Бомба для ветеранов

Владимир Капустин
        Проживая в городе Томске на улице имени 79-й гвардейской дивизии, меня, естественно, не могла не заинтересовать встреча ветеранов этой самой дивизии. Дивизии, давшей Родине 17 Героев Советского Союза. Собравшиеся на встречу фронтовики, многие из которых не виделись долгие годы, с удовольствием вспоминали курьезные случаи окопной жизни, вспоминали нелегкие фронтовые будни, с особой теплотой своего командира - полковника Вагина Леонида Ивановича, принявшего командование в июле 1943, под командованием которого дивизия прошла боевой путь от Северского Донца до Одера. Вагин, после Висло - Одерской наступательной операции, был тяжело ранен и уже в госпитале узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. За время службы в военное и мирное время он был награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени и другими медалями. К концу войны Леонид Ивановичу присвоили звание гвардии генерал – майор.
        Наблюдая, со стороны, за убеленными сединами фронтовиками, за тем, как они, возбужденные встречей, стараются успеть рассказать друг другу  о себе, о том, как они жили в послевоенные годы, о своих детях, внуках, спросить товарищей о тех, кто не пришел на встречу, поневоле соприкасаешься с тем великим подвигом, который они совершили. Эта встреча была встречей с их молодостью,  на какие бы трудные годы она не приходилась.
        В президиуме собрания восседал приглашенный генерал армии, инспектор генерального штаба, в возрасте далеко за восемьдесят. В Томск он попал, по всей видимости, с инспекцией чего-то и, естественно, местные командиры пригласили его на встречу. Он тоже фронтовик, только, в отличие от присутствующих, во время войны находился в больших чинах и нес службу в штабе армии.
        Генерал долго молчал, слушая сбивчивые рассказы фронтовиков и  выступления представителей военкомата. И было такое ощущение, что он очень далек от солдатских воспоминаний, так как во время войны уже был генералом, а в зале находились, в основном, солдаты и младшие офицеры.
        Не выступить генерал не мог, в силу своего положения, и он выступил. Выйдя к трибуне, долго крякал и хмыкал, стараясь подобрать что-то близкое и знакомое для собравшихся в зале фронтовиков и … выдал:
        - Вагин! Помню, помню Вашего полковника. Я как раз, в году 43-м, возвращался после инспекции со штаба армии в штаб фронта и встретил его на распутье. Ох, и выдал я ему тогда, по первое число!
        В зале наступила гнетущая тишина, как перед бомбежкой. Никто не понял, что выдал, за что выдал полковнику генерал, но бомба уже упала в души ветеранов…

1976г.