Разрыв с Татьяной Яковлевой
Р а з р ы в с Т а т ь я но й Я к о в л е в о й
(Кинорассказ №6)
Мы в московской квартире Бриков-Маяковского. В комнате трое: Маяковский, Лиля Юрьевна и Осип Максимович.
Маяковский только что вернулся из Парижа. На стуле стоит открытый дорожный чемодан с вещами, которые он привез для Лили Юрьевны. Но Лиле Юрьевне сейчас не до вещей. Она узнала, что в Париже Маяковский написал и читал публично стихи, посвященные ее сопернице. Это ее взбесило. Одно дело любовница, а другое – Муза, владычица сердца!
Лиля Юрьевна сразу берет быка за рога:
– Что ты написал? – Она держит в руке листки со стихами, кем-то услужливо ей переданные, и читает:
– Представьте: входит красавица в зал,
в меха и бусы оправленная.
Я эту красавицу взял и сказал:
– правильно сказал или неправильно?..
Кого ты называешь красавицей? Эту модисточку, которую ты нарядил в меха? Не смеши. Какие меха могут быть у модистки… А что это у вас с ней пароль такой: правильно сказал или неправильно? Ты его все время повторяешь… А что ты пишешь в другом стихотворении!
– Иди сюда, иди на перекресток
моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь? Оставайся и зимуй,
и это оскорбление на общий счет нанижем.
Я все равно тебя когда-нибудь возьму –
одну или вдвоем с Парижем.
Кого ты хочешь взять? Ты что, хочешь на ней жениться?
– Да, я хотел бы жениться на Татьяне.
– Ты даже не скрываешь своих чувств! Постыдился бы. Я все же женщина. Ты объясняешься с ней прилюдно, в стихах. Ты называешь ее именем стихотворение, ты читаешь его с эстрады. Даже не предупредив меня. Ты подумал, каково мне видеть все это… Первый раз в жизни ты предал меня. И с кем? С модисткой! – Лиля Юрьевна не в силах сдержать слезы. – Ты растоптал нашу любовь! все самое святое, что только может быть между людьми! Этого я тебе простить не могу. Уходи! Слышишь? Уходи, иначе я за себя не ручаюсь! – Лиля Юрьевна хватает вазу и разбивает ее об пол вдребезги.
Маяковский стоит как окаменелый. Осип Максимович переводит глаза с Лили Юрьевны на Маяковского и обратно.
– От меня друзей отрывают с мясом. – Тихо и как-то отстранённо, будто не о себе, говорит Маяковский. – А вы… Мы переплетены тысячью нитями. Слиты в одно целое… Лиля! – Лиля Юрьевна отворачивается. – Ося! – Осип Максимович отворачивается. – А я-то думал, вы порадуетесь моему счастью.
Медленно, словно ожидая, что его позовут, Маяковский идет к выходу. Но его никто не позвал, и он уходит.
– Что будем делать? – спрашивает Лиля Юрьевна у Осипа Максимовича, когда они остаются одни.
– Не знаю… Может быть, с Полонской его познакомить?
– Опять клин клином?
– На этот раз должно получиться. Полонская замужем.
– Ну что ж. Я ее мало знаю… Как режиссера на съемочной площадке она меня слушает. Она, кажется, из МХАТа?
– И муж ее тоже. Актер малой сцены Михаил Яншин.
– Не припомню.
– Ну как же! Успешно сыграл Лариосика в Булгаковском «Беге».
– Слышала что-то… Так вот, о Полонской. Не слишком ли она мягка? Сможет ли отвлечь Володю от модистки? Учти, у нас мало времени.
– Сможет. Она умна, образована. Но главное – нежна. Это у нее, наверное, от отца, знаменитого в свое время актера Витольда Полонского. Володя любит таких.
– Ну, хорошо, давай попробуем. Но надо еще что-нибудь придумать.
– Может, нам в Лондон уехать? Погостить у твоей мамы, пока все не уляжется?
– Рискованно его оставлять одного в такой ситуации, – задумчиво говорит Лиля Юрьевна. – Но, кажется, я знаю, что надо делать. У этой модисточки есть некто, готовый на ней жениться. Если мы представим Володе это как дело между ними уже решенное, у него отпадет всякое желание ехать в Париж.
– Я всегда говорил, что умней Лили Юрьевны нет никого на свете.
– Только умней?
– Ну конечно, не только. И умней, и красивей.
Душу Лили Юрьевны облили бальзамом. Так был приятен ей его комплимент.
Маяковский из комнатки в Лубянском проезде говорит с Татьяной по телефону. Сидя, как обычно, у стола, спиной к окну.
– Таник, милый! Мне без тебя совсем не нравится. Собери мысли (а потом и вещи) и готовься к тому, что я тебя возьму на руки и привезу в Москву… Что ты пишешь про Новый год? Сумасшедшая! Какой праздник у меня может быть без тебя! Ты все время со мной. Ношу твое имя как знамя. Когда я совсем устаю, я говорю себе «Татюша» и опять взверяюсь в работу. Ничего, ты и другое Солнце, вы меня потом выласкаете. – Правильно сказал или неправильно?
Голос Татьяны.
– Вы сказали: «взверяюсь»? Откуда вы взяли это слово?
– Я его из слова «зверь» сделал... А что? Мне нравится… Спасибо тебе, детик, за то, что учишь меня русскому языку. Обнимаю тебя, родная, целую тебя – и люблю, люблю. Твой ecolier… Я часто думаю о тебе по ночам. И тогда я хожу по комнате и мысленно обращаюсь к тебе:
– Уже второй. Должно быть, ты легла.
А может быть, и у тебя такое.
Я не спешу, и молниями телеграмм
мне незачем тебя будить и беспокоить.
В комнате появляется Эльбрехт. Маяковский поспешно заканчивает разговор.
– Ну, все, родная. До встречи в Париже, – говорит он и кладет трубку.
– Серьезный у меня к вам разговор, Владимир Владимирович. –Эльбрехт непринужденно откидывается на диване. – Но вижу, я не кстати. А то скажите, я могу зайти в другой раз.
– Чего уж там. Говорите.
– Речь пойдет о Татьяне Яковлевой.
При этих словах Маяковский порывисто встает.
– Эту тему прошу руками не трогать. Личная жизнь потому и личная, что она касается только двоих, – обрывает он Эльбрехта.
– Не скажите, Владимир Владимирович. Вы человек публичный, достояние Республики, так сказать. Ваша жизнь у всех на виду.
– У вас есть женщина, которой не противно брать в руки ваши грязные носки?
– Конечно, моя жена.
– А у меня нет такой женщины. Нет, понимаете!
Маяковский быстро заходил по комнате. А Эльбрехт, подождав пока он успокоится, продолжил:
– Знаете, что может случиться, если вы ее привезете? Я не хочу вас пугать, Владимир Владимирович. Вы большой поэт, гордость страны и все такое. Но вашу невесту попросту арестуют. А знаете, почему арестуют? Потому что перед законом у нас все равны. Знаменитый поэт и простой рабочий – все для него одинаковы.
– Я привезу ее. Чего бы это мне не стоило. Хотя бы даже и на Алтай! А что? Вполне подходящее место для влюбленных. Татьяна будет работать инженерицей, а я… Я буду пасти коз.
– Веселый вы человек, Владимир Владимирович. Вы и надо мной нередко подшучивали. Это ведь вы дали мне прозвище «Сноб». Я не обижаюсь: Сноб так Сноб. Но сейчас вы ничего не поняли. – Эльбрехт весь изогнулся к груди Маяковского и перешел на шепот. – Сейчас вам может помочь только один человек. Товарищ Сталин!
Сказав это, Эльбрехт уходит. А Маяковский, как загнанный зверь, снова заходил по комнате, мучительно размышляя о положении, в котором он оказался.
Голос Маяковского за кадром.
– «Звоните Сталину!» Легко сказать! А что я ему скажу? Помогите жениться. Чепуха… А привозить ее нельзя. Арестуют. Может быть, и меня заодно. Меня – первого поэта России?.. Всегда и во всем стремился быть первым. В литературе, в любви. Даже в бильярде и в картах хотел быть первым. А для чего? Чего я добился? Даже жениться я не имею права… А может быть, вслед за Демьяном Бедным, в Кремль пролезть петушком? Написать поэму о Сталине – и вперед в их кремлевское счастье… Нет, не напишу. Не выношу над собой насилия. По собственной воле я что угодно сделаю. А под контролем – ни за какие деньги!.. Подхалимы вслед за вождем на все лады повторяют лозунг: «Жить стало лучше, жить стало веселей». А как я откликнулся на этот лозунг?
– В СССР от веселости
стонут целые губернии и волости.
Разве от веселия можно стонать? Конечно, здесь речь идет не о веселии, а о голоде. А «веселость» – это оперение, ширма. Без оперения нельзя, не напечатают… Тем более без поддержки друзей.
Подходит к телефону и решительно берет трубку.
– Лиля! Это я. Не бери в голову эту историю. Пара парижских стихов – это на три копейки лирической мелочи. Не более. В новой поэме все станет на свои места, в ней все будет снова посвящено моему Лилику.
(Продолжение следует.)
© Copyright:
Олег Самсонов 3, 2012
Свидетельство о публикации №212032501791