Религиозная лирика Виктора Гаврилина

Элла Гоник
                http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin


     Религиозная лирика Виктора Гаврилина немногочисленна. Видимо, это связано с тем, что тема эта — глубоко сокровенна для автора, и он не хотел выносить её на всеобщее обозрение. И всё-таки мысли о Боге прорываются то в одном  его стихотворении, то в другом. Часто они связаны воедино с философскими рассуждениями, и бывает трудно отделить философствование от рассуждений о Боге.

В стихотворении"С ПЕЧАЛЬЮ ВИДЯТ АНГЕЛЫ В ПОЛЁТЕ" — автор смотрит как бы вглубь проблемы, которая заключается в том, что сейчас многие обращаются к Богу, но не верят в истинность Его существования, прикрываясь только церковными обрядами в виде веры.
                С печалью видят ангелы в полёте -
                крестов кладбищ прибавилось в числе,
                церквей скелеты обрастают плотью...
                Но больше ль Бога стало на земле?
Действительно, многие церкви восстанавливаются, но "больше ли Бога стало на земле? — вопрошает автор. И не становится ли больше фарисеев и расстриг...
                И за воцерковлённостию всею,
                и за прикрытием священных книг
                плодится племя новых фарисеев
                и из житейской честности расстриг.
И часто в такой серой душе нет места для Господа:
                Внутри от прожитого слишком серо.
                Душа, увы, не так уже чиста,
                чтобы в неё, светясь, вписалась вера
                без мудрствованья, с чистого листа.
Как должна быть высока и чиста душа, чтобы в неё"вписалась вера"!...Видимо, это знамение нашего времени, как написано в одной из рецензий,"отсутствие любви и простоты".
В глубоком и ёмком стихотворении"КАК СЕМЕЧКО ВЫПАСТЬ ИЗ ТЁМНОЙ ПЕЩЕРЫ" — автор рассуждает о вере.
                Как семечко, выпасть из тёмной пешеры,
                под небом взрастать незлобливой травой...
                О чём я?... Пугаюсь надменности веры,
                пред коей смущается просто живой.
Это стихотворение заставляет думать и размышлять. Вообще, стихи на религиозную тематику всегда  очень сложны и не так просты для восприятия. Тем более, стихи Виктора, которые являются не просто религиозными, а мировоззренческими.
                Приму необъятное, не разумея,
                не мудрствуя, что там - соблазн или дар. — может быть, действительно, нужно принимать Бога, как дар?!
В мудром и пронзительном стихотворении"7 ЯНВАРЯ 1988 ГОДА" — Поэту удалось найти яркие и сильные метафоры для выражения своего ощущения Рождества.
                Зима английского покроя...
                Какая тёплая зима,
                где ни сурового настроя,
                ни прежней горечи ума! — это словно бы о сегодняшнем времени:тёплой зиме, ели, свечах. И всё это опоэтизировано светлым, волшебным словом автора.
                когда - года, и ель с мороза,
                и тянет к сумрачным свечам
И вот он, вопрос из вопросов — есть ли русская душа?
                Сквозь эпохальные химеры,
                вглядись, былины вороша, -
                мы дети климата иль веры,
                и есть ли русская душа?
А звуки заутрени воспринимаются Поэтом, как "сон, чужой и давний", а "ступень церковная" ассоциируется с "грязью исповедальной".
Последняя строфа звучит пронзительно и в то же время очень светло:
                Какой ещё остался опий
                у кровной памяти и слёз,
                как не денёк из белых хлопьев
                с толпой языческих берёз? — как всё это волнующе и ново в дни Рождественского праздника! Стихотворение на все времена — к этому мнению склоняются все рецензенты.
В очень ярком и зрительно-осязаемом  стихотворении"НА КРЕЩЕНЬЕ СЯДЕТ СОЛНЦЕ" — Виктору Гаврилину удалось не просто рассказать о сути Крещенского дня, а передать, на мой взгляд, то невидимое нами и святое, что просто непостижимо для человека. И что с человеком делает это непостижимое.
                На Крещенье сядет солнце,
                звёздам чтоб гореть одним.
                Купол неба распахнётся,
                и потянет неземным.
Испытываешь глубокое душевное волнение при чтении этого стихотворения.
                Чёрный крест прорезан в космос -
                в вечный холод Млечных бань.
                И во льду озёрном косо
                прорубили иордань.
Следующие строки — просто потрясающие, это прозрение, даже больше, чем прозрение, это провидение Поэта, который сумел гениально передать словом ощущение трепета, которое  охватывает человека при встрече с Божественным.
                В прорубь всмотришься ли, в высь ли,
                душу грешную пронзит
                трепет - тот, что глубже мысли,
                тот, что выше, чем зенит.

                И повеет тайной тайны
                неминуемого Дня,  — которая никогда не будет раскрыта человеком, потому что Бог хранит свои тайны.
В прекрасном, тонком и проникновенном стихотворении"БЕЛЫЙ МАЙ, ЛИКОВАНЬЕ ЦВЕТЕНЬЯ" — Поэт очень светло говорит о времени мая:
                Белый май. Ликованье цветенья.
                Радуница уже позади.
                Невозвратные милые тени
                слёзы жалости будят в груди.
В нём все предельно ясно, красиво и тихо. Просто чудо!
                Я не знаю, отколь, но увидьте,
                хоть одним подсмотрите глазком
                кипень, взбитую на малахите
                под прохладным ещё ветерком.
Мне понравилось, как об этом стихотворении поэтично сказано в одной из рецензий:"какая тишайшая, белая, природно-горделивая просьба-обращение ко всем и никому".
Необычно по замыслу стихотворение"ВОТ ОПЯТЬ БЕССОННИЦ ХИМЕРЫ".
                Вот опять начинают бессонниц химеры
                открывать человеку у звёздной межи
                дальновидную трусость молитвы и веры
                с этим штучным раденьем о благе души.
Автор здесь говорит о том, что в пустыне жизни существуют только смертность и Бог.
                А покуда лежит вся земля, как пустыня,
                словно нет никого - только смертность и Бог.
Замечательно, хотя и немногословно сказано в одной из рецензий:"Безжалостные стихи. Точные, и всё равно, вопреки даже этому, тёплые и живые. В анисовке, пропитанной солнцем и от души протянутой, больше правды, чем во всех загробных мирах."
                Но на будущий день августовского Спаса
                ясноокий прохожий анисовки плоть
                на ладони протянет, как будто от сглаза,
                и от сердца добавит:" Храни вас Господь!"
Стихотворение "БЕРЕЖЛИВЫЙ, СВЕТЛЫЙ БОЖЕ"  — отнесено автором к философской лирике, но это как раз то стихотворение, где религиозное соединяется с философским. Оно очень красиво, так как объединяет в себе и черты пейзажа.
                Бережливый, светлый Боже,
                под простынкою небес
                как тобою в пух положен
                бездыханный белый лес!
Строки очень возвышенны и звучат, как музыка.
                Ни роптанья, ни разлада -
                всё с пространством наравне.
                Сшиты нитью снегопада
                долы с тайной в вышине. — речь ведь идёт о погостах, должна быть какая-то печаль, но в стихах  спокойствие и тишина. Это предел красоты и философского осмысления жизни.
                Так стоит под небом вера
                в бренном рубище из льна...
                Белых зарослей химера
                лёгкой вечности полна.
Глубочайшее, выстраданне стихотворение"ВОТ И НАБИЛИ ОСКОМУ" — заставляет размышлять о многом, как точно сказано в одной из рецензий: о роли религии, о Боге в сердце каждого, об отношении к жизни и её смысле, непредсказуемости судьбы.
                Ну вот и набили оскому
                отмщенья слова и борьбы...
                Мир каждому вашему дому
                под ветхою сенью судьбы!
И если с тобой Бог( а Он с Крещения и в Причастье), то тебе ничего не страшно. Но последние слова заставляют посмотреть на крещёного человека другими глазами.
                Молись, чтоб стрелок был неточен!
                Причастье с тобой и купель...
                Ужели поставишь нас, Отче,
                крещёному злыдню как цель?
Стихотворение, пульсирующее словами и образами, и неумолимое по своей сути.
В пронзительно-щемящем стихотворении"КАК НИ ЖИВУ, НО ВСЁ Ж НЕ УДАЁТСЯ"( его нет на авторской странице, оно из книги"Дыхание ухода") — автор говорит о, казалось бы, своей ничтожности перед Творцом.
                Как ни живу, но всё ж не удаётся,
                дожить до мудрости, где не жалеют ни о чём,
                да, червь пред Тем я, кто под это солнце
                придёт без жалости, чтобы карать своим мечом.
Он подчёркивает, что праведность — "тянуться к Богу", и в то же время отмечает, что до этого "никогда не дорасти".
                Вся наша праведность - тянуться к Богу.
                Всего тянуться лишь, но никогда не дорасти.
И всё же обращение к Причастью — есть возможность переиначить свою жизнь.
                Иль я не знал, что всё предастся тленью
                на жизнь творимое?!..Как всякий знал, но наяву
                клонился, как к Причастью, к сожаленью -
                вдруг обернётся то, что и я иначе проживу.
В очень выстраданном, глубинном стихотворении"КАК ПРЕДВЕЧНОСТЬ ОБРЯДА СВЯТОГО ПРИЧАСТЬЯ", которое отнесено к философской лирике, религиозность сочетается с   философскими размышлениями. Здесь и горькие слова прощания с жизнью, которая ожидает каждого:
                Как предвечность обряда святого причастья,
                так в приметах земная наука разлук
                всё грустней для меня. Всё трудней мне прощаться.
                Ничему не вернуться на прежний на круг.
И мучительные мысли о судьбе Родины и каждого человека:
                Где ж теперь он, со мной распростившийся смех?

                Тот который до слёз... Он отрясся в вагоне
                под глухой перестук "не вернусь, не вернусь"
                и совсем запропал. Не затеять погони -
                заплутаешь средь слёз, где глубинная Русь.
Как точно написано в одной из рецензий — "Редкий поэт не боится всматриваться в лицо отчаяния. А вот у Виктора всегда сквозит в стихах такое тихое мужество."
                И не знаешь ли, с кем здесь простились навеки,
                пред какою разлукой здесь был причащён
                тот размеренный смысл, тот покой в человеке,
                что под именем Бога идёт под уклон?
Горькое. Такое не напишешь просто так! Надо болеть чужой болью, как своей. И причаститься к чужой боли всем сердцем, всей душою...Это стихотворение из тех, что переворачивают душу, так сильно пережито и так сильно сказано. После него остаётся горькое чувство вины. Что ты что-то не так сделал. И остаётся только молиться и просить у Господа прощения.
И последнее стихотворение, на котором мне хотелось бы остановиться -  "ЕСЛИ Б СМЕЛ, ПОПРОСИЛ БЫ У БОГА". Привожу его текст полностью
                Если б смел, попросил бы у Бога:
                "Светоносный, тебя я молю -
                дай мне белого света не много,
                но со всеми, кого я люблю!
                И со всеми, с кем думать светлее
                без просвета единого днём...
                Млечный Путь я отдам за аллею,
                по которой мы вместе уйдём,
                видя спины друг друга и плечи
                сквозь минуты, часы и года,
                растянувшись, пускай не на вечность,
                но для памятных лип - навсегда!".
В нём — просьба к Богу продлить дни жизни с теми, кто дорог. Но главное в стихотворении —это мысль о прощании, об уходе из жизни, о которой говорится пронзительно и горько-щемяще. Что может быть горше этого?! Господь видит нас, всю нашу боль расставания с жизнью видит, понимает, ибо Он любит нас. Но нам расставание это хоть и тяжело, но его нужно принять. Дай Бог уйти так, как думается, и с кем думается...


Стихотворения религиозной лирики Виктора Гаврилина — во многом исповедальны. Они приоткрывают его взгляд на веру, на смысл жизни вообще. Глубокое проникновение в эти мировоззренческие вопросы ставит религиозную лирику автора очень высоко. Не каждому дано выразить в стихах своё отношение к религии. Думается, что Виктору Гаврилину это удалось блестяще.