Частным предпринимателям не хватает менеджерского

Станислав Кушнаров
В последнее время «пожирание» рынков крупным капиталом принято списывать на тенденции времени и недостаточную законодательную поддержку частного предпринимателя.
Но всё ли так просто? И всё ли так плачевно?

Для ответа на эти вопросы нужно обратить внимание на слабые и сильные стороны крупной компании и предпринимателя. Возьмём, к примеру, рынок розничной продажи обуви. У торговых сетей здесь масса преимуществ: и широкий ассортимент, и низкие цены, и  раскрученный бренд, и финансовый резерв для развития и продвижения. Но есть и существенный недостаток, бич среднего и крупного бизнеса — «неповоротливость», обусловленная бюрократией.

Как правило, бюрократия в бизнесе чаще всего сказывается на гибкости обновления ассортимента и качестве обслуживания. Её отсутствие — явный козырь предпринимателей. Однако разыграть этот козырь они не хотят (либо не могут).

Приведу пример «классики» предпринимательского обслуживания. Попробуйте купить обувь с дефектом в небольшом магазинчике в переходе, а затем попытаться её вернуть — и вы столкнётесь с массой головных болей. Сначала сотрудники магазина будут вас усиленно отговаривать, что, мол, это «ничего страшного, так, мелочь». Если данный манёвр не увенчается успехом — вам будут говорить что-то вроде «этот товар у нас акционный, а акционные товары возврату не подлежат». Если не поможет и это —  начнут при вас демонстративно как бы пытаться дозвониться хозяину магазина, чтобы спросить позволения на возврат товара, а тот как бы не будет брать трубку. Если вы не покинете территорию магазина и после этого -  вам скажут что денег сейчас нет и чтобы вы пришли завтра.

Какой клиент после этого захочет связываться с услугами частных предпринимателей? И в чём причина такой пассивности предпринимателей  в использовании конкурентных  возможностей?

Многие предприниматели с гордостью говорят что никогда нет работали наёмными сотрудниками. С одной стороны — это положительная сторона менеджера, свидетельствующая о его решительности и упорстве на выбранном пути. С другой стороны это говорит о том что  в таком случае менеджер учится исключительно на своих ошибках, которые отнимают у него массу времени и сил.

Согласно результатам моего опроса в Живом Журнале,   приблизительно четверть предпринимателей не имели опыта работы наёмными сотрудниками в офисе. Но это — только блоггеры. Думаю, среди предпринимателей, неактивных в интернете, имеющих опыт работы наёмным сотрудником в офисе будет в разы меньше. А как раз таких в торговле и сфере задействовано большинство.

Таким образом, помимо «деловой лени», присущей украинскому менталитету, развитие малого бизнеса в Украине тормозит и отсутствие опыта - ведь работая наёмным сотрудником в офисе (неважно каким) можно как минимум споткнуться о самые распространённые «грабли» менеджмента и обучиться хотя бы азам управления.