарада, не мешкай… и поспешил, многосильный…», поднялся он ввысь, с поднебесья спустился к морю — вместилищу амриты, совершил поклонение богам и тут же возвратился в свою обитель. Подобные представления существовали… у разных народов мира, что находило отражение и в их фольклоре. А. Пушкин, как известно, …в «Руслане и Людмиле» использовал различные фольклорные мотивы, прежде всего русских народных сказок и былин. Однако примечательно, что в поэме волшебником-покровителем и исцелителем Руслана является финн («природный финн»). Он постиг ученье колдунов, ведь на его родине у «финских берегов»:
Между пустынных рыбарей
Наука дивная таится.
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов, в глуши далекой
Живут седые колдуны;
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены...
Исследователи творчества А. Пушкина не раз отмечали, что выбор в качестве волшебника финна не случаен. При этом ссылались на слова Н. Карамзина о том, что «не только в Скандинавии, но и в России финны и чудь славились волшебством». Карамзин основывался и на свидетельствах древнерусских источников о колдунах, прорицателя, чародеях из среды финно-угорских племен, обитавших на севере Руси. В… сказаниях и поверьях западно-финских народов (финны, карелы, эстонцы) и лапландцев (саами) Северной Скандинавии отражены многие мотивы, …в том числе «полеты» в сказочную обитель за священными горами. В легендах рассказывалось также о «нижнем» мире, в финских преданиях он часто называется Туонела. В этом «мире мертвых» жизнь похожа на земную, постоянно светит солнце, земля богата щедрыми полями и обильными лугами. Но надежно сторожит входы и выходы из «страны» хозяин «царства мертвых» мрачный Туони (Дуодна лапландцев). У тех же народов имелись поверия о «священных горах», где обитают добрые духи и ведут счастливую жизнь души умерших; там царят радость и веселье, согласие и справедливость.
«Попасть» в эту горную обитель помогает шаман. Лапландцы верили, что, когда во время камлания шаман лежит без движения, его душа посещает «священные горы»… (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

Согласно ранним верованиям западно-финских народов, душу на пути в «страну мертвых» ожидали страшные испытания: она могла встретиться со змеями, чудовищами, злыми духами, ей предстояло преодолеть бурные потоки и мрачные стремнины, прежде чем приблизиться к «мосту», ведущему к желанной цели. В древних магических песнях финнов рассказывалось, как вход в «нижний мир» охраняла его хозяйка. За «мостом», согласно древним верованиям карелов, открывалась обитель блаженства с сочными травами, широкими полями и деревьями со сладкими, как мед, плодами. Туда «собирались» волшебники, чародеи, шаманы.
Страну усопших финские предания называли «Северным домом» и помещали «внизу и на севере». В фольклорной традиции народов Северной Скандинавии и Карелии встречается и более точное указание: эта «страна»… находилась в Северном Ледовитом океане, или в «море» — «Сарайас». Лингвистами установлено, что «сарайас» входит в число тех слов финских языков, которые находят соответствия в индоиранских языках. По происхождению «сарайас» то же слово, что и древнеиндийское «джрайас» — «течение», «обширное пространство», «широкий простор» и иранское «зрайа» — «большой водный бассейн», «море»… Известный финский ученый Й.Тойвонен полагал, что предки западно-финских народов восприняли слово «сарайас» вместе с «космологическими мифами иранцев». И действительно, в иранской традиции словом «зрайа» определялось мифическое водное пространство Воурукаша, расположенное у великих северных гор (Хара Березайти). Примечательно, что и финское «сарайас» является обозначением не реального моря, а мифического водного пространства на далеком севере. Отмеченные совпадения… вновь возвращают нас к «северному циклу» арийской мифологии и еще раз подтверждают его связь с космологией и религией финно-угорских племен. (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

Согласно «Авесте», душа умершего совершает «путешествие» к мосту Чин-ват. Здесь ее ожидает некая божественная особа, которая переводит одни души через мост в райскую обитель блаженства, а другие низвергает в лежащую под переправой мрачную бездну. «Прекрасная» и «ловкая», как называет ее «Авеста», хозяйка моста, очевидно, близкая родственница той «хозяйки нижнего мира» северной мифологии, которая «встречает» на переправе души умерших. Подобная «переправа» над подземной рекой загробного мира описана и в индийском эпосе. К ней «все приходят, но отягченный беспрепятственно не достигает счастья... зло совершившие люди здесь горят, здесь толпятся у переправы». А кто достоин «достигает конца радости и страдания; здесь солнце... выпивает священный напиток и, достигнув страны Васиштхи (т.е. Большой Медведицы), опять выпускает зиму... Здесь в чертогах риши-певцов, в райских кущах горы Мандары, гандхарвы поют песнопенья, восхищающие сердце и разум... Через нее пролегает твой путь, Галава» (из «рассказа» птицы Гаруды, «Махабхарата»). (http://maxbooks.ru/skif/aris32.htm).

Для наших далёких предков — Славяно-Ариев — космические перелёты и общение с богами было знакомым, привычным и даже обыденным делом! А для русичей, живших много позднее — полторы-две тысячи лет назад — уже далеко не всё было ясно и понятно, поэтому в Сказе многое пришлось передавать посредством упрощённых, сказочных образов. (Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).

В Славяно-Арийских Ведах приводится текст «Сказа о Ясном Соколе» таким, каким он был раньше, до насильственного крещения Киевской Руси и других русских земель. (Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).
 
Ясный Сокол, когда прощался, сказал громко:
— Прощай, моя красная девица! Коли нужен я тебе, ты найдёшь меня, хоть и очень далеко я буду! А прежде того, идучи ко мне за тридевять земель (тридевять земель – 27 земель (планет) системы Ярилы-солнца), в тринадесятый чертог (тринадесятый чертог – 13 чертог (созвездие), соответствует чертогу Финиста на Сварожьем круге), ты семь пар железных сапог износишь, семь хлебов железных изглодаешь. (Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).
 
Дошла Настенька, наконец, до долины дивной, где вайтманы (вайтманы – небесные колесницы, космические корабли) торговые стояли и из долины сей в небеса бескрайние улетали. Упросилась Настенька к добрым людям на вайтману торговую и отбыла в дальний путь с родимой земли, за тридевять дальних далей (тридевять дальних далей – 27 дальних далей. «Дальняя даль» - древняя славяно-арийская мера больших расстояний. Одна дальняя даль соответствует современному расстоянию в 518 074 264 845,5 километров. Итого: 27х518 074 264 845,5 км).
Долго мчалась вайтмана торговая средь звёзд небесных, сколько прошло времени, неведомо, только Настенька одну пару железных сапог износила, один железный хлеб изглодала, а тут и путь вайтманы закончился, а Настенькиному пути конца и краю нет. Вздохнула тогда Настенька устало, а как села вайтмана торговая на землю дивную, пошла она по дороге лесной, вслед за уходящим на покой солнцем синим. Долго шла она, уже и ночь наступила, в небесах над землёю две луны засияли, и видит Настенька терем в лесу.
Подумала Настенька: «Пойду в терем, людей спрошу, не видали они моего Ясна Сокола из чертога Финиста!»… (Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).
 
— Я богиня Карна… Далеко тебе до чертога Финиста добираться, голубушка, ещё полтора круга дальних далей (полтора круга дальних далей – 24 дальние дали (24х518 074 264 845,5 км).
Наутро богиня Карна разбудила Настеньку и говорит ей:
— Ступай, милая, теперь к моей родной сестре, богине Желе…
- А куда же мне идти, в какую сторону?
— А я тебе клубочек дам — самокатный да путимерный (определяющий и измеряющий путь). Куда клубочек покатится, и ты ступай за ним вослед. А передохнуть задумаешь, голубушка, сядешь на травку — и клубочек остановится, тебя ожидать будет…
Шла Настенька всё далее, всё скорее она спешила. Глядь, опять долина дивная, а на ней вайтманы златые, да все торговые. Упросилась Настенька к добрым людям на вайтману златую, торговую, переобулась во вторую пару железных сапог, забрала клубочек путимерный и отбыла с дивной земли, где богиня Карна жила.
Долго мчалась вайтмана златая средь звёзд небесных, сколько прошло времени — неведомо, только Настенька ещё одну пару железных сапог износила, ещё один железный хлеб изглодала, а тут и путь вайтманы златой закончился, а Настенькиному пути конца и краю нет.
Села вайтмана златая на землю тёмную, неприглядную. Рудно солнце (Рудно солнце – звезда, по современной классификации относящаяся к красным гигантам) за горы садится, тепла и света немного даёт, а лун в небесах над этой землёй и вовсе нет… Видит Настенька — чёрный лес близко, и ночь холодная наступает, а на краю леса в одиноком теремке огонёк зажгли в окне…(Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).
 
— Слушай меня, девица милая. Это меня называют богиней Желей. Далеко тебе искать своего Ясна Сокола будет, до чертога Финиста от нас не менее двудевять дальних далей с половиною (двудевять дальних далей с половиною – 22,5 дальних далей будет (22,5х518 074 264 845,5 км). Ведать я про него ведала, да видать на нашей неприглядной земле — не видала. А иди ты теперь к нашей старшей двоюродной сестре, богине Срече (Богиня Среча – богиня доля), она младшая дочь Богородицы Макоши, плетёт людям счастливую судьбу, и посему знать про него должна…(Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).
 
Расступился чёрный лес, и увидела Настенька большую пустошь, чёрным камнем выложенную, а на ней вайтманы огненные. Упросилась Настенька к добрым людям на вайтману огненную, переобулась в третью пару железных сапог, забрала клубочек путимерный и отбыла с неприглядной земли, где добрая богиня Желя жила.
Долго мчалась вайтмана огненная средь звёзд небесных по пути Перунову, сколько прошло времени — неведомо, только Настенька третью пару железных сапог износила, третий железный хлеб изглодала, а тут и путь вайтманы огненной закончился, а Настенькиному пути конца и краю нет.
Опустилась вайтмана огненная на землю славную, пренарядную. Злато солнце за море садится, тепла и света много даёт, а четыре луны с небес славную землю дивным светом покрывают…(Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).

Вышла на хоромное крыльцо старушка ликом добрая, ещё древнее богини Жели, что прежде привечала Настеньку…
— Слушай меня, девица милая. Это я богиня Среча. Далеко тебе искать своего Ясна Сокола будет, от нас и до чертога Финиста не менее двудевяти дальних далей да с одной третью будет (двудевять дальних далей да с одной третью – 21 дальняя даль (21х518 074 264 845,5 км). Ведать я про него ведала, да видать на нашей земле — не видала. А иди ты теперь к моей старшей сестре богине Несрече, она плетёт людям несчастливую судьбу, и ей, видать, ведомо твоё несчастье…(Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).

… и пошла вослед клубочку путимерному, назад к долине, где вайтманы различные стояли. Увидала она вайтману серебряную, переобулась в четвёртую пару железных сапог, и упросила добрых людей взять её с собой.
Долго мчалась вайтмана серебряная средь звёзд небесных, сколько прошло времени — неведомо, только Настенька четвёртую пару железных сапог износила, четвёртый железный хлеб изглодала, а тут и путь вайтманы серебряной закончился, а Настенькиному пути конца и краю нет. Вздохнула тогда Настенька тяжко, а как села вайтмана на землю странную, пустынную и знойную, да под солнцем белым, пошла она по дороге извилистой, что меж гор петляла. Долго шла она, уже и ночь наступила, в небесах над землёй три луны ярким светом засияли, и видит Настенька: у дороги, за каменной изгородью с воротами коваными, стоит терем каменный…
— Я богиня Несреча, поручила мне матушка Макошь прясть несчастливую судьбу всем отступникам от законов Рода и Сварога… Я старая, давно на свете Сварожьем живу, я про судьбы многих во Сварожьих мирах ведаю! Далеко тебе до чертога Финиста добираться, голубушка, ещё один круг дальних далей с одной четвертью (один круг дальних далей с одной четвертью – 20 дальних далей (20х518 074 264 845,5 км)… А теперь ступай, милая, к родственнице моей, богине Таре. Она хоть и не старше меня, а о хорошей жизни ведает больше. Может, она добру тебя научит и скажет, где твой Ясный Сокол живёт…(Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).

… и пошла со двора вслед за клубочком путимерным. Привёл её клубочек через горы к долине, где лишь одна большая вайтмара (большая вайтмара – великая небесная колесница, большой космический корабль, способный нести в чреве своем  до 144 вайтман) стояла. Увидала она вайтмару большую, переобулась в пятую пару железных сапог и упросила добрых людей взять её с собой на землю, где богиня Тара живёт.
Так быстро мчалась большая вайтмара средь звёзд небесных, что звёздный свет в полосы превращался и дивной радугой переливался. Сколько прошло времени — неведомо, только Настенька пятую пару железных сапог износила, пятый железный хлеб изглодала, а тут и путь большой вайтмары у земли Тары закончился, а Настенькиному пути конца и краю нет.
Опустилась большая вайтмара на землю чудную, землю дивную. Златое солнце над лесами зелёными лучами играет, тепло и свет даёт разной живности. Видит Настенька — рядом с лесами зелёными град дивный стоит, а посредине его дворец белокаменный…
— Я богиня Тара, сестрица, не смотри, что выгляжу молодо, я не одну сотню кругов жизни прожила на свете Сварожьем (один круг жизни соответствует 144 годам, а сотня кругов жизни будет 14 400 лет)…
— Послушай меня, милая сестрица, слышала я про твоего Ясна Сокола! Я ведь давно на свете Сварожьем живу, про многое в мирах близлежащих ведаю! Далеко тебе ещё до чертога Финиста добираться, ещё один круг дальних далей (один круг дальних далей – 16 дальних далей) остался. Но торопиться надобно тебе, сестрица, оправляться он начал от ран своих, да присматривает за ним сейчас черноокая девица с огненными волосами, прибывшая с чуждой земли, из мира дальнего. Отправляйся теперь к богине Дживе, супруге моего родного брата Тарха Даждьбога. Она старше меня и ведает больше. Может, она подскажет тебе краткий путь в чертог Финиста, где сейчас твой Ясный Сокол живёт…
А сейчас иди к моей огненной колеснице, на ней тебя быстро к моему братцу доставят, а там и Дживу найдёшь…(Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).
 
А как дошла до колесницы огненной, переобулась Настенька в шестую пару железных сапог и отбыла на колеснице с дивной земли.
Так быстро мчалась огненная колесница средь звёзд небесных, что не видно было звёзд, лишь одна многоцветная радуга переливалась. Сколько прошло времени — неведомо, только Настенька шестую пару железных сапог износила, шестой железный хлеб изглодала, а тут и путь колесницы огненной закончился, а до конца Настенькиного пути совсем немного осталось.
Опустилась огненная колесница на землю, вышла Настенька и от удивления чуть рассудка не лишилась. А показалось ей, будто она вновь на родимой земле оказалась, словно никуда и не отбывала. Также солнышко ясное над лесами и полями лучами играет, также птицы в небесах летают. Огляделась по сторонам Настенька и видит — между полем и лесом терем дивный стоит…
- Я богиня Джива, какое дело у тебя ко мне?
— Зайди в терем, девица милая, отдохни с дороги, а как вернётся супруг мой, Даждьбог Тарх Перунович, он доставит тебя на своей небесной колеснице в чертог Финиста, на землю, где сейчас живёт твой Ясный Сокол.
— Ясный Сокол сегодня женился, он со своей чужеземной хозяйкой живёт. Опутала его чарами своими чёрноокая девица с огненными волосами, что прибыла в чертог Финиста с чуждой земли, из мира дальнего. Трудно будет Настеньке суженого своего вернуть, да сердце любящее у неё есть, а на сердце и разум придёт, а от разума и трудное лёгким станет…
- Ступай теперь, девица милая, с Тархом Перуновичем, он доставит тебя до чертога Финиста, пути-то всего пол круга дальних далей (пол круга дальних далей – 8 дальних далей осталось (8х518 074 264 845,5 км), а что нужно будет делать тебе — сама после узнаешь.
Переобулась Настенька в последнюю пару железных сапог и отбыла на колеснице небесной с дивной земли.
Хоть и быстро мчалась небесная колесница средь звёзд небесных, а Настеньке казалось, что сей путь самый долгий. Сколько прошло времени, неведомо, только Настенька последнюю пару железных сапог износила, последний железный хлеб изглодала, а тут и путь колесницы небесной закончился.
Опустилась огненная колесница на землю, Даждьбог Тарх Перунович указал Настеньке, в какую сторону надо идти…(Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).

И они полетели далее рядом друг с другом. А на рассвете опустились они на землю возле небесной колесницы Тарха Перуновича. Взял сокола с голубкой Даждьбог на колесницу небесную, и доставил прямо на Мидгард-землю.
Полетели они над родимой землёй, к родным краям, а как прилетели к знакомому лесу, поглядела Настенька вокруг; видит она — терем её родителя во скуфе лесном стоит, как прежде был. Захотела Настенька увидеть отца-родителя, и тут же обратилась она в красную девицу. А Ясный Сокол ударился о сыру землю и сделался пёрышком.
Взяла Настенька пёрышко, спрятала его к себе на грудь, за пазуху, и пришла к отцу…(Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).
 
Обернулся Соколик от Настеньки, свистнул в окошко. Сейчас явилась на зов его колесница золотая, расписанная, а три белых коня гривы свои до земли распустили. Нарядились они, сели в тройку, кони помчали их вихрем…(Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).

В пищу на свадебном пиру добавляли масло из серебряной маслёночки с золотой крышечкой, что богиня Несреча подарила, так вкуснее сей пищи никто и не пробовал. Из муки, что намолола серебряная меленка с жерновами малахитовыми напекли пряников печатных, так слаще их никто в тех местах и не пробовал. А как заиграла Настенька на гусельках, весь мир плясать-танцевать стал…(Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).
 
Свадьба закончилась, и свадебный пир гости позабыли, а верное любящее сердце Настеньки навсегда запомнилось в родах славянских на родной Мидгард-земле. (Н. Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее», М., 2009 г.).


Кратко проанализируем, сколько пролетела в космосе Настенька на вайтманах и вайтмарах:

Финист Ясный Сокол говорит, где он живет: «…идучи ко мне за тридевять земель (тридевять земель – 27 земель (планет) системы Ярилы-солнца), в тринадесятый чертог (тринадесятый чертог – 13 чертог (созвездие), соответствует чертогу Финиста на Сварожьем круге)».

Вайтманы – небесные колесницы, космические корабли.

«Настенька отбыла в дальний путь с Земли за тридевять дальних далей (тридевять дальних далей – 27 дальних далей. «Дальняя даль» - древняя славяно-арийская мера больших расстояний)».    
Одна дальняя даль соответствует современному расстоянию в 518 074 264 845,5 км.
Итого: 27х518 074 264 845,5 км = 13 988 005 150 815 км. Примерно: 1,48 световых года.
 
«Долго мчалась вайтмана торговая средь звёзд небесных, сколько прошло времени, неведомо…, а как села вайтмана торговая на землю дивную…, ночь наступила, в небесах над землёю две луны засияли».

«Далеко… до чертога Финиста добираться, ещё полтора круга дальних далей» (полтора круга дальних далей – 24 дальние дали;  24х518 074 264 845,5 км = 12433782356292 км. Примерно 1,31 световых года.

От планеты Земля до земли дивной вайтмана торговая летела:

27–24 дальние дали = 3х518 074 264 845,5 км = 1 554 222 794 535 км. Примерно: 0,17 световых года.
 
«Вайтманы златые, да все торговые… Долго мчалась вайтмана златая средь звёзд небесных, сколько прошло времени — неведомо»…

«Села вайтмана златая на землю тёмную, неприглядную. Рудно солнце (Рудно солнце – звезда, по современной классификации относящаяся к красным гигантам) за горы садится, тепла и света немного даёт, а лун в небесах над этой землёй и вовсе нет»…

«До чертога Финиста, от нас, не менее двудевять дальних далей с половиною будет» (двудевять дальних далей с половиною – 22,5 дальних далей; 22,5х518 074 264 845,5 км = 11 656 670 959 012,5 км. Примерно: 1,23 световых года.

От земли дивной, где в небесах над землёю две луны засияли,вайтмана златая летела на землю тёмную, неприглядную, где Рудно солнце – 24–22,5 = 1,5 дальние дали = 1,5х518 074 264 845,5 км = 777111397267,5 км. Примерно: 0,08 световых года.
Настеньке осталось лететь: 22,5х518 074 264 845,5 км = 11 656 670 959 012,5 км. Примерно: 1,23 световых года.

«Вайтманы огненные… Долго мчалась вайтмана огненная средь звёзд небесных по пути Перунову, сколько прошло времени — неведомо»…

«Опустилась вайтмана огненная на землю славную, пренарядную. Злато солнце за море садится, тепла и света много даёт, а четыре луны с небес славную землю дивным светом покрывают»…

«…от нас и до чертога Финиста не менее двудевяти дальних далей да с одной третью будет».               
21 дальняя даль = 21х518 074 264 845,5 км = 10 879 559 561 755,5 км. Примерно: 1,15 световых года.

От земли дивной, где в небесах над землёю две луны сияли, до земли славной, пренарядной, где четыре луны, Настенька летела: 22,5–21 дальние дали = 1,5х518 074 264 845,5 км = 777111397267,5 км. Примерно: 0,08 световых года. Настеньке осталось лететь: 21 дальнюю даль = 21х518 074 264 845,5 км = 10 879 559 561 755,5 км. Примерно: 1,15 световых года.

«Вайтмана серебряная…  Долго мчалась вайтмана серебряная средь звёзд небесных, сколько прошло времени — неведомо»…

«Села вайтмана на землю странную, пустынную и знойную, да под солнцем белым…, ночь наступила, в небесах над землёй три луны ярким светом засияли»…

«…ещё один круг дальних далей с одной четвертью» (один круг дальних далей с одной четвертью – 20 дальних далей).
20х518 074 264 845,5 км = 10 361 485 246 910 км. Примерно: 1,1 световых года.

От земли славной, пренарядной, где четыре луны, до земли странной, пустынной и знойной, под солнцем белым, где три луны ярким светом засияли, Настенька летела: 21–20 дальние дали = 1х518 074 264 845,5 км = 518 074 264 845,5 км. Примерно: 0,05 световых года. Настеньке осталось лететь: 20 дальних далей.
20х518 074 264 845,5 км = 10 361 485 246 910 км. Примерно: 1,1 световых года.

«Одна большая вайтмара (большая вайтмара – великая небесная колесница, большой космический корабль, способный нести в чреве своем  до 144 вайтман) стояла…  Так быстро мчалась большая вайтмара средь звёзд небесных, что звёздный свет в полосы превращался и дивной радугой переливался. Сколько прошло времени — неведомо»…

«Опустилась большая вайтмара на землю чудную, землю дивную. Златое солнце над лесами зелёными лучами играет»…

«Я богиня Тара, сестрица, не смотри, что выгляжу молодо, я не одну сотню кругов жизни прожила на свете Сварожьем» (один круг жизни соответствует 144 годам, а сотня кругов жизни будет 14 400 лет)…

«Ещё один круг дальних далей остался» – 16 дальних далей. 16х518 074 264 845,5 км = 8 289 188 237 528 км. Примерно: 0,9 световых года.

От земли странной, пустынной и знойной, под солнцем белым, где три луны ярким светом засияли, до земли чудной, земли дивной, Настенька летела: 20–16 дальние дали = 4х518 074 264 845,5 км.
4х518 074 264 845,5 км = 2 072 297 059 382 км. Примерно: 0,2 световых года.
Настеньке осталось лететь: 16 дальних далей = 16х518 074 264 845,5 км = 8 289 188 237 528 км. Примерно: 0,9 световых года.

«Отправляйся теперь к богине Дживе, супруге моего родного брата Тарха Даждьбога»…

«…иди к моей огненной колеснице, на ней тебя быстро к моему братцу доставят, а там и Дживу найдёшь»…
 
«Так быстро мчалась огненная колесница средь звёзд небесных, что не видно было звёзд, лишь одна многоцветная радуга переливалась. Сколько прошло времени — неведомо»…

«Опустилась огненная колесница на землю, вышла Настенька и от удивления чуть рассудка не лишилась. А показалось ей, будто она вновь на родимой земле оказалась, словно никуда и не отбывала. Также солнышко ясное над лесами и полями лучами играет, также птицы в небесах летают»…

«Даждьбог Тарх Перунович доставит тебя на своей небесной колеснице в чертог Финиста, на землю, где сейчас живёт твой Ясный Сокол… Пути-то всего - пол круга дальних далей осталось» (пол круга дальних далей – 8 дальних далей (8х518 074 264 845,5 км).

От земли чудной, земли дивной, до земли, похожей на нашу, Настенька летела: 16-8 дальние дали = 8х518 074 264 845,5 км = 41 445 994 118 764 км. Примерно: 0,45 световых года. 

До Финиста Ясного Сокола ей осталось лететь: 8х518 074 264 845,5 км. Примерно: 0,45 световых года. 

«Хоть и быстро мчалась небесная колесница средь звёзд небесных, а Настеньке казалось, что сей путь самый долгий. Сколько прошло времени, неведомо»…

«И они полетели далее рядом друг с другом. А на рассвете опустились они на землю возле небесной колесницы Тарха Перуновича. Взял сокола с голубкой Даждьбог на колесницу небесную, и доставил прямо на Мидгард-землю».
 
Подведем итог:

Финист Ясный Сокол живет от Земли за тридевять земель (27 земель (планет) системы Ярилы-солнца), в тринадесятом чертоге (созвездии), на Сварожьем круге.

На вайтмане (небесной колеснице, космическом корабле) Настенька отбыла в дальний путь с Земли, за тридевять дальних далей – 27 дальних далей = 27х518 074 264 845,5 км = 13 988 005 150 815 км. Примерно: 1,48 световых года.
 
Всего Настенька пролетела от Земли до чертога Финиста Ясного Сокола:

27х518 074 264 845,5 км  = 13 988 005 150 815 км. Примерно: 1,48 световых года.

Всего Настенька пролетела с Земли до чертога Финиста Ясного Сокола и обратно, на Землю:

2х27х518 074 264 845,5 км = 2х13 988 005 150 815 км = 27 976 010 301 630 км, примерно 2,96 световых года.

От планеты Земля до «земли дивной» вайтмана торговая летела примерно: 0,17 световых года.
До чертога Финиста от «земли дивной» - примерно: 1,31 световых года.

От «земли дивной», где в небесах над землёю две луны засияли,
вайтмана златая летела на «землю тёмную, неприглядную, где Рудно солнце» – примерно: 0,08 световых года.
До чертога Финиста от «земли темной, неприглядной, где Рудно солнце» - примерно: 1,23 световых года.

От «земли славной, пренарядной, где злато солнце и четыре луны»  до чертога Финиста примерно: 1,15 световых года.

От земли славной, пренарядной, где злато солнце и четыре луны, до «земли странной, пустынной и знойной, под солнцем белым, где три луны ярким светом сияли», Настенька летела примерно: 0,05 световых года.
От «земли странной, пустынной и знойной, под солнцем белым, где три луны ярким светом сияли», до чертога Финиста, примерно: 1,1 световых года.

От «земли странной, пустынной и знойной, под солнцем белым, где три луны ярким светом сияли», до «земли чудной, земли дивной», Настенька летела примерно: 0,2 световых года. Настеньке осталось лететь примерно: 0,9 световых года.

От «земли чудной, земли дивной», до «земли, похожей на нашу», Настенька летела примерно: 0,45 световых года. 
До Финиста Ясного Сокола ей осталось лететь примерно: 0,45 световых года. 

При подсчетах была выбрана скорость полета вайтман и вайтмар, как скорость света. Но, если вы внимательно вчитаетесь в текст (какими Настенька наблюдала звезды при полете), то поймете, что иногда скорость полета превышала скорость света.

Ближайшая к Земле звезда отстоит от нас на 3,2 световых года. (http://www.physel.ru/mainmenu-4/mainmenu-6/13-s11-.html).

Некоторые справочные данные:

Световой год (св. г., ly) — внесистемная единица длины, равная расстоянию, которое преодолевает свет за год. Более точно, это расстояние, которое проходит фотон в вакууме, не испытывая влияния гравитационных полей, за один тропический год, отнесённый к эпохе 1900,0 (он равен по определению 31 556 925,9747 секунды СИ; см. также Эфемеридное время). Учитывая, что скорость света в вакууме равна в точности 299 792 458 м/с, можно посчитать, что световой год равен точно 9 460 528 177 426,82 км (то есть примерно 9,5 триллионов километров). (http://otvet.mail.ru/question/12880757/).

Световой год наравне с парсеком, применяется в качестве единицы измерения расстояния между удалёнными астрономическими объектами. Например, расстояние до ближайшей к Солнцу звезды, Проксимы Центавра, составляет 4,22 световых года. Расстояние даже до ближайших к Млечному Пути галактик (кроме нескольких галактик местной группы) измеряется уже миллионами световых лет. (http://otvet.mail.ru/question/12880757/).

1 световой год = 9 460 528 404 879 358,812 6 м (ровно) ; 9,4605 Пм (петаметров) ; 63240 а. е. ; 0,3066 пк.
Для измерения расстояний внутри планетных систем иногда используют единицы световая секунда и световая минута, равные соответственно расстояниям, которые свет в вакууме проходит за 1 с и 1 мин. (то есть в точности 299 792 458 м и 17 987 547 480 м). (http://otvet.mail.ru/question/12880757/).

Небесные расстояния слабо поддаются измерению в привычных нам метрах и километрах — настолько они огромны! Световой год - это расстояние, которое проходит солнечный луч за 365 дней. А ведь скорость света почти 300 тысяч километров в секунду!
Исследуя небо с помощью телескопов, астрономы пользуются соответствующими единицами измерения. Как мы сказали, свет проходит за 1 секунду 300000 км. В году 31536000 секунд. Значит, за год свет проходит 9460800000000 км. Иначе говоря, около 10 триллионов километров. Поэтому куда как проще, например, сказать: самая яркая на небе звезда Сириус удалена от нас на расстояние 8 световых лет. Итак, световые года, вместо миллиардов и триллионов километров!
Справочные данные с форумов по теме:

Принято считать, что вселенная конечна и беспрерывно расширяется со скоростью света. Следовательно, радиус вселенной равен скорости света, умноженной на возраст вселенной- 13.6 миллиардов лет, т.е. 13,6 миллиардов световых лет примерно, 1,292Е23км проще говоря (1292 и 20 нулей) км.  
Вселенная не имеет в радиусе 13,6 млрд. св. лет. Она вначале расширялась быстрее скорости света да и сама скорость света была другой величиной. Вселенная миллиарды лет назад была намного меньше и световой год был короче и он растягивается.              Ученые еще в 2004 году прикинули и подсчитали, что поперечник вселенной 156 миллиардов св. лет.  
300 000х60=18 000 000 км в час; 18 000 000х24=432 000 000 км в сутки; 432 000 000х365=157 680 000 000 км в год.
У космического корабля = 30000км/ч; S= 1с.г. = 9460800000000км. t=S/V = 9460800000000(км)/30000(км/ч) = 315360000(ч) =13140000 (дней)= 36000(лет). При скорости 4000км/ч потребуется 270000 лет. Все зависит от скорости.
Не в реале путешествовать по Вселенной даже со скоростью света. Изобретем прыжки через гиперпространство будет легче.Некоторые разработки уже проводятся. Ждите. Лет так 200.
Вселенная имеет край. За ней пустой космос. Свет от дальних звезд которые земляне могут увидеть в лучший пока телескоп Хабл, идет 17 млрд световых лет. Так что вы видите прошлое.
1 световой год равен 9460800000000 км; для примера дано расстояние до Сириуса, то есть это число 9460800000000 км надо умножить ещё на 8; вообще скорость света составляет 3*10 в 8 степени метров за секунду.
Тут всё просто и понятно: если наши корабли достигнут скорости света, люди никогда туда не долетят; ближайшая галактика находится в 13 млн свет. лет.  
За 20 световых лет можно долететь до новой открытой планеты Gliese 581g на которой есть жизнь, как предполагают, и которая является сестрой нашей Земли.
Один световой год равен одному году, т.е.365 дням, но со скоростью света. А вот для того, чтобы узнать, сколько ты времени затратишь на перемещение на это же расстояние, но уже со скоростью, скажем 5000 км/ч – надо:
1) скорость света, переведя в км/ч разделить на свою скорость;
или... 2)расстояние разделить на свою скорость, а уж потом перевести в года.
Световой год равен 9 460 730 472 580,82 - 9 триллионов километров с "хвостиком". Световой год - это расстояние, а не мера измерения времени. Диаметр галактики примерно 100 000 световых лет, в галактике миллиарды звёзд, во Вселенной, как минимум, миллиарды галактик.
Чем быстрей летишь, тем короче год (наш, земной). Время зависит исключительно от скорости передвижения.
Световой год - это расстояние, которое проходит солнечный луч за 365 дней. Это ~109500000 километров. При скорости «Жигулей» в 100 км/ч, до Луны придется добираться , реально, миллион лет.
Маришка 08-09-2011
Если бы мы двигались со скоростью света, то расстояние в световой год мы бы преодолели за год. НО! Скорость света не развивает ни один наш космолет (упрощенно). А значит, чтобы узнать время "перелета" нужно расстояние в км разделить на скорость летательного аппарата. Естественно, это упрощенно.
Скорость света — абсолютная величина скорости распространения электромагнитных волн в вакууме. Это не тот свет ,который вы видите. И от Проксима Центавра до Земли эта величина проходит за 4 с небольшим года. Это постоянная величина - 299 792 458 м/с, принятая за эталон. В природе со скоростью света распространяются: видимый свет(к примеру, солнечный), рентгеновские лучи, гравитационные поля, радиоволны и др.          Как рассчитать, сколько нужно лететь на расстояние в 4 световых года с первой космической скоростью?
Один световой год - 9460730472580,82 км - это то расстояние, которое можно преодолеть со скоростью 300000 км/сек, т.е за 365 дней, т.е. - 1 земной год. Время в пути зависит от скорости. Прикиньте скорость земных космолетов - сколько лететь один световой год? (http://www.samoeinteresnoe.com/astronomiya/SVETOVOI_GOD.htm).
Один световой год равняется одному земному году. Одна секунда при световой скорости и длине равна 300 000 км. За сутки свет проходит расстояние в 25 920 000 000 км. Первая космическая скорость не имеет строгой величины, это такая скорость, при которой космический аппарат может находится на орбите и не падать. Эта скорость зависит от массы и притяжения объекта (планеты/звезды), для Земли это примерно 8 км/c.

Скорость 100 м/сек равна скорости 3,6*100=360 км/час. (http://www.physel.ru/mainmenu-4/mainmenu-6/13-s11-.html).

В природе существует «естественный образец» скорости. Это скорость света в пустоте (например, в космическом пространстве). Скорость света равна приблизительно 300 000 км/сек. С той же скоростью распространяется в пустоте и всякий радиосигнал. Скорость света играет весьма важную роль во всех областях физики. Установлено, что движение тел со скоростью, большей скорости света в пустоте, невозможно: скорость света в пустоте есть предельная и недостижимая скорость тел. Для всех земных и небесных тел скорости всегда очень малы, по сравнению со скоростью света; например, скорость Земли в ее движении вокруг Солнца составляет 30 км/сек, т.е. всего 0,0001 скорости света. Со скоростями тел, приближающимися к скорости света, мы встречаемся только в мире мельчайших частиц вещества — электронов, протонов и других элементарных частиц. При таких скоростях в поведении тел наблюдаются важные особенности. (http://www.physel.ru/mainmenu-4/mainmenu-6/13-s11-.html).

Иногда применяют единицу длины, в основе которой лежит скорость света. Это — световой год, т. е. путь, проходимый светом за один год. Световой год равен примерно 9 460 000 000 000 км. Этой единицей длины пользуются в астрономии, где приходится встречаться с расстояниями в тысячи, миллионы и миллиарды световых лет. Ближайшая к Земле звезда отстоит от нас на 3,2 световых года, самые дальние из наблюдаемых галактик (звездных систем) — на расстояниях около 3 миллиардов световых лет. (http://www.physel.ru/mainmenu-4/mainmenu-6/13-s11-.html).

Продолжение: http://proza.ru/2012/03/25/1666.