Моральный крах митингов

Владимир Шереметьев
                Моральный   крах   митингов 
               
Настоящие моральные авторитеты проповедуют любовь, а не ненависть.

   Как известно, революции начинают идеалисты, продолжают фанатики и заканчивают подлецы. Митинг как попытка моральной   революции и  рассматриваемый как некий единый организм, быстро миновал все фазы примерно такого же развития.

                Праздник  непослушания

      Эмоциональным мотором митингов являлся протест против чудовищной коррупции, охватившей всю страну. Митинг обвинял в этом элиты и власть. Мы все обрадовались свежему ветру, который, казалось, принесёт перемены   в атмосферу застоя.
 Молодой митинг был праздником непослушания, весёлым и дружелюбным. Он вовлекал в свою орбиту прохожих, любопытных и городских сумасшедших. Казалось, там царила окуджавская атмосфера. Возьмемтесь за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке.  Атмосфера братства родственных душ, нашедших себе подобных в большом жестоком городе , где уже давно царят только выгода и расчёт. И вдруг как будто вернулась атмосфера диссидентских сообществ советского времени.  Сколько много вокруг хороших лиц - радовались демонстранты. Они опять были героями как советские диссиденты, вышедшими против общего врага, за честность и правду. Митинг верил в возможность чудесного преображения общества, если его искренние речи будут услышаны Россией и всем миром. Это был в основном голос входящего в силу креативного среднего класса, которому не давали подняться старые богачи и чиновники, купленные ими. Митинг стремится возложить всю ответственность за коррупцию только  на власть и, если получится, разрушить коррупцию вместе со властью.  Но, видно, каждый народ имеет такое правительство, которого заслуживает.
Чтобы понять  сущность   митингов нужно обратиться к базовым инстинктам и устремлениям главных колонн (Якиманки),   временно объединенных общей ненавистью к властям в митинговую толпу : среднего класса (либералов), коммунистов и националистов. .   В митинге есть все: идеалисты, карьеристы, радикалы и умеренные, просто любопытные. 
У всех них разные базовые ценности: для одних максимальная свобода для бизнеса, для других процветание родины и для третьих - коммунистические идеалы. И временно объединяет их только общая ненависть к несправедливому государству, которое их не слышит, особенно к наиболее яркому его представителю – Путину.
                А судьи кто?

 Но Россия уже   совсем другая,  в отличие от советского времени, где коррупция была возможна только на верхних партийных этажах власти, Нынешняя коррупция благодаря  рыночному потребительскому характеру общества поразила все его слои.  Коррупция, пусть не такая как в самых верхах, была уже внутри  демонстрантов. Эмоциональная  основа   митингов для среднего класса-  ненависть (а в глубине души    зависть) к олигархам и чиновникам, которые успели захватить главную экономическую власть,   обогащаются быстрее, чем средний класс и не дают ему развиваться.     Законы для средних людей: маленькие люди подлазят под них, а большие перешагивают.  И  средний класс находят здесь моральное оправдание - если вокруг все дружно кричат Путин –вор, то почему я не могу давать взятки и откаты просто хотя бы для того, чтобы получить заказ или вообще работу? И почему я не могу уходить от налогов и должен уважать законы  властей неуважаемых всем могучим митингом - органом непосредственного народовластия. Сделайте такие чудесные законы и идеальных чиновников , чтобы вообще уничтожить возможность коррупции и я тоже тогда не буду воровать. Рыба гниёт с головы.   Средний класс стремится  добиться   больших прав для себя,  большей приватизации собственности (некогда народной) для большего личного обогащения и выхода из под контроля  государства.  И при этом максимально освободиться от обязанностей перед своим народом и государством.    На самом деле, это и есть базовая основа  для коррупции, которую вроде бы обличают митинги и их штабы. Ловить мелких предпринимателей гораздо труднее, чем олигархов. Уж в уходе от налогов они точно креативны.  Налоги - это одна из основ рыночной системы, часть общественного договора между обществом и капиталом. Уход от налогов - основа коррупции.  Аль Капоне в Чикаго посадили не за бандитизм, а за неуплату налогов. Борьба с коррупцией  чиновников,  несомненно  нужна. Но лицемерно обвинять в коррупции только государство. Здесь уже кроется базовая фальш митинга.  - борьба среднего класса  только с чужой коррупцией .  Но сущность индивидуализма, который является основой либерализма, и в том числе среднего класса - я должен иметь все права и минимум обязанностей перед нехорошим государством и тем самым перед теми же, по большей части бедными, коммунистами, пенсионерами и националистами, которые вот рядом также бурно обличают власть.  Невольно возникает вопрос -если все воруют “по многу”, то почему мне нельзя подворовывать, хотя бы немного.   Либералы в принципе не способны надолго возглавить сколько -  нибудь  массовое общественное движение,  поскольку по сути они сами хотят превратиться в богатых олигархов и чиновников - просто скинуть старых и занять их место. Этим же объясняется постоянная грызня  среди вождей оппозиции, неспособность создать единую программу даже для либералов и объединиться в единую партию.  А уж тем более выработать какую -либо общенародную программу.

 У среднего класса и олигархов  (и скрытых потенциальных олигархов - чиновников) одни и те же эгоистические инстинкты.  И для них эгоизм митинга - это проекция личного эгоизма на цели митинга.   Наш человек не только не считает аморальным уходить от налогов . Он даже поделится своим  опытом обмана государства с  соседом.   А вот на Западе злые соседи непременно донесут о том что, вероятно, сосед живёт не по средствам.
        Но при этом наш предприниматель ещё высокомерно поиздевается над бывшими советскими  людьми  - “совком” (часто коммунистами и националистами), в которых сохранились остатки “советской” совести  и которые не понимают   природы взятки как естественной рыночной операции  да ещё поиздевается над государством, которое не умеет их поймать.
 Отношение СМИ к митингам  во многом идеализировано, даже мифологизировано,   они   хорошо умеют продавать только ненависть .    Они только болтают про гражданское общество и как вертикаль нужно заменить горизонталью, а власть построить снизу вверх.
 Но вот организуются по всей стране  ТСЖ .  Казалось бы идеальная   школа гражданского общества: и люди напрямую - материально заинтересованы в честности ТСЖ. и власть формируется снизу на самом близком и доступном собственникам уровне. всё по мировом опыту и даже по Солженицину, ведь была же в России общинная мораль и взаимопомощь, было земство. Однако в прошлом году власти Москвы разогнали  700 воровских ТСЖ. Одна и та же история : либо с самого начала они организуются жуликами, либо, если во главе ТСЖ оказывается честный и успешный человек, то его непременно выживают и убирают самым нецивилизованным образом.

                По заезжанным рельсам
 
  Митинги не родили новых вождей и качественно новых идей.  Они пытались ответить только на вопрос “кто виноват”? и  не могли ответить на главный вопрос – “Что делать”? Здесь мгновенно расходятся пути колонн митингующих: либералов, коммунистов и националистов.  Вожди митинга - самые талантливые обличители,    казалось естественным образом встали во главе его, задавая тон митингов, используя свои давнишние заготовки, отработанные уже на Триумфальной площади.   И митинги пошли по накатанным рельсам обличения чужих и защиты своих  . Постепенно главный пафос митингов стал превращаться в борьбу людей близких к той части элиты, которая получила главную экономическую власть в 90-х годах при Ельцине с новой элитой силового и чиновничьего происхождения, которая выдвинулась в борьбе с первой элитой при Путине. Многие наиболее озлобленные вожди уже побывали у власти в 90-х и, вкусив её соблазны, любой ценой хотели в неё вернуться: Немцов, Рыжков, Касьянов,Милов и т. д. 
   Внутри старых партий в среде националистов и левых уже сформировались новые молодые вожди, которым не давали ходу московские старцы  партий прикормленных властью:  Навальный, Удальцов, Дмитрий Гудков, Чтобы победить старцев, им понадобились более радикальные методы и средства,  опробованные, например, на киевском майдане в Украине. Они пытались превратить митинг если не в революцию, то хотя бы в переворот.  Но пафос майдана превратился у них в фарс беготни с палатками у фонтана . Настоящую революцию в отличие от дворцового переворота нельзя разогнать. Постепенно главное оказалось не борьба за честность выборов и совсем не борьба даже с коррупцией, а попытка сбросить Путина. Для оправдания действий радикалов придумали институт моральных авторитетов. Акунин освящал деятельность Навального,  к Ходорковскому пытались приклеить нимб Сахарова и т.д.

                Раскол и моральная гибель митинга

Митинг должен быть освежающей грозой, после которой очищается воздух и легче дышать. Во всех мировых религиях авторитет моральных лидеров  зиждется не на обличении других,  а на самоотречении, любви, даже покаянии и уж хотя бы на вкладе в общее дело построения чего-нибудь. Но в митинговом русском споре, к сожалению, рождается не истина, а ещё большая ненависть друг к другу. И прав тот, кто сможет перекричать других, кто более нагл и самоуверен. Самовыдвиженцы в моральные авторитеты, в том числе “мастера культуры” также сцепились в яростной схватке, обличая друг друга. Моральным авторитетом  стал считаться инквизиторы - люди наиболее страстно и талантливо умеющие ненавидеть и разоблачать врагов  : Немцов, Навальный, Удальцов и т. д.
    Польза митингов в ускорении реформы политической системы, но в то же времени освобождении от иллюзий, что можно революционным скачком, за чужой счет, без собственного покаяния, изменить кардинально жизнь: мы не проснулись после митингов “в другой стране”. Западный человек ищет причины своих неудач в себе и меняет даже, может быть, свой менталитет.    У русского человека в его бедах всё ещё виноваты другие: инородцы, враги народа, государство и просто богатые соседи. Когда искали новые лозунги для митингов, один из блогеров написал: “ а, может быть, попробовать поработать”?  Новые моральные авторитеты по всему миру организуют митинги типа “захвати Уолл-стрит”, а наши либералы   возвращаются назад в прошлое человечества , в тот тупик, откуда пытается теперь найти выход запад – “вся власть рынку”.


Митинг пытался стать моральным авторитетом и органом народовластия взамен  выбираемых по конституции органов.  Организаторы стремясь превратить митинг в восстание, в революцию, использовали для его искусственного взбадривания,  когда он начал угасать,  самые пошлые рыночные методы. Митинг превращался из праздника в рутинную процедуру и сделку. Борьба  с ответными митингами “быдла” привела  к их  взаимной аннигиляции. Авторитет митинга умирал, корчась от вспышек небывалой злобы. 
  Митинг умирал, когда как внеконстуитуционный орган власти пытался  подменить выборную и даже судебную власть.  Он стал ареной классовой борьбы и даже просто борьбой  претенциозных личностей за власть.
 Перед своей смертью  митинг  окончательно  раскололся   на три колонны, так и не объединённые общими ценностями. У националистов это любовь к родине и нетерпимость к инородцам. У коммунистов борьба против богатых. Суть коммунизма - слабые за счёт сильных, а либерализма - сильные  за счёт слабых.   
    По сути дела, всё развитие человечества - это выстраивание систем моральных табу - религиозных, национальных, коммунистических для ограничения всевластия богатых, преодоления животных потребительских инстинктов :  Против этих ограничений  выступают либералы - для рынка не должно быть никаких границ.
 Когда подмена первоначальных целей митинга стала очевидной, рухнула моральная основа митинга как борца  за всеобщую честность, справедливость и толерантность .  Организаторы митинга, заботясь о чистоте организации выборов думы и президента, мало позаботились о чистоте организации самого  митинга.  Любое  сомнение в абсолютной    честности митинга рассматривалось идеалистами как личное оскорбление.   Идеалисты  вдруг стали авторитарными и нетерпимыми больше чем нехорошие власти,  Но в глубине души сами видимо сомневались в честности своих вождей, столько увидели грязи в подслушивании и подсматривании их переговоров .  И куда подевались все высокие принципы свободы слова, толерантности и уважения прав других. Первоначальные благородные цели утонули в злобных выходках против настоящих моральных авторитетов, проповедующих любовь и самопожертвование :

 - Оскорбление подвижничества  Чулпан Хаматовой (продалась за 30 серебряников!)
-  Осквернение храма Христа Спасителя (матерная лексика и порнографическая эстетика) , глумление над   православием вообще
 и т.д. Разрушение моральных табу вышло на первый план.

      
      Вот широко разрекламированный оппозицией печальный итог митингов:

Богородица, Дево, Путина прогони

Богородица, Дево, Путина прогони
Путина прогони, Путина прогони
(конец хора)

Черная ряса, золотые погоны
Все прихожане ползут на поклоны
Призрак свободы на небесах
Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах

Глава КГБ, их главный святой
Ведет протестующих в СИЗО под конвой
Чтобы Святейшего не оскорбить
Женщинам нужно рожать и любить

[Припев:]
Срань, срань, срань Господня
Срань, срань, срань Господня

(Хор)
Богородица, Дево, стань феминисткой
Стань феминисткой, феминисткой стань
(конец хора)

Церковная хвала прогнивших вождей

Крестный ход из черных лимузинов
В школу к тебе собирается проповедник
Иди на урок - принеси ему денег!

Патриарх Гундяй верит в Путина
Лучше бы в Бога, сука, верил
Пояс девы не заменит митингов -
На протестах с нами Приснодева Мария!

(Хор)
Богородица, Дево, Путина прогони
Путина прогони, Путина прогони
(конец хора)